
Тема урока: Избирательное право и избирательный процесс
в Российской Федерации
Тип урока: урок -деловая игра(2часа).
Цели урока:
1) формирование правовой культуры и активной гражданской позиции через представление различных форм участия граждан в политической деятельности;
2) развивать коммуникативную компетенцию.
Задачи:
Образовательная:
раскрыть сущность и показать особенности избирательного процесса в Р.Ф.
в ходе деловой игры познакомить учащихся с различными сторонами избирательного процесса в Российской Федерации и процедурой проведения выборов;
закрепить знания по избирательному праву граждан Р. Ф. и в ходе деловой игры учиться применять их на практике.
Воспитательная:
1) способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма;
2) углубить убежденность учащихся в демократизации избирательной системы России.
Развивающая:
способствовать развитию творческих способностей, интереса к занятиям, общественной жизни;
умений обосновывать ценность и значимость гражданской активности;
отрабатывать умение работать в группе, выступать публично, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, подписные листы, списки избирателей, протокол голосования, бюллетени для голосования, удостоверение члена избирательной комиссии, избирательная урна, избирательная кабинка, столики для участников игры, листовки (предвыборная агитация), бэйджики для участников игры, удостоверение Председателя совета старшеклассников школы.
Ход урока:
Мотивационный блок.
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Наше занятие сегодня проходит в не совсем обычной обстановке. У нас на уроке присутствуют ребята из других классов, в ходе нашей работы мы будем использовать слайды презентации .Форма проведения тоже будет отличаться от обычного урока. Обратим внимание на тему занятия(слайд № 1: «Избирательное право и избирательный процесс в Р.Ф. »). Обоснуйте ваше мнение по поводу важности знаний по данной теме для каждого гражданина России.
Организационный блок.
-Вся наша работа сегодня будет разделена на 2 блока: первая часть - мы в различной форме работаем над темой: «Избирательное право» в Р.Ф. ; вторая часть- «Избирательный процесс в Р.Ф.», который в свою очередь разделена на «теоретическую» и «практическую», где мы с вами в условиях учебно-деловой игры познакомимся с избирательным процессом в Российской Федерации, выясним отличительные черты выборов в демократическом государстве, примем участие в выборах Председателя совета старшеклассников нашей школы.
-На рабочих местах у каждого из вас лежат «Оценочные листы», где указаны цели и задачи нашей с вами работы, результаты , которых мы должны достичь. По ходу работы на уроке вам необходимо оценивать свои ответы и ответы товарищей, результаты заносим в этот лист. Критерии я буду давать к каждому заданию по ходу урока. Здесь также размещены задания ,которые необходимо выполнить.
II. «Определи понятие».
Начнем мы нашу работу с разминки «Определи понятие» ( слайд №2). Вспомним понятия, связанные с этой темой .Читаем на доске вопрос -даем краткий ответ.(1балл за каждый правильный ответ).
1. Что такое выборы в РФ?
2. Раскройте понятие «Избирательное право граждан».
3. Что такое активное избирательное право?
4. Что такое пассивное избирательное право?
5. Раскройте понятие «Избиратель».
6. Дайте определение «Избирательной комиссии».
7. Продолжите фразу: « Баллотироваться на выборах - это значит…»
8. Что такое референдум?
9. Раскройте понятие «Избирательный ценз»
Теперь второе задание. Перед вами на интерактивной доске таблица (слайд №3) В левой части таблицы записаны определения, а в правой, соответствующие им понятия. Ваша задача соотнести их правильно.
1) Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. (Пассивное избирательное право).
2) Парламент Р.Ф. (Федеральное собрание).
3) Форма правления, при которой решения принимаются от имени народа избранными им представителями. (Представительная демократия).
4) Главный избирательный орган страны.(Центральная избирательная комиссия).
5) Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов.(Избирательный бюллетень).
6) Носитель суверенитета и единственный источник власти в Р.Ф.(Народ).
Учитель: Усложняем задания. В первой главе Конституции говорится: «Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления» (статья1).
- Назовите характерные черты демократического правового государства?
