Уч.:- Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя; малыш упал с дерева, ударился головой; кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то, что, же вы будете делать? Уч.: - Посмотрите на картину, представленную вашему вниманию. СЛАЙДЫ 1, 2. Уч.:- Скажите, о чем пойдёт сегодня речь на уроке? (Основы оказания первой доврачебной помощи.) Уч.:- Для чего мы изучаем действия по оказанию первой доврачебной помощи при неотложных состояниях»? А ведь понимаем, что большинство людей, оказывающих помощь при серьёзном ранении, делают это впервые. - Поэтому, давайте вместе определим ряд вопросов, которые нам необходимо будет разобрать. СЛАЙД 3. Что такое первая помощь? Какие мероприятия проводятся по оказанию ПП? Правила оказания ПП при различных ЧС). Уч.:- Любой человек может попасть в ситуацию, когда необходимо оказать первую помощь другому человеку, попавшему в беду. В такой момент главное - не растеряться и не потерять драгоценное время. Специалисты считают, что навыками медицинской грамотности должны обладать обычные люди. - Ваши правильные действия предупредят ухудшение состояния с момента травмы или несчастного случая до прибытия профессиональных врачей. Уч.: - Ребята, как вы думаете, что такое ПП? Давайте дадим определение первой помощи. (Первая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь)). Уч.: -Обратимся к материалу учебника – стр. 214. (Первая помощь – это проведение простейших медицинских мероприятий, которые могут спасти жизнь и сохранить здоровье пострадавших, предупредить возможные осложнения и уменьшить тяжесть последствий травм или заболеваний.) Уч.: - Запишем определение первой помощи в тетрадь и поработаем с ним. Уч.: - Как вы понимаете, что такое проведение простейших медицинских мероприятий? (Устранить явления, угрожающие жизни. Спасти жизнь пострадавшему). Уч.: - Что значит сохранить здоровье пострадавших? (Здоровье как основа полноценной жизни человека. Обеспечить безопасность пострадавшего). Уч.: - предупредить возможные осложнения – это… (Эффективно лечить и контролировать состояние пострадавшего с помощью медикаментов). Уч.: - уменьшить тяжесть последствий травм или заболеваний. Для чего это делается при оказании ПП? (для уменьшения страданий пострадавшего). Уч.: - Рассмотрим материал учебника на страницах 215-216 и поработаем в группах. Группа девочек - «Медсёстры» и группа мальчиков - «Санитары». 1-ая группа «Медсёстры» будет работать над материалом «Мероприятия по оказанию ПП». Ваша задача – проработать материал учебника на стр. 215, подготовить мини-проект, а затем защитить его перед присутствующими. (Мини-проект «Заполни пропуски». Мероприятия по оказанию ПП: СЛАЙДЫ 4-11. Временная …… кровотечения - 4; Наложение …… на раны и …… - 5, 6; Иммобилизация (наложение шин или подручных средств) при ……, …… и …… - 7; Искусственное …… и непрямой …… сердца - 8; Использование …… средств из индивидуальной …… (АИ-2) - 9; Помощь при ……, укусах ядовитыми …… и …… - 10, 11). 2-ая группа «Санитары» поработает с текстом параграфа 9.1 над вопросом «Общие правила оказания ПП» и также представит свой ответ в виде мини-проекта. (Мини-проект «Заполни пропуски». Правила оказания ПП: СЛАЙДЫ 12-18. Передвижение …… должно осуществляться в том случае, если его жизни угрожает …… - 12, 13; Прежде чем приступить к оказанию ПП, необходимо обеспечить проходимость дыхательных …… пострадавшего, проверить у него наличие дыхания и …… - 14, 15; Вызвать «скорую ……» для оказания медицинской помощи - 16; До прибытия «скорой помощи» не прекращать оказывать …… пострадавшему - 17; Если пострадавший находится в ……, необходимо спросить у него разрешение на оказание ему ПП - 18). Уч.: - Внимание на доску. Ребята, говоря о способах оказания ПП пострадавшему, нам необходимо будет разобраться в вопросе «Подручные средства, при помощи которых оказывается помощь». Для этого разгадаем слова, используя материал учебника на стр. 223. Отвечая на вопросы кроссворда, вы будете искать ответы в учебнике. (Кроссворд «ДИАГНОЗ». Устройство, которое используется для остановки крови из раны, путем приложения его к поврежденной конечности. (ЖГУТ) - 19. Полоса ткани, используемая для перевязки ран, наложения повязки. (БИНТ) - 20. Лекарственные средства, применяемые для профилактики и лечения заболеваний. (МЕДИКАМЕНТЫ). – 21. Фиксирующее приспособление, предназначенное для лечения травм и заболевания костной системы. (ШИНА) - 22. Мягкое или жёсткое приспособление, закрепляющее перевязочный материал на поверхности тела