СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру по теме "Наше подземное богатство" в технологии 4 К

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка с применением технологии 4 К.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру по теме "Наше подземное богатство" в технологии 4 К»

Конспект урока с применением 4 К

Тема урока : Наше подземное богатство.

Цели урока (педагогическая): сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами.

II. Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: учащиеся узнают о таких подземных богатствах как нефть, , уголь, песок, глина, известняк; развивать познавательную активность умение работать с картой.

Личностные результаты: умение высказывать свое мнение; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; проводить самооценку; выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана работы на уроке)

- прогнозирование (выдвижение гипотез)

- контроль

- коррекция

- оценка (оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками



1.Орг.момент.

-Добрый день дорогие ребята! Я рада встречи с вами. У нас на уроке гости. Повернитесь и поздоровайтесь.

2.Включение в деятельность

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть на доску .Скажите что вы видите? (карту) Что вы можете рассказать про эту карту? ( карта Ирк.области, реки, города , районы)

-Совершенно верно, а давайте вспомним что мы знаем про Ирк.область? ( рассказ 5 человек) молодцы, Ирк.область очень богата большая и разнообразная. А теперь послушайте сказку и подумайте о чем она.
Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.

- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.

- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».

-Какие природные богатства спорили в этой сказке? ( Полезные ископаемые)

- Почему полезные ископаемые так называются?

- Давайте с вами посмотрим на экран и увидим ещё одну карту. Скажите, похожи эти карты? А чем отличаются? ( появились значки)

-А что это за знаки? (условные обозначения полезных ископаемых)

-Полезные ископаемые – минеральное образование земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей.

Можете ли вы перечислить полезные ископаемые которые вы знаете?

( перечисляют)

-А какие относятся к жидким, твёрдым, газообразным? Мы сказали полезные ископаемые - это наше богатство, а вот какое это богатство и вообще богатсво это или нет. Давайте подумаем. Где же находятся полезные ископаемые? ( ПОД ЗЕМЛЁЙ) А значить и богатства какие? ( ПОДЗЕМНЫЕ)

А богатство это или нет? вы узнаете из учебника и дополнительного материала. Пусть этот вопрос и будет главный над которым мы с вами поработаем. (вывешиваю на доску) Полезные ископаемые богатство или нет?

3.Участие в решении

- А для этого мы с вами продолжим исследовать нашу Иркутскую область.

1 задание работа с загадками и выбор коробочки:

-У меня на столе стоят в коробочки. В них полезное ископаемое. Но чтобы получить эту коробочку вы должны отгадать загадку. Всем группам будет задаваться загадка, та группа, которая отгадает загадку, выберет представителя, а тот подойдёт и возьмёт коробочку.

Без нее не побежит 
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. 
(Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий – 
Труженик настоящий. 
(Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. 
(Глина)

2 Задание

- Вы должны определить коробочку и определить что за полезное ископаемое у вас. ( Обсудите в группе. ( определяют)

- А теперь давайте произнесем вслух с каким полезным ископаемым будет работать каждая группа. 1 группа- нефть, 2 группа-глина, 3 группа- известняк, 4 группа-уголь.

- Ну а теперь каждая выберете представителя от группы. Для того чтобы получить пакет с заданий.( подходят и получают.)

- Вы получили пакет с заданиями. Возьмите план работы. Прочитайте его. Всем понятны задания. (Вы должны распределиться по ролям, изучить информацию по данному ископаемому. И в конце работы заполнить карту помощницу, которая поможет на защите вашего исследования). Давайте прогорим правило в группе. Приступаем к работе. (Дети работают в группах)

4.Презентация результатов - Итак время вышло, давайте послушаем ваше исследования. Давайте вспомним какая речь должна быть при выступление(чёткая, точная, доступная для слушание). Пока будет выступать 1 группа, 2 группа ит.д. остальные должны внимательно слушать, чтобы потом оценить выступление группы.

Мы с вами выслушали все группы, давайте же оценим выступление . У вас на партах лежат смайлики

Весёлый смайлик вам понравилось выступление группы

Грустный смайлик вам не понравилось выступление.

На обсуждение у вас есть 1минуту, время пошло. Представитель группы 2,3,4 выйдет и повешает смайлик для 1 группы. Представители 1 ,3,4 оценит 2 группу. Ит.д.

  1. Итог нашей работе, мы посмотрим на нашу карту. Как вы думаете полезные ископаемые богатство это или нет. ( уголь- им топится, нефть- создают бензин, известняк- с помощью его белят., глина- делают кирпичи). А завтра на большой перемене мы с вами отметим на большой карте в коридоре.

-Совершенно верно. Наш урок подошел к концу спасибо за урок.

Приложение 1.

Карточки для работы в группах.