Предполагаемые ответы:
- В демократическом государстве право выше закона.
- В демократическом государстве существует разделение властей.
- В демократическом государстве гражданин имеет большие возможности реализовать свои цели, но вместе с тем несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.
- Демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству, понимания роли выборов в демократическом обществе.
- Одним из главнейших признаков демократического государства являются выборы, как важнейшая форма прямого волеизъявления народа.
- Каждый гражданин через выборы реализует свое право голоса, а право голоса – это одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе.
III.Учитель: Ребята, прежде, чем мы с вами приступим к практической части нашего урока, необходимо уяснить ряд принципиально важных теоретических вопросов.
1)Какова законодательная основа избирательного процесса в Р.Ф?(Демонстрация сборников документов по ходу работы):
- это Конституция Р.Ф.
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.
-Федеральный Закон о выборах Президента Р.Ф.
-Федеральный Закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Р.Ф.
-Областной Закон о выборах депутатов Смоленской областной думы.
2) Принципы участия гражданина Р.Ф. в выборах(Демонстрация слайдов презентации)
- принцип периодичности;
- принцип всеобщего избирательного права;
-принцип равного избирательного права;
-принцип прямого избирательного права;
-принцип тайного голосования.(демонстрация на доске)
Эти принципы являются основополагающими в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
Учитель: Подведем итог-гражданин Р.Ф. участвует в выборах на основе :
-всеобщего
-равного
-прямого избирательного права
-при тайном голосовании.( Демонстрация слайдов на доске; работа в «Оценочных листах» ).
-Его участие в выборах добровольное. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. Но было бы неверным сейчас, в условиях демократической избирательной системы, представлять дело так, что абсолютно безразлично, сколько избирателей придет голосовать. Без активного участия граждан страны в выборах любого уровня механизм избирательной системы не будет функционировать в полной мере. Демократия, республика лишаются важнейшей своей основы - выборности государственных органов власти.
Поэтому очень важно, чтобы на избирательные участки приходило как можно больше избирателей, чтобы как можно больше граждан проявляли свою активную политическую позицию, своим участием в выборах выражали свое мнение - достоин ли тот или иной кандидат быть Президентом, депутатом.
Надо всегда помнить, что именно от выбора каждого гражданина зависит наша с вами жизнь, будущее нашей страны.
3) С чего начинаются выборы?
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент Российской Федерации(статья81). Выборы Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Р.Ф. назначает Совет Федерации Федерального Собрания Р.Ф.(статья102).
Срок со дня назначения выборов и до дня проведения выборов должен быть не менее четырех месяцев. Какая работа проводится в этот период? (демонстрация на доске) - формируются избирательные округа; избирательные участки;
-создаются избирательные комиссии;
-составляются списки избирателей.
Главное -четкими сроками обозначены следующие действия:
-время создания и действия избирательных комиссий;
-время работы избирательных участков в день выборов;
-время, отпущенное на подсчет голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов.(демонстрация на доске).
IV. Ролевая игра.
Учитель: Сегодня,28 ноября 2012года, мы проводим ролевую игру и будем выбирать Председателя совета старшеклассников нашей школы». В роли Председателя участковой избирательной комиссии будет выступать Закроева В.А., Председатель участковой избирательной комиссии нашего сельского поселения ; в роли Секретаря участковой избирательной комиссии - Лукашевич Екатерина, а Паршенкова Евгения выступит в роли члена участковой избирательной комиссии (представление и вручение удостоверений). [Приложение 2]
Слово для выступления предоставляется Председателю участковой избирательной комиссии Валентине Андреевне (выступление):
- «На имя председателя избирательной комиссии поступило письменное уведомление от Герчиковой Ольги в том, что она выдвигает свою кандидатуру на должность Председателя совета старшеклассников школы, так же поступило уведомление от Лахова Сергея о том, что он дает согласие баллотироваться на должность Председателя от избирательного объединения 9 класса. [Приложение 3]
Кандидаты на должность Председателя получили удостоверения, подтверждающие, что они являются кандидатами и подписные листы. [Приложение 4]
Кандидаты должны были собрать по 10 подписей избирателей, поддерживающих выдвижение их кандидатур на должность Председателя совета старшеклассников.
