Открытый урок по теме: Что значит жить по правилам.
Цели урока:
обучающие: обеспечить усвоение обучающимися представлений о роли социальных норм, в жизни человека и общества.
развивающие: развивать исследовательские умения обучающихся, умения анализировать, выделять главное в тексте; строить рассказ на основе работы с текстом учебника, других источников; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм;
воспитательные: выработать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Задачи урока:
Познавательные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации;
личностные: создание условий для социализации личности;
коммуникативные: способствовать развитию УУД по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Планируемые результаты:
— предметные: усвоить значение и характерные черты понятий правила, социальные нормы, привычки, обычаи, традиции, обряды;
— метапредметные:
1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;
2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
— личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте дети! Сегодня у нас на урок будет присутствовать гость. И я бы хотела показать какие вы у меня активные и замечательные детки.
2. Актуализация полученных знаний. И так дети, обратимся к ранее полученным знаниям. Какую тему на прошлом уроке мы с вами начали изучать?
Ответ ученика: «Что значит жить по правилам».
Ответы детей: многообразие правил, правила этикета и хорошие манеры.
Проверка домашнего задания. Игра «Крестики-нолики». Если верно, то Х, если нет – О.
Норма – это правило поведения, регулирующее общественные отношения (Х).
Правила этикета относятся к формальным нормам (О).
Общество может существовать без правил (О).
Формальные нормы обязательны для исполнения (Х).
Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды (Х).
Опоздание на встречу с другом- запрещающая норма.
Неформальные нормы зафиксированы в законах и подзаконных актах (О).
3. Мотивационно-целевой этап.
Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.
К одному известному мастеру боевых практик пришёл очень трусливый человек и попросил научить его мужеству. Мастер мельком взглянул на этого Человека и объявил о своём решении:
– Я возьмусь учить тебя только после того, как ты в течение месяца будешь жить в крупном мегаполисе и, встречая кого-нибудь на своём пути, громко, открыто и глядя в глаза прохожему, заявлять, что ты трус.
Человек очень расстроился – это задание казалось ему невыполнимым. Он несколько дней пребывал в грусти и раздумьях, но жить со своей трусостью было настолько невыносимо, что он отправился в мегаполис для выполнения задания...
Первое время он, встречаясь с человеком, робел, терял дар речи…, но нужно было выполнить условие учителя-мастера, и приходилось преодолевать себя. С каждым разом всё ярче и громче звучал его голос, когда он подходил к прохожим, чтобы рассказать о своей трусости, и вот настал час, когда Человек поймал себя на мысли, что ему совсем не страшно, и чем дальше он продолжал выполнять задание мастера, тем больше убеждался в том, что страх покинул его...
Прошёл месяц... Человек вернулся к мастеру, поклонился ему низко и искренне сказал:
– Спасибо, учитель. Я выполнил твой урок. Теперь я уже не чувствую страха... Но как ты знал, что это странное задание поможет мне?
– Дело в том, – улыбнулся учитель, – что долгие годы наблюдая за собой, я понял, что храбрость иль трусость – лишь привычка... А потому, разрушая стереотип, можно прийти к тому, к чему пришёл ты. Теперь ты знаешь, что мужество – это та же привычка – так направь свои усилия на то, чтобы сделать её частью тебя самого.
Вопросы к классу:
(Ответы учеников.)
Постановка цели: Как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить?
(Ответы учеников).
Записывают вопрос урока в тетрадь «Привычка свыше нам дана...»
Проблемный вопрос: Какое значение имеют в современном мире обычаи, традиции, ритуалы, обряды, церемонии?
4. Изучение нового материала:
Рассказ учителя: социальные нормы складывались с древних времен. Часть этих норм продиктована удобством и здравым смыслом. Так, зачастую вы совершаете определенные действия неосознанно, автоматически, например, встречая знакомого человека – здороваетесь, выпиваете стакан воды натощак, протягиваете правую руку для рукопожатия, носите часы на левой руке…
Как вы думаете примеры каких правил я вам озвучила?
(Ответы учеников).
Теперь сделаем записи в тетради.
Привычка-стереотип поведения.
Рассказ учителя: привычка – это вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них.
—Приведите примеры плохих привычек.
(Ответы детей).
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника ( с. 11).
— Определите значение понятий обряды, обычаи, ритуал, церемонии.
Вариант ответа в тетрадях:
Обычаи — это правила или образцы действий, одобряемые обществом и предающиеся по наследству.
Комментарий учителя: Так, современный человек часто во время встреч жмет руку собеседнику. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке.
—О каких обычаях вы слышали? (празднование Нового года, Дня рождения, Пасхи).
Ритуал — обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемыми специальными людьми в строгой последовательности. Это церемония, имеющая целью внушить людям определенные чувства.
Комментарий учителя: Ритуал призван драматизировать данное событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу яркий пример ритуала.
Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды “Взлет разрешен”. Элементы ритуала прощания: посидеть “на дорожку”, обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п.
История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал “огненных танцев” (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в 1 веке до н.э.). Ходить по огню и даже плясать босыми могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, и мусульмане в Индии, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.
Физкультминутка.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
— Продолжим рассмотрение сегодняшнего вопроса.
Обряд- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Комментарий учителя: в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты).
Церемония-установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
Комментарий учителя: функция этих действий подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.
—О каких церемониях вы слышали? (коронование, бракосочетание, чайная церемония в Китае).
Помимо вышеперечисленного существуют еще такие правила поведения как традиции.
Запись в тетради: традиции - правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, государства и общества.
—О каких традициях вы слышали? (ставить елку на Новый год, дарить подарки на День рождения, красить яйца на Пасху).
А сейчас дадим слово вашему однокласснику, который расскажет нам о различных традициях народов.
Обсуждение доклада.
Рефлексия.
Классу раздаются небольшие анкеты.
Школьникам раздается небольшая анкета, где они должны обвести тот вариант ответа, который считают необходимым относительно проведенного урока.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Закрепление изученного материала.
Если суждение верно-поднимаем большой палец вверх, если не правильно- вниз.
Привычка-это стереотип поведения.
Празднование Нового года-традиция.
Привычки бывают полезные и вредные.
Соблюдать традиции – обязанность каждого человека.
История ритуалов уходит в глубокую древность.
Вернемся к проблемному заданию:
Какое значение имеют в современном мире обычаи, традиции, ритуалы, обряды, церемонии?
( Ответы детей).
Домашнее задание:
Выуч. записи в тетради.
Выполнить задание 2 «В классе и дома» письменно в тетради.
5