больного. (ПОВЯЗКА) – 23. Изделие, предназначенное для остановки кровотечения, предупреждения смещений и травм. (РЕМЕНЬ) –24). Уч.: - Прежде чем приступить к выполнению практических заданий, наши медсёстры и санитары выступят с рассказами о технике реанимационных мероприятий. - Как вы понимаете понятие «реанимация»? Давайте попробуем разобраться в нём. Реанимация – это оживление, своевременное восстановление нарушенных жизненно важных функций организма. Уч.: - Запишем данное определение в тетрадь. Уч.: - Передаю слово медсестре Медведковой М., которая расскажет об остановке кровотечения. (СЛАЙД 25). Медсестра (Медведкова М.): Остановка кровотечения может производиться при помощи наложения жгута. Жгут на конечности нужно накладывать только при сильном артериальном кровотечении – когда кровь ярко-алая и выбрасывается пульсирующей струёй. Артериальное кровотечение из неглубокой артерии можно остановить с помощью давящей повязки. Для экстренной остановки кровотечения можно прижать пальцами, ладонью или кулаком артерию выше места кровотечения. Уч.: - Санитар, Соколов М., расскажет, как производится наложение давящей повязки на рану. (СЛАЙД 26). Санитар (Соколов М.): Наложение давящей повязки на рану производится в следующем порядке: Наложить стерильную салфетку на рану; Наложить свёрнутый валиком кусок бинта (ваты) немного выше раны; Туго зафиксировать бинтом. Уч.: - Медсестра Дворницына Д., как нужно накладывать жгут для того, чтобы остановить кровотечение? (СЛАЙД 27). Медсестра (Дворницына Д.): Наложение кровоостанавливающего жгута или его импровизация (платка, шарфа). Наложить ткань, сложенную несколько раз, немного выше раны; Наложить жгут на ткань – растянуть резиновый жгут и обернуть вокруг конечности; Затянуть жгут до остановки кровотечения, но не больше, так как можно вызвать омертвление тканей; Положить записку под жгут с указанием времени наложения жгута (не более чем на 1,5-2 часа) и продолжать оказывать пострадавшему медицинскую помощь; Срочно доставить в медицинское учреждение или вызвать «скорую помощь»; Если за 2 часа не удалось оказать медицинскую помощь, необходимо ослабить жгут на несколько минут; При ослаблении жгута, останавливаем кровотечение, пальцем прижимая артерию; В итоге накладываем жгут в указанном порядке. Уч.: - Санитар Аношин М. расскажет о методах обеспечения проходимости верхних дыхательных путей пострадавшего для восстановления дыхания. Санитар (Аношин М.): Методы восстановления проходимости дыхательных путей. (СЛАЙДЫ 28-29). Метод запрокидывания головы. - уложить пострадавшего на спину на твёрдую поверхность; - отогнуть голову назад. Для этого подкладывают одну руку под шею пострадавшего и этой рукой поднимают шею. Другой рукой, помещённой на лоб, запрокидывают голову назад. Подбородок должен смотреть наверх; - попытаться вдохнуть воздух в лёгкие пострадавшего. Открываем его рот большим пальцем или обеими руками. Если имеется инородное тело в полости рта и глотки, его надо удалить пальцем, салфеткой, губкой. Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. При проведении искусственной вентиляции лёгких методом «рот в нос» воздух вдувают в нос пострадавшего, закрывая при этом ладонью его рот (10-12 вдохов в минуту). Соотношение – 30 надавливаний на грудную клетку на два вдоха. Для соблюдения мер гигиены делать вдувание следует через салфетку или кусок бинта. Непрямой массаж сердца проводится путём надавливания на грудную клетку обеими руками (прямыми), прижимая друг к другу пальцы. Уч.:- Медсестра Ливаненкова А. даст ответ на вопрос, что нельзя делать при оказании первой доврачебной помощи. Медсестра (Ливаненкова А.): При оказании первой доврачебной помощи: Нельзя перемещать пострадавшего, особенно если у человека перелом позвоночника. Его надо транспортировать на спине на жёстком щите; Нельзя вытаскивать из раны инородные предметы; При ожогах нельзя отрывать от кожи куски материи; Если человека зажало под завалом какого-либо предмета руки или ноги и он находится в таком состоянии несколько часов – нельзя поднимать этот предмет. Пострадавший должен лежать в неподвижном состоянии. Уч.: - И закончит рассказы по оказанию первой доврачебной помощи санитар Свердоненко А., который ответит на вопрос, оказание первой помощи пострадавшему при болевом шоке. Санитар (Свердоненко А.): ПП пострадавшему при болевом шоке: (СЛАЙД 30). Человеку необходимо обеспечить покой; Дать выпить обезболивающее, узнав, можно принимать ему это лекарство или нет; Согреть – укрыть одеялом или одеждой. |