СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в малокомплектной школе  в 1 и 2 классах

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру»

Тема раздела: Родная страна 


Тема раздела: Весна и лето

Тема урока: Москва – столица России

Тема урока: «Весна в мире насекомых»


Тип урока: урок открытия новых знаний

Тип урока: урок открытия новых знаний


Цели: представить детям образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности; познакомить с главными достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над темными силами зла; патриотическое воспитание учащихся.

Задачи: образовательные: познакомить с историей развития и становления Москвы; с символикой Москвы; развивать умение работать с учебником;

развивающие: способствовать развитию устной речи, мышления, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;

воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому страны, чувство гордости за свою страну, заботливое отношение к историческим ценностям Москвы.


Цель:

  • познакомить с весенним пробуждением насекомых,

  • продолжать развивать экологическое мышление учащихся,

  • способствовать развитию эстетического восприятия

Задачи:

Образовательная : расширять, уточнять и пополнять знания детей о насекомых в процессе объяснения материала.
Развивающая: развивать словесно-логическое мышление в процессе решения проблемы: «Какие происходят изменения у насекомых с приходом весны?»

Воспитательная: воспитывать личную ответственность за выполнение групповой работы..


Планируемые результаты:

Предметные: расширять знания о нашей стране – России; столице России – Москве;  формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение образно воспринимать мир; овладевать методом наблюдения и исследования.

Метапредметные:

 1.Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, высказывать своё мнение;

 2.Коммуникативные: : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; работать в паре и группе 

 3.Познавательные:

  формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

Личностные: уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств, настроения, осознавать себя частью своей страны.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся понимать по­лезность насекомых, взаимосвязь растений, насекомых и птиц, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать

Метапредметные:

1.Регулятивные:

  • Осознают, принимают и учатся решать проблемный вопрос: «Какие происходят изменения у насекомых с приходом весны?»

  • Учатся работать по плану:

1. Весеннее пробуждение насекомых

2. Какая польза от насекомых?

3. Какой вред приносят насекомые?

2. Познавательные:

  • Делают вывод по поставленной проблеме: «С приходом весны насекомые выходят из оцепенения, покидают свои зимние убежища и начинают заботиться о гнёздах, пище и будущем потомстве»

3. Коммуникативные:

  • Учатся работать в режиме диалога в парах;

  • Учатся слушать учителя и одноклассников.

Личностные: проявляют познавательную инициативу на основе жизненного опыта.


Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер,  доска, карта РФ, учебник «Окружающий мир », часть 2, записи Гимна Москвы, боя курантов и колокольного звона, репродукция герба России, иллюстрации Спасской башни и Колокольни Ивана Великого.

Для ученика: учебник «Окружающий мир» , 2 часть, конверт с заданием, цветные карандаши


Оборудование: учебник, аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных,), аудиозапись оркестровой миниатюры «Полет шме­ля» Н.А. Римского-Корсакова, фотографии животных (муравей, стрекоза, светлячок, жук, оса, муха, комар, пчела, клоп-гладыш, божьи коровка, бабочка, паук).


Ход урока.

Звучит «Гимн России».

1. Дети слушают стоя.

- что за песня прозвучала?

-в каких случаях звучит гимн?

-как называется наша страна? Покажите ее на карте.

-раскрасьте флаг и герб нашей Родины.

- что можете рассказать о флаге и гербе.

Флаг:

белый - совершенство, чистота.

Синий цвет - это небо, благородство

красный цвет означает отвагу, мужество и героизм;


Ход урока
1. Проверка домашнего задания.

Тест «Чудесные цветники весной».


2 .Самоопределение к деятельности.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, эту мелодию. (Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных).

- Догадались ли вы, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?(О животных).

- Но мир животных такой большой и многообразный! В нём есть такие, которые весят несколько тонн, и те, которые весят несколько граммов. Есть животные, которые живут под водой, и те, которые живут на суше. Послушайте еще одно произведение, которое вам подскажет, о каких именно животных пойдет речь.

(звучит аудиозапись «Полета шмеля» Н.А. Римского- Корсакова.)

- О ком же сегодня на уроке будем говорить? (О насекомых).

2 .Самоопределение к деятельности.

- Назовите столицу нашей Родины.

- предположите о чем будем говорить на уроке? (О Москве)

- прочитайте тему урока («Москва – столица России)

- Ребята, кто из вас был в Москве? Как по-вашему, Москва – красивый город?

- Хотели бы вы побывать в Москве?


3. .Работа по теме урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Москве.


