16
Тема: ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ ( с обучающимися ОВЗ)
Цель урока: дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.
Задачи:
1. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.
2. Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.
3. Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма проведения: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная; фронтальная; групповая.
Необходимая литература для урока:
Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2007 г.,
План урока:
1.«Вторая природа»
2.Природа- это Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
3.Экологические проблемы.
Оборудование урока:
Учебники, компьютер, карточки с заданиями , рабочие листы
Предварительная работа: тексты по теме урока, подготовить интеллект –карты по предыдущему уроку детям с ОВЗ.
Ход урока:
Проверка д/з:
Проверить интеллект-карты
Обозначить выбранные детьми темы и цель выбора
Выявить трудности в подготовке своей темы
Решение тестов по выбранной теме
Проверка выставление оценок
Постановка темы и цели урока- 5-7 мин.
- Наш урок начнём с просмотра фрагмента ролика. Во время просмотра попробуйте определить тему нашего урока.
(Просмотр фрагмента ролика М.Джексона «Мелодия Земли»)-1 мин.
- Вам понравился ролик?
- Чем?
- Попробуйте определить тему урока.
- Молодцы, значит тема нашего урока- «ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ
-Для чего мы изучаем эту тему сегодня?
- А что мы уже знаем о сегодняшней теме?
- А теперь постараемся определить какие знания вы получите из урока?
-Давайте прочитаем слова знаменитого писателя Валентина Распутина. Что хотел донести он строками до человечества. с. 122 «Обсудим вместе»
«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».
-Как вы понимаете слова писателя?
-О какой вселенской беде он говорит?
+Об экологическом кризисе, об экологии в мире.
- А что такое экология?
Составим кластер:
Слово экология состоит из двух слов:
- экос- жидище, дом, окружающая среда, планета Земля
-логос-знания, наука
Со словом «логос» мы часто встречаемся – археология, биология, социология, психология. Как вы думаете, что оно обозначает?
Экология------ наука--- изучающая?-----взаимодействие----- кого и с кем?--- человека с природой
Знания всех живых организмов
Всего живого на Земле
+Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).
Экология - это состояние окружающей среды.
Объяснение нового материала.
-Работать будем по плану (СЛАЙД)
1. «Вторая природа»
2. Природа- это Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
3. Экологические проблемы.
1.«Вторая природа»
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
Учитель Я предлагаю вам послушать одну ситуацию. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Старик, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманную рыбу и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
3. Интерактивная беседа.
Учитель: Какой же экологический урок дал старик рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
(На партах розданы за ранее по группам тексты с заданиями) -5-7 минут (СЛАЙД)
-На партах в каждой группе на листах текст. Задание: работая в группах, нужно прочитать внимательно и ответить на вопросы по тексту в 3-4 предложениях.
а) «Человек – царь природы!» (группа 1)
б) «Мы – покорители природы!» (группа 2),
в) «Царская охота» (группа 3)
Текст 1
Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.
Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.
Вопросы к тексту
1. Как человек относится к природе?
2. С какими экологическими проблемами столкнулись люди?
3. Кто стал виновником экологических проблем?
4. Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен?
Текст 2
Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.
И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.
Вопросы к тексту
1. Как ведет себя человек по отношению к природе?
2. Что старается покорить человек?
3. Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?
4. Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы?
Текст 3
Фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.
«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота.
Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».
Вопросы к тексту
1. Каковы последствия этой охоты?
2. Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?
3. Как мы теперь знаем, в этом заповеднике в Беловежской Пуще вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?
4. Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?
-Какой вывод мы можем сделать?
+Вывод: Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.
ФИЗМИНУТКА
Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.
Задание: работая с текстом учебника на стр. 123, последний абзац заполните таблицу «Виды природных ресурсов»- на партах заранее розданы таблички
-Проверяем.
Исчерпаемые | Неисчерпаемые |
Богатства недр Почва Растительный и животный мир | Водные ресурсы Климатические ресурсы Космические ресурсы |
Обратим внимание на с. 128. Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу.
-Что такое биосфера?
+ Биосфера- это оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли.
– Биосфера- живая оболочка Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума.
Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.
Вывод: В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.
3. Экологические проблемы.
-Задание: работая в группах, с текстом учебника расскажите о причинах загрязнения отдельных частей биосферы и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по следующему плану:
1. Причины (источники) загрязнения.
2. Последствия для человечества.
1. Загрязнение атмосферы стр. 128
2 причины загрязнения атмосферы: естейственное- природное (извержение вулканов) и деятельность человека (сжигание топлива).Источниками загрязнения являются заводы, транспорт, костёр. В результате происходит сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, а так же задымление, в результате которого образуется ядовитый туман – смог.
2. Загрязнение воды стр. 130
Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, отходы промышленности, особенно химической, бытовые отходы. Как результат всемирное ухудшение качества воды, недостаток пресной чистой воды, загрязнение почвы мусором, ядохимикатами.
3. Загрязнение почвы стр. 131
Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, отходы промышленности, особенно химической, бытовые отходы. Как результат всемирное ухудшение качества воды, недостаток пресной чистой воды, загрязнение почвы мусором, ядохимикатами, сокращение площади почв (за последние 100 лет 1/4 часть плодородных земель уничтожена). Почва всего толщиной в 20 см. Почва образуется очень медленно- нужно сотни и тысячи лет.
Подведение итогов урока:
-Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся ответить на поставленные в начале урока вопросы:
-Почему так тревожно звучат слова писателя?
-Откуда же пришла эта беда?
-И почему она стала вселенской?
+Современный человек научно- технический прогресс (развитие науки и техники) активно воздействуют на природу, не всегда задумываясь о последствиях. Мы видим, как изменился климат не земле, насколько загрязнен воздух в крупных городах. Погодные явления становятся для нас менее предсказуемыми, мы лишаемся комфортной среды обитания. Мы чаще болеем. Экологические изменения глобальны, они происходят по всей планете, и решать их необходимо всем человечеством.
-Какие знания вы сегодня получили на уроке? Как в дальнейшем они вам пригодятся?
Рефлексия.
Синквейн к слову
1.ПРИРОДА-
2.Живая, прекрасная
3.Создаёт, радует, восхищает
4.Охранять природу- охранять Родину!
5.Среда
Домашнее задание:
Оценка «3»- § 15 чтение, пересказ
Оценка «4»- 1. экологический рейд: Подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего села, улицы, города и определить источники загрязнения.
/2.Сообщение о тех видах животных, растений и птиц нашей области, которым грозит исчезновение.
/3.Сообщение о заповедниках, заказниках Псковской области.
Оценка «5»- спланировать и провесим экологическую акцию
Рабочий лист. Васильев Михаил. 7 класс
Задание 1.

Задание 2. работа с текстом учебника на стр. 123, последний абзац заполните таблицу «Виды природных ресурсов»- на партах заранее розданы таблички
Исчерпаемые | Неисчерпаемые |
| |
Задание 3. Загрязнение атмосферы Задание 4. Загрязнение воды

Задание 5. Загрязнение почвы

Рабочий лист. Тимофеев Илья. 7 класс
Задание 1.

Задание 2. работа с текстом учебника на стр. 123, последний абзац заполните таблицу «Виды природных ресурсов»- на партах заранее розданы таблички
Исчерпаемые | Неисчерпаемые |
| |
Задание 3. Загрязнение атмосферы Задание 4. Загрязнение воды

Задание 5. Загрязнение почвы

Рабочий лист. ___________________________________________________ 7 класс
Задание 1. Работа с текстами.
Задание 2. работа с текстом учебника на стр. 123, последний абзац заполните таблицу «Виды природных ресурсов»- на партах заранее розданы таблички
Исчерпаемые | Неисчерпаемые |
| |
Задание 3.Причиныи последствия загрязнения атмосферы с. 128
Задание 4. Причины и последствия загрязнения воды с.130
Задание 5.Причины и последствия загрязнение почвы с.131
Домашнее задание:
Оценка «3»- § 15 чтение, пересказ
Оценка «4»- 1. экологический рейд: Подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего села, улицы, города и определить источники загрязнения.
/2.Сообщение о тех видах животных, растений и птиц нашей области, которым грозит исчезновение.
/3.Сообщение о заповедниках, заказниках Псковской области.
Оценка «5»- спланировать и провесим экологическую акцию
Домашнее задание:
Оценка «3»- § 15 чтение, пересказ
Оценка «4»- 1. экологический рейд: Подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего села, улицы, города и определить источники загрязнения.
/2.Сообщение о тех видах животных, растений и птиц нашей области, которым грозит исчезновение.
/3.Сообщение о заповедниках, заказниках Псковской области.
Оценка «5»- спланировать и провесим экологическую акцию
Домашнее задание:
Оценка «3»- § 15 чтение, пересказ
Оценка «4»- 1. экологический рейд: Подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего села, улицы, города и определить источники загрязнения.
/2.Сообщение о тех видах животных, растений и птиц нашей области, которым грозит исчезновение.
/3.Сообщение о заповедниках, заказниках Псковской области.
Оценка «5»- спланировать и провесим экологическую акцию
Домашнее задание:
Оценка «3»- § 15 чтение, пересказ
Оценка «4»- 1. экологический рейд: Подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего села, улицы, города и определить источники загрязнения.
/2.Сообщение о тех видах животных, растений и птиц нашей области, которым грозит исчезновение.
/3.Сообщение о заповедниках, заказниках Псковской области.
Оценка «5»- спланировать и провесим экологическую акцию
Домашнее задание:
Оценка «3»- § 15 чтение, пересказ
Оценка «4»- 1. экологический рейд: Подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего села, улицы, города и определить источники загрязнения.
/2.Сообщение о тех видах животных, растений и птиц нашей области, которым грозит исчезновение.
/3.Сообщение о заповедниках, заказниках Псковской области.
Оценка «5»- спланировать и провесим экологическую акцию
Дополнительно:
Тест (Заранее на столах розданы листочки индивидуальные с тестом)
1. Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?
а) охота
б) сбор грибов и ягод
в) обработка металла
г) садоводство
2. Одной из причин современных экологических бедствий является:
а) рост числа животных на планете
б) посадка лесов вокруг городов
в) большое число любителей гербариев
г) загрязнение вод Мирового океана
3. Что из перечисленного относится ко «второй природе»?
а) река, протекающая возле дома
б) лес за городом
в) птицы на дереве
г) автомобиль у подъезда
4. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:
а) ветер
б) Солнце
в) почва
г) приливы и отливы
5. Живая оболочка Земли:
а) атмосфера
б) смог
в) биосфера
г) литосфера
Проверяем: 1-в, 2-г,3-г, 4-в,5-в (СЛАЙД)
«5»-0 ошибок
«4»-1 ошибка
«3»-2 ошибки
«2»-3 и более ошибок