ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1»
Урок обществознания
Учитель Острикова И.В.
Класс _8_ Дата __________
Тема. «Золотое правило нравственности». Функции морали в жизни человека и общества.
Цель урока: определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.
Задачи:
образовательные: объяснить понятия «мораль», «добро», «зло», «золотое правило нравственности»; выяснить сходство и различие морали и права; развивающие: анализировать, сравнивать, участвовать в беседе;
работать с текстом; выделять главное, актуализировать ранее изученное; составлять таблицы.
воспитательные: выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков;
определять и объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний с ИКТ
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, заготовки лепестков ромашки, карточки со словами, презентация, учебник, рабочий лист.
Ход урока
Орг. момент.
Я спешу сказать вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем на уроке
Прекраснейшего настроения.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы познакомились с понятием мораль. Давайте вспомним определение морали.
Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах. Это нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.
Право тоже контролирует поведение человека.
- Что такое право?
Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
У меня есть карточки, которые нужно правильно распределить по колонкам (Распределяют карточки по колонкам). Слайд 2
Мораль и право
Вопросы для сравнения | Право | Мораль |
Кто вырабатывает | Государство | Общество |
Где закреплено? | В законах государства | Нет письменного закрепления |
Каковы последствия нарушения? | Наступает юридическая ответственность | Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести |
Выполнение | Обязательно | Не обязательно |
Игра «Да - нет» - карточки «Да» - зеленого цвета, «Нет – красного цвета» Слайд3
1. Добрый поступок, совершенный за вознаграждение, может ли считаться нравственным.
2. Нравственные качества человека не проявляются в связи с его поступками, действиями.
3. Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них.
4. Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них.
5. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, готовности человека прийти на помощь другому человеку.
6. Мораль представляет собой нормы, установленные государством.
Сообщение темы, целей урока. Слайд 4
Тема нашего сегодняшнего урока «Золотое правило нравственности». Функции морали в жизни человека и общества.
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «золотое правило нравственности» и его основными функциями, поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена, научимся оценивать поступки.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Изучение новой темы.
Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести в обществе людей.
1. Послушайте притчу (маленький поучительный рассказ) «Яма» и скажите, какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку.
Притча «Яма» Слайд 5
“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.
- Как вы понимаете смысл этой притчи?
Попытайтесь ее продолжить. (Прежде чем даже мысленно рыть яму другому, вспомни: для того, чтобы вырыть ее, тебе самому надо в ней оказаться, ибо первым в ней оказывается тот, кто ее роет. И прежде чем запачкать кого-то грязью, сначала надо выпачкать свои руки).
Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сформулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, мудрые правила, которые регулируют, строго направляют поведение людей. К ним относятся принципы любви к человеку, милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т.д. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе, в древних буддийских, индийских и китайских верованиях. Слайд 6-7
Так появилось «Золотое правило нравственности». Слайд 8
«Золотое правило нравственности» - общее этическое правило, которое можно сформулировать, как поступайте по отношению к другим, так как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: « Не делай другому того, чего не хотите себе». Золотое правило – это форма поведения, которая наиболее полно воплощает своеобразие нравственности. Определяющей основой мира культуры являются отношения людей друг к другу, соответственно отношения должны характеризоваться взаимностью. Поэтому краткой формулой взаимности отношений людей друг к другу, их общественных отношений, человечности этих отношений и стало ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.
2. Работа с учебником. Стр. 88-89.
Чему учит золотое правило нравственности?
Чего себе не желаешь, не делай того другим.
Сам не делай того, что осуждаешь в других.
Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Золотое правило учит тому, как должен поступать человек, на что ориентировать свой сознательный выбор, чтобы его жизнь в той части, в какой она зависит от него самого, во-первых, была устроена наилучшим, совершенным образом; и, во-вторых, имела для него решающее значение над той частью жизни, которая от него не зависит, над тем, что обычно именуется превратностями судьбы. Таким образом, золотое правило нравственности, рассматривает человека как имеющего власть над своими желаниями (поступками). Золотое правило нравственности есть правило поведения.
V. Физкультминутка - игра. (Слайд 9)
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Винни Пух, Красная Шапочка, Волк.
2. Работа с учебником. У морали три функции: слайд 10
А) оценивать
Б) регулировать
В) воспитывать
Ф

ункции морали
Ценностно-ориентационная Регулятивная Воспитывающая
(утверждение в человеке (направлять (формирование нравственного
человеческого) поведение людей) облика личности)
Давайте их рассмотрим стр. 342-344.
VI. Закрепление изученного материала.
Стимулы нравственного поведения. Слайд 11
Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
- Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.
2. Работа в группах
ЗАДАНИЯ: Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью, и те, которые не осуждаются. Объясните свой выбор:
курить в лесу; курить в общественном месте; курить в школьном возрасте;
срывать цветы на лугу; срывать цветы, выращенные в своем саду; срывать цветы в чужом саду;
ударить собаку; ударить человека; упасть и удариться;
позавидовать покупке новой автомашины и обозвать человека жуликом
3. Портрет доброго человека.
- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?
-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца. Слайд 12

- Каждая группа получает по 2 «лучика», на каждом из которых нужно написать качество доброго человека, свойство доброты (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание).
(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)
-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
4. Домашнее задание.
Я предлагаю вам подумать над этим вопросом дома, после изучения материала на стр. 88-92 (новый учебник 6 кл.) и подобрать и пословицы и поговорки о добре и зле.
VII. Рефлексия. Притча о мудром Мастере. Слайд 13
- Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
-Все в твоих руках.
Какой выбор был у человека? (или убить бабочку или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)
– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)
– Как вы понимаете смысл этой притчи?
– Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
VIII. Подведение итогов.
-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь! Слайд 14
Дарите всем добро,
Бросайте его в море,
Оно не пропадёт
И к вам вернётся вскоре.
Уютом и теплом,
А может быть, улыбкой,
Волшебным сладким сном,
Исправленной ошибкой,
Счастливыми детьми,
Успехами в работе...
Безветренные дни
И солнышко в субботу
Придут к вам всё равно -
Не может быть иначе,
Дарите всем добро,
И к вам придёт удача!!!
А в заключение давайте все вместе споем и пожелаем друг другу идти только дорогой добра.
Видео - клип «Дорога добра» слайд 15
Источники
Обществознание 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М. «Просвещение», 2013г.