Прослушивание Гимна Москвы (+презентация


Что за песню вы прослушали?

Какими словами можно описать музыку гимна?


Верно, как вы уже знаете, Москва – столица нашего государства. Что значит «столица»?

Кто может показать на карте России расположение Москвы?


Всегда ли наша Москва была такая красивая, величественная?


3. Открытие новых знаний

1.Работа с загадками. Написать отгадки на листочках

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка)

 

У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (гусеница)

 

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

 

Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук)

 

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (муравей)

 

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

 

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха)

 

Ночью он в траве зажег

Свой фонарик-огонек.

Как полночный маячок,

Нам посветит... (светлячок)

 

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела)

 

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (стрекоза)

 

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

 

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный... (шмель)

 

Кто порхает над цветком

Бледно-синим огонько

Как живые васильки,

Быстро кружат... (мотыльки)

Физкультминутка



Откройте учебник (с.46) Учитель читает слова: « Москва белокаменная…»


Рассмотрите иллюстрации на странице слева. Что их объединяет? Посмотрите, как одеты люди. Давайте и мы прогуляемся c ними по старинной Москве. Заметили, что и в прежние времена Москва была украшена величественными зданиями. Интересно узнать, что это за здания? Для этого побываем в современной Москве. Посмотрите на соседнюю страницу. Сравни их. Что изменилось? Попробуйте найти одинаковые здания на старинных рисунках и современных фотографиях. Прочитайте подписи к фотографиям.

Сможете ли теперь объяснить, почему Москву называют белокаменной, златоглавой?

А ведь Москва не всегда была даже белокаменной. Есть такая пословица «Москва не сразу строилась». Сначала, более 850 лет назад, она была деревянной. Построена по приказу Великого князя Юрия Долгорукого как небольшая крепость для охраны дальних границ.


А еще Москва умеет разговаривать со своими гостями и горожанами, но по-особенному. Каким образом? Послушайте.


Догадались, что это за звуки? Красивые? Теперь понимаете, почему Москву называют краснозвонной?


А это что за звуки?


Узнали? Это бой курантов (часов) на Спасской башне Московского Кремля. Кто уже слышал эти звуки? Не правда ли, голос города очень похож на биение большого сердца. А бой курантов и символизирует сердце нашей Родины. Недаром люди говорят: «Кремль – сердце Москвы»


Кто знает, где именно в Москве находится Спасская башня? Кто был на Красной площади?

Найдите в учебнике изображение Спасской башни. Знаете ли вы, что под ней спрятан тайный подземный ход к Москве-реке, что часы смонтировали лишь через 134 года, а еще через 130 лет установили звезду. Высота башни 71 метр! Теперь Спасская башня является своеобразным символом Кремля и всей Москвы.


А еще люди называют Москву хлебосольной и приветливой. Почему, как вы думаете?


Верно, в Москве проходит много выставок, соревнований, конкурсов. Свои лучшие изобретения люди везут в Москву, во Всероссийский выставочный центр – главную выставку нашей страны. Москва – спортивный город, здесь много стадионов, спортивных клубов.

Москва – столица России. Как вы думаете, справедливо ли, что какой-то один из городов называют главным?


Вывешивается герб Москвы.


Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные? Красный – цвет победы, силы; синий плащ – цвет мирного неба; белый – цвет чистоты, добра.


Наше путешествие по Москве подошло к концу. Понравилось?


Так ли хорошо вы все запомнили? Хотите проверить? Попробуйте узнать эти сооружения. Уверены?


Я вам покажу несколько иллюстраций. Сможете ли вы среди них узнать эти сооружения?


Откройте конверты, которые лежат у вас на партах. Что это за изображение? (герб Москвы) Правильно.


Как вы думаете, герб какого города вам предлагают приклеить или нарисовать в соседнее окошко?


Верно, это задание можно выполнить дома с родителями,


Много прекрасного и интересного есть в Москве – сразу, пожалуй, обо всем не узнаешь. Сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностей Москвы и Кремля.

Что нового вы сегодня узнали, что запомнили, о чем хотелось бы рассказать?

Дома поделитесь со своими знаниями с родителями, и, если будет у вас желание и возможность, постарайтесь посетить те места, которые вас заинтересовали.


Спасибо вам за урок!




- Что вы можете рассказать о насекомых?

- Что знаете о них?


Предлагаю вам работать по следующему плану:

1. Весеннее пробуждение насекомых

2. Какая польза от насекомых?

3. Какой вред приносят насекомые?

- Просмотр видеофильма «Пробуждение весны».