Также поступило письменное заявление от кандидата на должность Председателя совета старшеклассников Герчиковой Ольги с просьбой зарегистрировать ее доверенным лицом Лапаеву Надежду и от Морозова Артема поступило заявление, в котором он дает согласие быть доверенным лицом Лахова Сергея. [Приложение 5]
Доверенные лица были зарегистрированы избирательной комиссией, им выданы удостоверения. Доверенным лицам пришлось немало потрудиться, чтобы собрать необходимое число голосов в поддержку своих кандидатов. Они сдали подписные листы в избирательную комиссию. Мы проверили эти списки, в них нет повторов фамилий. Кандидаты были зарегистрированы и сейчас мы им вручим удостоверения в том, что они являются кандидатами на должность Председателя совета старшеклассников школы».
IV. Предвыборные дебаты.
Учитель: Уважаемые кандидаты, избиратели, оппоненты и наблюдатели, мы с вами присутствуем на встрече с кандидатами на должность Председателя совета старшеклассников школы. Здесь также присутствуют их доверенные лица, избиратели, представители средств массовой информации. Прошу кандидатов и их доверенных лиц, занять свои места на сцене нашего зала.
Слово для выступления предоставляется Морозову Артему – доверенному лицу Лахова Сергея (выступление):
- «Лахов Сергей – ученик 9 класса выдвигается кандидатом на должность Председателя совета старшеклассников школы от избирательного объединения учащихся данного класса. Сергей учится в нашей школе с первого класса. За время обучения зарекомендовал себя способным учеником.
Сергей активно участвует в общественной жизни школы: посещает спортивные секции, осваивает персональный компьютер. Он исполнителен. Любознателен. Сергей отзывчив, всегда готов прийти на помощь другу, он служит примером для нас. Выдвигая его кандидатуру на эту должность, мы уверены, что он выполнит свои обещания, если не на 100%, то на 70% - обязательно. Голосуйте за Лахова Сергея, вы не пожалеете!».
Учитель: Слово предоставляется кандидату на должность Председателя совета старшеклассников Лахову Сергею (выступление):
- « Я, ученик 9 класса, Лахов Сергей, выдвинут кандидатом на должность Председателя совета старшеклассников школы от избирательного объединения 9 класса, в случае моего избрания на этот почетный и ответственный пост, предлагаю следующую программу своей работы:
1. Для расширения кругозора ребят необходимо организовать Интернет-экскурсии по сайтам лучших музеев мира..
2. Чтобы наша жизнь была более интересной, предлагаю проводить дискотеки ежемесячно.
3. У каждого из нас есть свое хобби, которое, возможно, вскоре превратится в профессию, поэтому я предлагаю провести конкурс презентаций «Мое хобби», чтобы узнать, чем же увлекаются наши ребята и определить самое занимательное и полюбившееся хобби.
В случае моего избрания на должность Председателя совета старшеклассников школы, я обещаю приложить все усилия, чтобы сделать нашу школьную жизнь более интересной и разнообразной».
Учитель: Слово предоставляется кандидату на должность Председателя совета старшеклассников Герчиковой Ольге (выступление).
- Что я могу обещать школе и классу, если меня выберут:
1. Проводить ежемесячно День здоровья;
2. Организовать подвижные перемены для учеников начальных классов, больше различных спортивных мероприятий, способствующих развитию физической подготовки;
3. Уделить больше внимания озеленению школы;
4.Проведение экскурсий и походов по родному краю во время каникул;
5. Введение Дня хороших манер.
Учитель: Слово предоставляется доверенному лицу кандидата на должность Председателя совета старшеклассников Герчиковой Ольги Лапаевой Надежде (выступление):
- Уважаемые избиратели, Ольга скромная, внимательная, отзывчивая, честная, надежная.Она – разносторонний увлекающийся человек. И, если ее выберут Председателем, то Ольга сделает нашу школьную жизнь еще веселее, разнообразнее и интереснее. Пришло время выбирать себе достойного Председателя, которому можно доверять, на которого можно надеяться.
