1.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока. | Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи. | Несколько уроков назад вы начали изучение экономической сферы жизни общества. (1 слад) Я предлагаю вспомнить некоторые понятия из пройденных тем. Предлагаю выполнить задание на соотношение термина и его значения . (слайд 2) Задания такого характера встречаются в материалах государственной итоговой аттестации, которую кому-нибудь из вас предстоит пройти . Такие задания встречаются и в заданиях олимпиад, в которых вы будете участвовать уже со следующего года. Всем ли предложенным терминам нашлось соответствующее значение? «Домашнее хозяйство» и есть новое для вас понятие и тема сегодняшнего урока.(слайд3) Цель нашего урока- познакомиться с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими, рассмотреть понятие семейный бюджет и источники его формирования, познакомиться с основными статьями доходов и расходов семьи. Моя задача- дать вам первоначальные навыки планирования семейного бюджета, а также формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету. План урока: ( слайд 4) 1.Семья и домашнее хозяйство. 2. Семейный бюджет. Результативность работы каждого из вас на уроке, мы увидим в конце занятия. Так как сегодняшний урок связан с экономическими понятиями, денежным эквивалентом, то за правильный ответ вы получите особый символ- «Знайку»-единицу измерения ваших знаний на уроке. | Учащиеся соотносят экономический термин и его значение. Учащиеся отвечают, что нет значения понятию «домашнее хозяйство». Работа с тетрадью, запись темы |
2. Изучение нового материала. | Дать конкретные представления о семейном бюджете как о важном элементе домашнего хозяйства, источниках его формирования. Обобщение учителя Обобщение учителем- Обобщение | Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Семья является а) самой малой частью общества; б) каждая семья ведет свое домашнее хозяйство. Что это слово обозначает? Домашнее хозяйство-все имеющиеся ресурсы семьи, и прежде всего собственность. 1. Вам предлагается слайд с изображенными на нем пронумерованными картинками. (слайд 6) Задание: Глядя на слайд, назовите номера тех картинок, которые относятся к теме урока и обоснуйте свой выбор. Вопрос: Что из изображенного на рисунках может быть собственностью семьи? Таким образом, мы видим, что в собственности семьи могут находиться: квартира, дача , садовый участок , транспортные средства, мебель , одежда , бытовая техника, денежные средства , драгоценности. Вопрос: Что нужно для того, чтобы все это иметь? Вопрос: Назовите и предложите виды деятельности, которыми может заниматься семья, чтобы заработать деньги. Семья может заниматься разными видами деятельности: бизнесом, быть собственником фирмы, работать на заводе, заниматься фермерством, иметь акции во владении салоном красоты, магазином и т.д. (Слайд 7) 2. Возьмите карточку№1 , которая лежит у вас на партах . Ознакомьтесь с текстом и подчеркните незнакомые или малознакомые вам слова. На эту работу вам отводится 1 минута. Какие же слова вам незнакомы? Сегодня мы вместе попытаемся разобраться в значении этих понятий. 3. Благосостояние любого хозяйства, будь то огромное хозяйство страны или хозяйство семьи, зависит от правильного, рационального исполнения бюджета. Как вы думаете это слово русское или иностранное? Откуда же пришло к нам это слово? Об этом вам расскажет ваша одноклассница. Существует бюджет государства, области, района. А мы на нашем уроке будем говорить только о семейном бюджете. Семейный бюджет-это денежный план семьи. Это все доходы и расходы семьи за определенный период времени (слайд 8). Задание: Давайте подумаем, какие доходы, т.е. денежные поступления, могут быть у семьи. ( слайд 9) Мы сейчас с вами сыграем в игру «Кошелек», мы будем формировать семейный бюджет. Задание: Назовите источники семейного бюджета.( из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?) Та сумма , которая находится сейчас в кошельке, – это доход семьи, т.