- От весеннего тепла насекомые вышли из оцепенения и покинули свои зимние убежища. Летают бабочки. Греются на солнце мухи. Над землёй с гудением летают шмели. Возле цветущей ивы жужжат пчёлы. Оживает муравейник. Шмель, летающий низко наземлей, заглядывает в трещинки и ищет место для гнезда. В муравейнике – весенняя суета. Муравьи – неутомимые труженики – принимаются за ремонт своего большого дома.

- Как, по вашим наблюдениям, большинство людей относятся к насекомым: с любовью, равнодушно или враждебно? Чем это объясняется? Какое отношение к насекомым вы считаете правильным?

- Почему говорят: «Земля – планета насекомых?»

- Давайте проведем сравнение: насекомых на планете очень много. Зверей на планете около 5000 видов. Птиц около 8000 видов. А на всей планете насекомых насчитывается примерно 2000000 видов. Это очень много.






























4.Итог урока.

- О чём мы сегодня с вами поговорили на уроке? (Мы говорили оизменениях у насекомых с приходом весны.)


- Какая у нас была проблема? (Какие происходят изменения у насекомых с приходом весны?)


- Какой вывод мы можем сделать? (С приходом весны насекомые выходят из оцепенения, покидают свои зимние убежища и начинают заботиться о гнёздах, пище и будущем потомстве.)



Домашнее задание.

- Дома подготовьте сообщение на одну из тем:

«Я и насекомые»

«Где живут насекомые»

«Пауки – это насекомые или нет?»


Рефлексия. Оцените себя «Смайликами»

Рефлексия. Дорисуйте лицо бабочки








Группа 1


Весной деревья и кустарники пробуждаются после______________покоя. У них начинается_________________сока. Сок ___________________по стволам и веточкам к почкам. В нём содержится _____________для питания растений.

Другие признаки весеннего пробуждения - _____________________почек и______________________ листьев.

Но ещё до того, как распустятся листья некоторые деревья и кустарники начинают _________________. Это ольха, ива, орешник, __________ ___________.



Слова для справок: цвести, волчье лыко, набухание, распускание, движение, сахар, зимнего, поднимается.





Группа 2


Весной деревья и кустарники пробуждаются после______________покоя. У них начинается_________________сока. Сок ___________________по стволам и веточкам к почкам. В нём содержится _____________для питания растений.

Другие признаки весеннего пробуждения - _____________________почек и______________________ листьев.

Но ещё до того, как распустятся листья некоторые деревья и кустарники начинают _________________. Это ольха, ива, орешник, __________ ___________.



Слова для справок: цвести, волчье лыко, набухание, распускание, движение, сахар, зимнего, поднимается.




Тест по теме: «Чудесные цветники весной»


Ф. И. ________________________________________________________


  1. Отметь правильный ответ. Все растения весеннего цветника отличаются

  • Разнообразием окрасок

  • Размерам цветков

  • Нежностью и хрупкостью

  • Продолжительностью цветения

  1. Подчеркни растения весеннего цветника.

Ромашка, тюльпан, лютик, одуванчик, крокус, тюльпан, мать-и-мачеха, гиацинт, василек, маргаритки, астра, нарцисс

  1. Определи растение по описанию.

Этот цветок появляется в цветнике самым первым, в апреле. Его цветки на коротких ножках зажигаются у самой земли, словно фонарики. Расцветка цветов разнообразна: лиловые, белые, желтые. На ночь и перед непогодой его цветки закрываются.

Ответ: это - ___________________________________________________

  1. Закончи предложение.

О появлении этих цветов рассказывает легенда. У одной красавицы порвалось жемчужное ожерелье. Эти жемчужины рассыпались по земле и превратились в цветущие ______________________________________.

  1. Отметь правильный ответ. Цветок, названный в честь прекрасного юноши, который, согласно легенде, любовался своим отражением в воде и был превращен богами в цветок.

  • Анютины глазки

  • Нарцисс

  • Тюльпан

  • Крокус


  1. П одпиши названия растений.


____
1. Нежностью и хруп



______________________________________________________________________________

Работа с загадками. Написать отгадки на листочках



Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья..................

 

У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — .................

 

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? ……………….

 

Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его?.........................

 

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит……………………

 

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас………………


Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая.................

 

Ночью он в траве зажег

Свой фонарик-огонек.

Как полночный маячок,

Нам посветит.......................

 

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму……………….


Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает....................

 

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? ……………………

 

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный………………..

 

Кто порхает над цветком

Бледно-синим огоньком?

Как живые васильки,

Быстро кружат.....................