План работы

  1. Распределиться по ролям (секретарь, докладчик, руководитель, исследователи)

  2. Найти информацию о свойствах полезного ископаемого в учебнике.

  3. В дополнительном материале найти информацию, где находится в Иркутской области ваш полезный ископаемый.

  4. Расположить на карте Иркутской области условные обозначения вашего ископаемого.

  5. Заполнить карту-помощницу.

План работы

  1. Распределиться по ролям (секретарь, докладчик, руководитель, исследователи)

  2. Найти информацию о свойствах полезного ископаемого в учебнике.

  3. В дополнительном материале найти информацию, где находится в Иркутской области ваш полезный ископаемый.

  4. Расположить на карте Иркутской области условные обозначения вашего ископаемого.

  5. Заполнить карту-помощницу.

План работы

  1. Распределиться по ролям (секретарь, докладчик, руководитель, исследователи)

  2. Найти информацию о свойствах полезного ископаемого в учебнике.

  3. В дополнительном материале найти информацию, где находится в Иркутской области ваш полезный ископаемый.

  4. Расположить и прикрепить на карте Иркутской области условные обозначения вашего ископаемого.

  5. Заполнить карту-помощницу.

Карта-помощница.

Название полезного ископаемого


Условное обозначение







Твёрдое или жидкое


Цвет


Плотное или рыхлое (или пластичное




Прозрачное или непрозрачное


Горючее или негорючее


Применение (в строительстве, топливо, для создание бензина и т.д)






Где встречается в Иркутской области








Богатство или нет? Почему?

















Приложение 2

Карта Иркутской области.












































Приложение 3 .

Дополнительный материал для групп.

Дополнительный материал

Нефть

Нефть – маслянистая жидкость, имеет черный цвет, прозрачность очень слабая, очень густая.

Нефтяной ресурс добывают через специально пробуренную скважину на поверхности земли и буровые вышки. Скважину бурят при помощи специального оборудования — нефтяных вышек. Но стоит отметить, что с нефтедобывающим процессом они практически не связаны. После завершения процесса в одном месте стоит буровая вышка для бурения скважины переезжает на другое и вновь начинает проделывать дырки в земле. Эта процедура довольно длительная. Иногда она может занимать до 3 месяцев.

Основные перспективы добычи нефти в Иркутской области в северных районах Катангский, Киренский, Усть-Кутский и Ангаро-Ленской в центральных, южных и северо-западных районах Жигаловский, Усть-Удинский, Братский, Качугский . Добыча нефти на территории области ведется несколькими предприятиями: «Верхнечонскнефтегаз», «Иркутская нефтяная компания», «НК Дулисьма».



Дополнительный материал

Уголь

Уголь добывают двумя способами. Если уголь залегает глубоко от земной поверхности, то его добывают из шахт, то есть закрытым способом. Если же уголь располагается близко к поверхности, то его добывают открытым способом из карьеров и шахт. Шахта – это сложное инженерное сооружение, поэтому шахтный способ добычи более дорогой, чем открытый. Разрабатываются в Черемхово, Азее, Мугуне. В Иркутском угольном бассейне выделено 16 угленосных районов, разведано 20 больших угольных месторождений, в том числе каменного угля 

- Черемховское, Вознесенское, Новометелкинское, Каранцайское, Ишидейское; бурого  -Азейское, Мугунское. Иркутский угольный бассейн — угольный бассейн, расположенный в южной части Иркутской области России. Протягивается на 500 км вдоль северо-восточного склона Восточного Саяна от города Нижнеудинск до озера Байкал. Угледобывающая промышленность области представлена в основном разрезами «Компания «Востсибуголь» Черемховский и Тулунский районы. Применяют для топлива, лекарства, духов, пластмассы.









Дополнительный материал

Глина

Происхождение глины образуется вследствие разрушения скал. После разрушения пласта под влиянием атмосферных факторов образуются силикаты из ряда глинистых минералов. Цвет породы может быть различный из-за пигментных примесей и органики. Чистая порода, как правило, она может иметь серый цвет, распространены также красные, желтые, синие типы глин. Места добычи ископаемого зачастую располагаются по берегам водоемов. Имеют широкое распространение, используются для производства кирпича, черепицы облицовочной плитки. Наибольший интерес добычи огнеупорной глины представляют Трошковское месторождение огнеупорных глин расположено в 20 км от г. Черемхово Иркутской области в междуречье рек Ангара и Белая, и Каменское месторождения Нижнеудинский р-н, с Каменка, а также и Слюдянское  месторождения (в 3-4 км от ст. Слюдянка, запасы. Слюдянское месторождение обнаружили возле Сухого Ручья в начале XX в. при строительстве Кругобайкальского участка железной дороги.