е. зарплата , прибыль, доходы от собственности, проценты, социальные выплаты- пенсии, стипендии студентам, пособие многодетным семьям, пособие по безработице Мы наполнили кошелек. Вопрос: Как вы думаете , кошелек-бюджет у нас останется постоянно наполненным? 4. Расходы-затраты денежных средств в семье.( слайд 10) Вопрос: На что обычно тратятся денежные средства? Расходы бывают двух видов: обязательные и произвольные. Мы продолжаем нашу игру «Кошелек» Теперь мы будем наш семейный бюджет расходовать. Задание: У меня на столе находятся карточки с видами расходов . Вы подходите, берете карточку, определяете вид расхода и, используя магнит, помещаете под тем видом расхода, который считаете правильным. После этого берете монетку из кошелька. 5. Посмотрим, что у нас осталось в кошельке. У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным или избыточным. (т.е. денежные средства у нас остались после покупок) Если бы денег в кошельке не осталось, а мы не осуществили все обязательные расходы, то бюджет семьи был бы дефицитным. Бюджет семьи был бы сбалансированным, если доходы равны расходам. Каждая семья тратит часть доходов на оплату необходимых товаров и услуг, а другую часть оставляет для сбережения. Сбережения нужны не только для покупки дорогостоящих товаров и услуг. Вопрос: Как вы думаете , для чего еще нужны сбережения? Вопрос: Какие бывают способы сбережений? ( т.е. как можно скопить деньги?) ( слайд 14) 6. В современном обществе существует неравенство доходов семей. Существует понятие : ( слайд 15) Прожиточный минимум- -наименьшее количество жизненных благ, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека. Семья , у которой доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. 7. Мы с вами сегодня познакомились с обязательными расходами. Слайд 16 Вопрос: Какой из обязательных расходов является важным и является обязанностью граждан РФ? Граждане выплачивают налоги. ( слайд17) Налоги- обязательный платеж с полученных доходов, который установлен государством. Задание: зачем граждане России платят налоги? | Учащиеся обращаются к его определению на слайде.(слайд 5) Работа с тетрадью: запись определения . Учащиеся называют номера тех картинок, которые относятся к теме «домашнее хозяйство» и объясняют свой выбор. Учащиеся отвечают на вопрос. Ответ детей- деньги. Учащиеся отвечают: Работать учителем, врачом, бухгалтером и т.д.( т.е. что-то производить и оказывать услуги) Учащиеся читают текст и выполняют задание учителя. Затем озвучивают результат. Возможные ответы: Семейный бюджет, расходы обязательные и произвольные, бюджет дефицитный, сбалансированный, профицитный. Сообщение ученика Термин «бюджет» пришел к нам из Англии, дословно он означал «кожаный мешок». В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определенный период. Запись термина в тетради Игра «Кошелек» Учащиеся называют источники семейного бюджета, и кладут монетку в кошелек, находящийся в руках учителя. Ответы детей-конечно же нет. Запись термина в тетради. Ответы детей. Работа со схемой. (слайд 11) И на доске использую карточки( разворачиваю их. Работа с новыми понятиями. Учащиеся распределяют карточки с видами расходов, берут монетку из кошелька. Виды бюджета показаны на слайде 12 Виды бюджета. 1.Доходы= Расходы-сбалансированный бюджет. 2. РасходыДоходы- дефицитный бюджет, если не хватает, семья берет в долг. 3.ДоходыРасходы-профицитный бюджет. В тетради учащиеся изображают схему Виды бюджета 1.Сбалансированный бюджет 2.дефицит бюджета 3.профицит бюджета ( буквами подписать уровнение) Учащиеся отвечают: - на случай потери работы - для обеспечения достойного уровня жизни после ухода на пенсию - для получения образования( слайд 13) 1.вложение денег в банк 2.покупка ценных бумаг (акций) 3. накопление дома( в чулке) Запись понятия в тетрадь. Ответ учеников- из поступивших налогов формируется бюджет государства, часть средств идет для помощи малообеспеченным слоям населения. |