I .Организа-ционный момент. Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. - Садитесь. - Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны. (1 слайд лес, музыка) - Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Чудные тайны откроете эти. - Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите? - Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов. (2 слайд) царства живой природы | - Проводит орг. момент. - Позитивный настрой на урок. - Царства растений, животных, бактерий, грибов | РУУД: умение контролировать свою готовность к уроку) ЛУУД : понимают значение знаний для человека; |
ll.Актуализация знаний и постанов-ка учебной задачи. Цель: -вовлечь всех детей в активную, познавательную деятельность. -организация формулирования темы урока учащимися; -организация постановки цели урока учащимися. | - Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку. (3 слайд Царство грибов) - Землю пробуравил Грибницу оставил, На ножке явился, Шляпкой прикрылся. - О чём идёт речь? -А почему вы считаете, что это гриб? Докажите. - А как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового. - А что бы вы хотели узнать об этом царстве? - Итак, ребята, вы сами поставили цели урока. (4 слайд Цели) - Какое строение имеют грибы? -Какие они бывают? - Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? - На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке. | - О грибах - Доказывают - Царство грибов - Ответы | ЛУУД : имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. ПУУД Осуществляют логические действия: анализ, синтез, обобщение. КУУД: Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. КУУД: Выражают свои мысли, формируют и аргументируют своё мнение. |
III.Совместное «открытие» знаний. (работа в группах) Цели: - изложение нового материала урока; - организация работы по первичному закреплению изученного. - учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации. | - Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза. а) Строение грибов. (5 слайд) - Попробуйте в загадке найти части гриба. -А сейчас работа в парах. -На парте лежит схема гриба и название частей. Обозначьте каждую часть. -А теперь проверим. -Откройте учебник страница 49 - давайте рассмотрим строение гриба - В самом верху? В ней созревают споры - это маленькие семена. - Что находится ниже? - Шляпка и ножка называется плодовое тело. - Как называется подземная часть гриба? Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. - Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе. - Рассмотрите рисунок на странице 49 - Сравни разные грибы по внешнему виду? - Чем они отличаются друг от друга б) Классификация грибов - На какие 2 группы можно разделить грибы? (6-7 слайд) съедобные и несъедобные грибы - Какие съедобные грибы вы знаете? - Какие несъедобные грибы вы знаете? - Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. - Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. - На доске Грибы - двойники (белый, желчный) 1) У самого ценного гриба белого есть опасный двойник - желчный. - Чем они похожи? - Чем отличаются? - Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда. - По каким признакам нашли отличие? - Грибы - двойники (опята - ложные опята) - У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок. - Чем они похожи? - Чем отличаются? Ложный опёнок - ядовитый гриб. - По какому признаку нашли отличие? - Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка) 3) Сравните шампиньон и бледную поганку. - Чем они похожи? - Чем отличаются? Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. - Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? - Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов? - Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма) - Правила сбора грибов. - А кто из вас знает, как собирать грибы? - А теперь сравните свои ответы с ответами на листочки Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы. - Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь? - Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох? - Почему нужно срезать грибы ножом? - Почему нельзя собирать большие старые грибы? - Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов? | - Выполняют задания в парах - Шляпка - Ножка - Грибница - Да, разные - Формой, цветом - съедобные, несъедобные - Лисичка, белые грибы, Сморчок, Подосиновик, Рыжик, подберёзовик, Маслёнок, Сыроежка, Волнушка - Свинушка тонкая, Желтый гриб, Бледная поганка, Рядовка ядовитая, Боровик прекрасный - Ответы - формой - по цвету, по срезу - по цвету, по срезу - формой - по цвету, по запаху -по запаху, по цвету, по кольцу - формой -по цвету, по строению - вызвать скорую помощь - цвет, срез, запах, форма - Ответы - Сравнивают свои ответы - Ответы - у грибочка в подземной части земли находится ГРИБНИЦА, именно из грибницы в этом месте вновь и вновь будут расти новые экземпляры грибов. - Ответы | ПУУД: Осуществление анализа, сравнения. РУУД: контролируют свою работу и работу товарища. КУУД: Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. КУУД: Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. ПУУД: осуществление анализа, сравнения. ПУУД: осуществление анализа, сравнения. КУУД: слушают и слышат друг друга |
IV. Физкульт -минутка Цель: Организция процесса релаксации. | - Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо. Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок. - Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком. Садитесь. - Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим. | | ЛУУД : применение правил здоровье сбережения. |
| Резерв - А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. - Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов. - А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? | - Слушают сказку | ПУУД: Проявлять познавательную инициативу |