Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Юлдаш»
МО «Табасаранский район»
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе
ТЕМА: «ОХРАНА РАСТЕНИЙ»
Подготовила: учитель начальных классов ЦО «Юлдаш»
Байрамова Мильян Гасамутдиновна
Хучни-2018
ТЕМА УРОКА: «Охрана растений»
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование знаний об охране растительного мира
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные: обобщить знания учащихся о значении растений в жизни человека; раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения; познакомить учащихся с Красной книгой; рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой;
Развивающие: развивать интерес к предмету, устную речь, кругозор, наблюдательность, логическое мышление, воображение;
Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру школьника, учить бережному отношению к растениям, чувство ответственности за свое поведение в природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: объяснять, почему необходимо охранять растения; формулировать правила поведения в природе;
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;
Метапредметные:
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные: осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, Красная книга», карточки с заданиями.
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный момент
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания по теме: «Размножение и развитие растений»
Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей
Восприятие нового материала. Работа по теме урока
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока
Рефлексия
Домашнее задание
ХОД УРОКА
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. Повернитесь к ним, пожалуйста. Поздоровайтесь.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Я желаю вам хорошего настроения. Уверено, что у нас всё получится. Садитесь.
СЛАЙД
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «Пять».
Актуализация знаний
СЛАЙД
Учитель: Ребята, урок я хочу начать с золотого правила экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Проверка домашнего задания по теме: «Размножение и развитие растений»
На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал и разгадаем кроссворд.
СЛАЙД
КРОССВОРД
Перенос пыльцы с одного цветка на другой (опыление).
Группа растений, живущая на камнях, во влажных местах (мхи).
Группа растений, имеющая корень, стебель, листья, размножается спорами (папоротники).
С помощью чего размножается большинство растений (семена).
Группа растений, у которой вместо листьев хвоинки (хвойные).
Одно из условий прорастания растения из семени (вода).
Как называется сладкий цветочный сок (нектар).
Наука, изучающая растения (ботаника).
Группа животных, занимающаяся опылением растений (насекомые).
Самая многочисленная группа растений (цветковые).
Какой орган растения является проводником питательных веществ и воды (стебель).
Какая часть растения первой появляется из семени (корень).
Газ, необходимый для дыхания растений (кислород).
Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей
СЛАЙД
Стихотворение (Дикарь в лесу)
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала
Стал гнуть орешину-сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб.
И выругался громко.
Отбросил куст и, как медведь
Пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
Вспомогательные вопросы:
Учитель: - Как вы думаете, с какой целью мы слушали стихотворение?
Сформулируйте тему нашего урока.
Прочитайте тему урока.
СЛАЙД
Тема сегодняшнего урока «Охрана растений».
Какие задачи мы будем сегодня ставить на уроке?
Зачем нужно охранять растения?
Почему многие растения в природе стали редкими?
Для чего нужно знать правила охраны растений?
Учитель: Вот и постараемся ответить на эти вопросы сегодня на уроке.
Какое значение для животных и человека имеют растения?
Нужно ли охранять растения? Зачем?
Восприятие нового материала. Работа по теме урока
Беседа. Охрана растений
Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения — это и дом, и пища.
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу, губит ее. Поэтому растения нуждаются в охране.
СЛАЙД
Послушайте стихотворение о подснежниках.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою-
Только очень просим нас не рвать!”
Какие правила охраны растений вы знаете?
СЛАЙД
Правила охраны растений
Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.
Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
Помните! Растения — живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!
Наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.
Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения...
Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
СЛАЙД
Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся». (Встряхивания кистями рук.)
Продолжение работы по теме урока
Значение растений для животных и человека.
Какое значение имеют растения для животных, человека?
Учитель: Откроем учебник на стр.82 в учебнике и ответим на вопрос.
Викторина «Узнай растение».
СЛАЙД
Ответив на вопросы викторины, вы скажете, что общего в словах отгадках?
Ученик читает описание растения (отгадка на доске)
Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. (ландыш – картинка)
Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон. (колокольчик - картинка)
Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (ветреница - картинка)
Учитель: Итак, что общего в словах отгадках?
Ученик: Все они занесены в Красную книгу России.
Знакомство с Красной книгой
Ученик читает стихотворение.
СЛАЙД
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Учитель: Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
Ребята нам подготовили сообщения о растениях из Красной книги.
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
Физкультминутка №2
Гимнастика для глаз
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
Лекарственные растения
Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)
Назовите лекарственные растения.
Рассмотрите их в учебнике на с. 83.
Прочитайте на с. 84 правило заготовки лекарственных растений.
Можно собирать только те лекарственные растения, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.
Не забывайте, что в природе все взаимосвязано.
Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?
Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
Охрана растений тесно связана с охраной насекомых-опылителей, хищных птиц, насекомых и борьбой с загрязнением воды и воздуха.
Закрепление изученного материала
Графический диктант
Правильное утверждение отметьте знаком «+», неправильное отметьте знаком «—».
Хозяйственная деятельность не влияет на жизнь растений. («—».)
Самые редкие растения занесены в Красную книгу. («+».)
Растение подорожник занесено в Красную книгу. («—».)
Заготавливать нужно те лекарственные растения, которые часто встречаются в природе. («+».)
В лесу надо ходит по тропинкам, чтобы не уплотнять почву и не топтать растения. («+».)
(После выполнения задания проводится самопроверка. Учащиеся читают и объясняют утверждения, учитель ставит знаки на доске.)
Подведение итогов урока
Какие правила поведения в природе вы будете выполнять?
Что нового вы узнали на уроке?
Что люди делают для охраны растений?
Рефлексия
Учитель: А теперь давайте проверим, все ли задачи, нами выполнены?
Зачем…….нужно охранять растения?
Почему………многие растения в природе стали редкими?
Для чего……..нужно знать правила охраны растений?
Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)
СЛАЙД
Сегодня я узнал (ла ) …
Меня удивило …
Я понял (ла)…
Домашнее задание
стр. 82-85; оформить книжку – малышку «Береги растения!»