Голосуйте за умную, находчивую, справедливую и надежную – Герчикову Ольгу! Спасибо».
Учитель: Уважаемые избиратели, представители прессы. Вы, ознакомившись с программой кандидатов, с биографическими сведениями о них, сейчас можете получить ответы на интересующие вас вопросы.
- Карпекина Алина - внештатный корреспондент школьной газеты «Юность». Вопрос кандидату на должность Председателя совета старшеклассников школы Лахову Сергею: « Сергей, если ты узнаешь, что за тебя проголосует всего лишь 5% избирателей и ты не победить на выборах, пойдешь ли ты голосовать?» Спасибо.
- Дуденкова Оксана - вопрос кандидату на должность Председателя совета старшеклассников школы Герчиковой Ольге: "У В.Маяковского есть такая строчка: «Голос единицы тоньше писка…» - как ты относишься к этому высказыванию?» Спасибо.
- Смагин Юрий. Вопрос доверенному лицу кандидата на должность Председателя совета старшеклассников школы Герчиковой Ольги Лапаевой Надежде : «Надя, скажи, пожалуйста, ты, оказываешь поддержку, своему кандидату Ольге принципиально, или на что-то рассчитываешь? Спасибо».
-Новиков Денис. Вопрос доверенному лицу кандидата на должность Председателя совета старшеклассников школы Лахова Сергея Морозову Артему: «О достоинствах вашего кандидата мы уже слышали, но ведь у каждого человека есть свои недостатки, над которыми необходимо работать. Какие недостатки, на твой взгляд, есть у Лахова Сергея? Спасибо».
Учитель: Вот вы и познакомились с предвыборными Программами кандидатов на должность Председателя совета старшеклассников школы . Хочется, чтобы вы отнеслись серьезно к выборам. Хоть это и игра, но человек, избранный на эту руководящую должность, будет иметь функциональные обязанности, формировать из представителей каждого класса совет старшеклассников, оказывать большое влияние на внеклассную и внешкольную жизнь учащихся нашей школы. Поэтому хорошенько подумайте, прежде чем ставить галочку в избирательном бюллетене.
Давайте поблагодарим кандидатов за проделанную работу, за то, что они нашли смелость выставить свою кандидатуру, достойно представили свои Программы и себя. Наша встреча подошла к концу. С этого момента прекращается всякая агитация. Избирательную комиссию прошу пройти на избирательный участок и подготовиться к работе.
V. Выборы.
Учитель: Вот и настал долгожданный торжественный день. Мы с вами находимся на избирательном участке. Первыми пришли сюда члены избирательной комиссии. Здесь присутствуют также наблюдатели, в роли которых выступают Скрипкин Вадим и Александрова Виктория; представитель прессы- Трафимов Николай. В присутствии избирательной комиссии, наблюдателей, прессы, мы осматриваем избирательную урну - она пуста, опечатываем ее и ставим в положенное место.
- Избирательная комиссия, вы готовы встречать избирателей?
- Председатель Избиркома: « Да. Избирательная урна опечатана, избирательная комиссия присутствует в полном составе, списки избирателей готовы, бюллетени в наличии – значит можно приступать к голосованию». Первыми голосуют члены избирательной комиссии. После окончания голосования, избирательная комиссия в присутствии прессы, наблюдателей – вскрывают избирательную урну и ведет подсчет голосов.( Избирателям предлагается викторина).
VI. Викторина.
Учитель: Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Осмысление и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Эту возможность нам представляют школьные уроки, внеклассные мероприятия, чтение дополнительной литературы, СМИ, ресурсы Интернета.
Сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в мир избирательного права и ответить на вопросы викторины: [Приложение 6]
1. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы?
2. Закончите следующее определение: «Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется…»:
3. Что представляют собой выборы в России?
4. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении …лет?
5. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации?
6. Кого по закону выбирают в России?
7. Кто является председателем Центральной избирательной комиссии?
8. Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации?
9. Какие вопросы нельзя решать путем референдума?
10. Закончите следующее предложение: «Избирательным правом не обладают граждане Российской Федерации…»
VII.Репортаж с избирательного участка.
Корреспондент школьной газеты «Юность» Карпекина Алина:
-« Уважаемые избиратели, сегодня, 28 ноября 2012 года, мы с вами находимся на избирательном участке МБОУ Руссковская СОШ. Здесь только что завершилось подведение итогов голосования по выборам Председателя совета старшеклассников школы. Я обращаюсь к Председателю избирательной комиссии: «Сегодня для вас напряженный день, что вы можете сказать об активности избирателей?»
- Активность избирателей выше, чем ожидалось.
- Корреспондент: «Насколько мне известно, вы уже подвели итоги голосования. Если можно, несколько слов для избирателей. Ведь им интересно узнать результаты голосования».
- Председатель Избиркома: « Согласно протоколу голосования по выборам Председателя совета старшеклассников школы от 28 ноября 2012 года: общее количество избирателей, принявших участие в голосовании –17;
количество выданных бюллетеней – 17;
количество бюллетеней, оказавшихся в урне –17;
недействительных бюллетеней в избирательной урне не оказалось;
количество избирателей, проголосовавших: «За»: Лахова Сергея – 10,
Герчикову Ольгу – 7"
Корреспондент: « По разному чувствуют себя избиратели в этой ситуации, кто-то рад за своего кандидата, а кто-то огорчен. А как себя чувствует кандидат, одержавший победу на выборах. Давайте предоставим слово Лахову Сергею» :
- Уважаемые избиратели! Я искренне благодарю вас за оказанное мне доверие. Я думаю, что вы высоко оценили мою программу и уверены в моих силах. Я же в свою очередь постараюсь оправдать ваши надежды и намеченную мною программу выполнить достойно. Спасибо всем за поддержку.
Корреспондент: « Сергей, еще раз, поздравляю с избранием на должность Председателя совета старшеклассников нашей школы. Успехов в осуществлении намеченных планов. На этом наш репортаж с избирательного участка завершен, благодарим за внимание» .
Председатель Избиркома: « Сергей, прими мои поздравления. У меня в руках документ, который подтверждает, что теперь ты являешься Председателем совета старшеклассников школы. Это удостоверение Председателя. Я тебе его торжественно вручаю. В результате проведенных равноправных прямых выборов тайным голосованием ты избран на эту ответственную должность. Мы все тебя еще раз поздравляем и желаем успешной работы» .
Рефлексия.
Учитель: сегодня в ходе деловой игры вы познакомились с основами избирательного процесса , приняли самое активное участие в этой игре, но некоторые граждане не хотят идти в день выборов на избирательные участки и голосовать. Как вы относитесь к позиции неучастия в выборах? Ответы учащихся.
1).-А теперь, ребята, обратимся к вашим оценочным листам. Пересмотрите, какие задачи нам предстояло решить в ходе работы на уроке. Достигли ли вы поставленных целей? Что узнали для себя нового? Какие знания и умения, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни? При изучении материала ты помогал другим или помогали тебе? С каким настроением ты изучал этот материал (было интересно; не очень интересно; неинтересно вообще)?(Ответы учащихся).
2).-Подсчитайте свои баллы, полученные в ходе работы на уроке.(Ребята подводят итоги; выставление оценок).
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы приобрели практические навыки участия в голосовании. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны.Я думаю, что вы постараетесь сделать все необходимое, чтобы наша жизнь стала лучше, жизнь граждан достойнее. Спасибо за работу.
Литература.
1. Конституция Р.Ф.
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.
3. Федеральный Закон о выборах Президента Р.Ф.
4. Федеральный Закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Р.Ф.
5. Областной Закон о выборах депутатов Смоленской областной думы.
6. Никитин А.Ф. Правоведение. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» - Москва.2006
7. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразовательных организаций / Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.] ; под ред. Jl.Н. Боголюбова [и др.].- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- 207с.