II.Актуализация знаний. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: | Повторение пройденного, выполнение заданий. Ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся знаний и умений. В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель. | Консультирует. Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. | – Сегодня мы продолжаем говорить о нашей Родине. Речевая разминка. - Как называется наша страна? – Как полностью называется Россия? (Российская Федерация.) - Покажите нашу Родину на карте? - Столица России? (Москва) - А покажи столицу нашей Родины на карте. - Какой наш родной язык? - человек татарин, то какой его родной язык? Наша Россия – очень большая страна. На карте вы читали названия многих городов. Давайте найдём и покажем некоторые из них. (Дети по одному выходят, читают названия города и обозначают флажком на карте.) Каждый проживающий в России принадлежит к какому-то народу. Вот и их названия. (учитель демонстрирует компьютерную презентацию о народах России) – Что объединяет эти города и народы? (Все они находятся и проживают в России.) - О чём же мы будем говорить на уроке? (О России, о национальностях нашей страны). – Да, мы – россияне! - Тема нашего урока так и звучит: «Мы – Россияне» | Расширение кругозора и культурного опыта школьника | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели; Коммуникативные: способность к связной логической целесообразной форме речи, умение рассуждать; Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление к учебной деятельности и взаимодействие с её участниками. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. (15 мин) Цели: | Консультирует, помогает, советует. | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная и работа в парах по решению практических задач. Выполняют задания, данные учителем, проверяют решение, выявляют все ли справились с заданием, формулируют затруднения. | Работа по учебнику. Хорошо читающий ребёнок читает текст вслух на стр.25. - Названия каких народов встретились в тексте? (русские, татары, буряты) - У каждого народа своя история, культура. И свой национальный костюм. - Посмотрите, мы попали в музей национальных костюмов. - Чей это костюм? (Это русский национальный костюм) - Какой красивый сарафан. А кокошник! А картуз! (мужской) - Более подробно о русском национальном костюме расскажет наш экскурсовод. РАССКАЗ ЭКСКУРСОВОДА - У русского народа, ребята, есть своё национальное блюдо. (показать каравай) - Что это? (каравай) - А каравай кому приподносят? (дорогим гостям) - Сегодня кто у нас дорогие гости? - Этот каравай для вас. (под русскую народную музыку ребёнок в национальном костюме дарит каравай гостям, под музыку возвращается на место, пританцовывая) - Переходим к следующим экспонатам. Это костюмы какой национальности? (татарской) - О них нам расскажет второй экскурсовод. РАССКАЗ ЭКСКУРСОВОДА У народов татарской национальности тоже есть своё национальное блюдо. Это, ребята,…. (Чак-чак) - После урока мы обязательно попробуем это блюдо. - Какие весёлые стишки, считалочки и физкультминутки есть у народов татарской национальности. С одной из них мы сейчас познакомимся и немного отдохнём. Физкультминутка на татарском языке. -Продолжаем экскурсию. - И третий экспонат. Костюм… (чувашской национальности) -Слушаем экскурсовода. РАССКАЗ ЭКСКУРСОВОДА - У народов чувашской национальности тоже есть своё национальное блюдо. Чувашский народ славится своими писателями, поэтами. Сейчас мы послушаем стихотворение о чувашии. Чувашия автор: Сандр Нецов Тот, кто не был в Чувашии раньше, Будь он юн, или млад, или стар, Тот не знает, что в мире нет краше Места дивных родных Чебоксар. Там с Сурою сливается Волга, Берегами кудрявы леса, Там природа творит чудеса Для навеки живущих потомков. А какие там люди живут! Будь Вы друг или недруг по сути, Вам подарят тепло и уют И окажут любые услуги. И не даром Россия гордится, Что Чувашия - Родина братства! Чебоксары поправу - Столица Небольшого волшебного царства! - Молодцы! Садитесь все на свои места. Предметы искусства. - Вы обратили внимание, какие у всех народов красивые национальные костюмы. Украшали как могли не только их, но и свою жизнь. - Откройте учебник на стр.26-27, рассмотрите предметы искусства: как они выглядят? - Давайте о них прочитаем. (читают по цепочке) (комментарий учителя +на экране показать предметы искусства чувашского народа) - Молодцы! | | Регулятивные УУД: Сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности(репродуктивной,поисковой,исследовательской,творческой). Познавательные УУД: умение анализировать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания. Коммуникативные УУД: Умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи. Личностные УУД: Готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; воспитывать чувства гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, гуманное отношение и толерантность к людям. |
IV.Первичное закрепление нового (10 мин) Цель: | | | А теперь поиграем в игру « Найди лишний» (в парах) У вас на партах лежат по три картинки, две из которых, относятся к предметам искусства одной национальности, а вот третья – лишняя. Ваша задача – определить, какая картинка – лишняя, и к предметам искусства какой национальности относятся другие две картинки. 1-й ряд, поднимите свои картинки. К какой национальности их отнесём? 2-й ряд, что получилось у вас? К какой национальности отнесём? 3-й ряд? Какие вы все молодцы! (на экран выводится иллюстрация из сказки Теремок) - Обратите внимание на экран, из какой сказки эта иллюстрация? Теремок - Чья эта сказка? Русская народная - А есть Украинская народная сказка с похожим сюжетом. Что это за сказка? Рукавичка. - Так и у татар, чувашей есть сказки с похожим сюжетом. - Мы знаем, что каждая сказка учит добру, дружбе. - А наша страна – самая дружная, самая красивая, большая и богатая, самая многонациональная. Интересна и неповторима история, культура каждого народа. Мы – россияне, гордимся своей страной, будем ее беречь и защищать. Звучит мелодия песни «Так давайте построим большой хоровод…» Дети выстраивают хоровод и приглашают присоединиться гостей. | | Регулятивные УУД: Сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности(репродуктивной,поисковой,исследовательской,творческой). Познавательные УУД: умение анализировать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания. Коммуникативные УУД: Умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи. Личностные УУД: Готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; воспитывать чувства гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, гуманное отношение и толерантность к людям. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: | Благодарит учеников за урок. | Делятся мнением о своей работе на уроке. | . Какие вы все молодцы! - Как вы считаете, все у вас сегодня на уроке получилось? - Понравилось ли? - Или было не интересно? - А может, возникли затруднения? - Прошу оценить свою работу с помощью смайликов. Всем большое спасибо за урок! А теперь я вас приглашаю на угощения! | | Коммуникативные УУД - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений Личностные УУД - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |