СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "Царство грибов", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру "Царство грибов"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Царство грибов", 3 класс»













ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 3 КЛАССЕ

ТЕМА: « ЦАРСТВО ГРИБОВ»

                                                     





Подготовила и провела

                                                     учитель начальных классов:

                               Яцун А.А

                                         

                                           

2019 г


Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Тема: Царство грибов

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся

Задачи:

1) Обучающие: Активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов;

2) Развивающие: Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в парах;

3) Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.

Тип урока: "открытие" нового знания.

Оборудование: презентация, тесты, карточки строение гриба, учебник «Окружающий мир», Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Начальная школа XXl века» 2012год, 1 часть














Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I .Организа-ционный момент.

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.

- Садитесь.

- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

(1 слайд лес, музыка)

- Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите?

- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.

(2 слайд) царства живой природы

- Проводит орг. момент.

- Позитивный настрой на урок.













- Царства растений, животных, бактерий, грибов








РУУД:

умение  контролировать свою  готовность  к уроку)

ЛУУД :

понимают значение знаний для человека;


ll.Актуализация

знаний и постанов-ка учебной задачи.

Цель:

-вовлечь всех детей в активную, познавательную деятельность.

-организация формулирования темы урока учащимися;

-организация постановки цели урока учащимися.


- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.

(3 слайд Царство грибов)

- Землю пробуравил
Грибницу оставил, 
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.

- О чём идёт речь?

-А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.

- А как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.

- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?

- Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.

(4 слайд Цели) 

- Какое строение имеют грибы?

-Какие они бывают?

- Как правильно собирать грибы?

- Какое значение имеют грибы?

- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.





















- О грибах

- Доказывают


- Царство грибов






- Ответы


ЛУУД :

имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

ПУУД

Осуществляют логические действия: анализ, синтез, обобщение.





КУУД:

Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.









КУУД:

Выражают свои мысли, формируют и аргументируют своё мнение.


III.Совместное «открытие» знаний.

(работа в группах)

Цели:

- изложение нового материала урока;

- организация работы по

первичному закреплению изученного.

- учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации.


- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.

а) Строение грибов.

(5 слайд)

- Попробуйте в загадке найти части гриба.

-А сейчас работа в парах.

-На парте лежит схема гриба и название частей. Обозначьте каждую часть.

-А теперь проверим.

-Откройте учебник страница 49

-  давайте рассмотрим строение гриба

- В самом верху?

В ней созревают споры - это маленькие семена.

- Что находится ниже?

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба?

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.

- Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.

- Рассмотрите рисунок на странице 49

- Сравни разные грибы по внешнему виду?

- Чем они отличаются друг от друга

б) Классификация грибов

- На какие 2 группы можно разделить грибы?

(6-7 слайд) съедобные и несъедобные грибы

- Какие съедобные грибы вы знаете?






- Какие несъедобные грибы вы знаете?



- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи.

- Чем это опасно?

Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных.

- На доске Грибы - двойники (белый, желчный)

1) У самого ценного гриба белого есть опасный двойник - желчный.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

- По каким признакам нашли отличие?


- Грибы - двойники (опята - ложные опята)

- У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Ложный опёнок - ядовитый гриб.

- По какому признаку нашли отличие?

- Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)

3) Сравните шампиньон и бледную поганку.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку.

- Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо?

- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?

- Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)

- Правила сбора грибов.

А кто из вас знает, как собирать грибы?

- А теперь сравните свои ответы с ответами на листочки

Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?




Почему нельзя собирать большие старые грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?























































- Выполняют задания в парах















- Шляпка





- Ножка





- Грибница


















- Да, разные

- Формой, цветом


- съедобные, несъедобные




- Лисичка, белые грибы, Сморчок, Подосиновик, Рыжик, подберёзовик, Маслёнок, Сыроежка, Волнушка




- Свинушка тонкая, Желтый гриб, Бледная поганка, Рядовка ядовитая, Боровик прекрасный





- Ответы















- формой

- по цвету, по срезу







- по цвету, по срезу











- формой

- по цвету, по запаху



-по запаху, по цвету, по кольцу











- формой

-по цвету, по строению















- вызвать скорую помощь





- цвет, срез, запах, форма













- Ответы



- Сравнивают свои ответы









- Ответы







- у грибочка в подземной части земли находится ГРИБНИЦА, именно из грибницы в этом месте вновь и вновь будут расти новые экземпляры грибов.

- Ответы
























ПУУД:

Осуществление анализа, сравнения.

РУУД:

контролируют свою работу и работу товарища.
















КУУД:

Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог



ПУУД:

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.




КУУД:

Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.








ПУУД:

осуществление анализа, сравнения.







ПУУД:

осуществление анализа, сравнения.



КУУД:

слушают  и  слышат 

друг  друга



IV. Физкульт -минутка

Цель:

Организция процесса релаксации.


- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.

Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.

- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.

Садитесь.

- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.



ЛУУД :

применение правил здоровье сбережения.


Резерв

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.

- Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?




- Слушают сказку

ПУУД:

Проявлять познавательную инициативу

V. Закрепление изученного

Цель: проверить умения учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах.


- А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы.

- Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.

- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.

- Проверка(на доске)

-А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.


- Выполняют тест

ЛУУД:

Оценивание усвояемого содержания


VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка и самоконтроль.

- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?

- За активную работу на уроке получают оценки:


- Ответы

РУУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

КУУД:

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью

VII. Итог урока

Цели: организация рефлексии и самооценки учениками

собственной учебной деятельности.


Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.




Vlll. Домашнее задание.


Стр. 49-53, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.

- Записывают домашнее задание