СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе «Жизнь наших предков (VI-Xв.в.н.э.)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен дляучителей начальных классов в рамках проведения декады по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 4 классе «Жизнь наших предков (VI-Xв.в.н.э.)».»

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по разделу « Страницы истории России».

Тема: «Жизнь наших предков (VI-Xв.в.н.э.)».

Цели урока:узнать о жизни и быте наших предков.

Задачи урока:

Обучающие:

- формировать у учащихся представление о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом;

- формировать умение работать с разными источниками информации;

- учить детей давать определения историческим терминам;

- учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Развивающие:

- развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы;

- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; т

- развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные :

-воспитывать интерес к истории;

- при работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.


Метапредметные результаты ( УУД):

регулятивные - формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений;

коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

познавательные – развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, способствовать привитию интереса к урокам окружающего мира.

личностные  –проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.


Тип урока: открытие нового знания.

Форма проведения: урок-путешествие.

Формы и методы работы:, групповая, частично-поисковая.

Материально-техническая база: компьютер, проектор.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков, индивидуальные листы самооценки, карточки с заданиями, инструкции



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!


Наш урок посвятим мы истории,

Будем думать, играть, размышлять.

Путешествовать в мир неизвестного,

Книгу прошлого создавать.


Приветствуют учителя, ждут команды к действию.

Регулятивные;

Способность мобилизироваться для выполнения работы.

Актуализация знаний.Выявление уровня знаний.

-Вы любите путешествовать?

- Я вам предлагаю отправиться в необычное историческое путешествие и заглянуть в прошлое на полторы тысячи лет назад в середину первого тысячелетия нашей эры.

-Чтобы узнать тему нашего урока, необходимо определить ключевое слово. С этой целью предлагаю выполнить ряд заданий.

-Разгадайте анаграммы: томпоки, дкипре, вресоменкини.( потомки, предки, современники)

- Сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

(Предки - те, кто жили задолго до настоящего времени.

Потомки – люди будущих поколений.

Современники – люди, которые жили или живут в одно время с нами.)

- Мы с вами выяснили значение этих понятий, Расположите их правильно на ленте времени.






Разгадывают анаграммы. Отвечают на вопросы учителя,.. Делают предположения Выполняют задания учителя.















Располагают на ленте времени термины .

Выполняют самопроверку по эталону. Выявляют неточность. Объясняют .










Регулятивные:

контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Анализировать и обобщать.













Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли.

Определение темы урока.


- Посмотрите на предметы. .

- Как вы думаете, кому они могли принадлежать? ( нашим предкам)


- Как вы думаете, какая тема урока?

( Жизнь наших предков (VI-X в.в.н.э.)»

Высказывают предположения.

Объясняют свой выбор.

Самостоятельно выделять и формулировать тему урока.

Познавательные:

осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.



Постановка учебной цели



Составление алгоритма работы .







- Давайте определим цель нашего урока. ( Узнать о жизни наших предков)



- Что вы бы хотели узнать о наших предках?

- Составим план работы , используя следующие вопросительные слова: кто? где? какие? чем? какую ? как?

Кто были наши предки?

Гдерасселялись ?

Какие были наши предки?

Чемзанимались ?

Какую одежду носили?

Как жили наши предки?


- А какими известными вам способами и из каких источников можно получить ответы на вопросы, которые вы сейчас задали?

.


Формулируют вопросы).











Определяют цель урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Интернет, книга, учитель, родители и т. д. слайд



Личностные:

ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания.



Познавательные:

выделять и формулировать познавательную цель.


Познавательные:

осуществлять

планирование, владеть способами решения проблем поискового характера; использовать различные способы поиска информации.

Изучение нового материала.

Фронтальная работа по содержанию текста.



















.




Распределение обязанностей в группах.



















Открытие новых знаний .








Работа в группах.

















Физкультминутка.







Презентация работ.


1 группа.













2 группа.



























3 группа


.
















Внимательно прочитайте текст .

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.

- Обратите внимание на выделенные слова. Что вы можете о них сказать? (однокоренные).

- Какой у них корень? ( слав-)

- Вы узнаете, как называли наших предков , если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.

,,, + ян + е (славяне)

- Как вы думаете, на какой вопрос мы уже ответили? (Кто были наши предки?)


- Ответы на другие вопросы мы найдем в ходе нашего путешествия. А путешествовать будем группами-общинами.

- В каждой общине будет старейшина. Он будет руководить работой общины.

- Будет чтец. Он будет читать нужный материал.

Летописец будет записывать необходимые сведения

Творцы будут выполнять творческую работу .

- У вас на партах есть карточки таких же цветов. Распределите пожалуйста обязанности между собой.


- Давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд)

- Ребята, я надеюсь, вы будете активными и сплоченными!



- Итак, начинаем наше путешествие. Старейшины, возьмите конверты. Достаньте задания и инструкции.

Чтецы четко читают, все вместе обсуждают , работают в листе путешественника и готовят ответ.



Задание для 1 общины: где расселились наши предки?

Задание для 2 общины : какие были наши предки ( внешность и качества).

Задание для 3 группы : чем занимались наши предки?

Задание для 4 группы : какую одежду носили?

Задание для 5 группы : как жили наши предки (место поселения, жилище, убранство дома).

- Приступайте к работе, соблюдайте правила работы в группе. Читайте внимательно инструкции.

- На выполнение заданий 6 мин.


Учитель консультирует учащихся.


Предлагаю немного отдохнуть перед трудной работой.





Презентации своих работ по группам

-Какие народы позднее произошли от восточных славян ?(русские, белорусы, украинцы).

- Как вы думаете, почему именно пространство Восточной Европы заселили наши предки? (Благоприятные природные условия - дремучие леса давали мясо и шкуры животных, ягоды, грибы; полноводные реки- воду, рыбу.)

- Спасибо, первая община.

- Какие были древние славяне?

- Послушайте разговор отца с сыном и скажите, каким еще качеством обладали наши предки?

Инсценировка « Разговор отца с сыном».

Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты).

- Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.

Сын: Зачем, отец, ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго?

- Предположите, что ответил отец сыну?

- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древней славянин своему сыну.

Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

- Вы послушали отрывок, ответьте, каким же качеством славились наши предки? (гостеприимством)











- Ремесла предков. Давайте попробуем определить это по предметам, которыми пользовались славяне. (кузнечное ремесло, плетение, гончарное, прядение , ткачество, плотничество).



Читают текст сначала про себя, потом 1 ученик читает вслух. Выделяют общее в словах. Работают со схемой. Находят ответ на 1 вопрос.

































Распределяют обязанности.




Озвучивают правила.




























Читают инструкцию, выполняют задания.

Работают с контурной картой, учебником, словарем, иллюстративным материалом.












Показывают на исторической карте и рассказывают о расселениивосточных славян.



Заполняют индивидуальные листы






Рассказывают, показывают как выглядели славяне





Заполняют индивидуальные листы.



















Рассказывают по схеме о занятиях славян.


Определяют по предметамкакими ремеслами занимались славяне.

Делают запили в индивидуальных листах.






Познавательные:

осуществлять логические действия: анализ, сравнение, обобщение, аналогию.



























Коммуникативные:

распределять обязанности, высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваются мнениями.












Познавательные: 
развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности.Личностные:

воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.





Коммуникативные:
участвовать в диалоге, 
читать про себя и понимать прочитанное,
отстаивать свою точку зрения, 
соблюдать правила речевого этикета, 
понимать точку зрения другого человека, 
участвовать в работе группы, 









Личностные: 
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.














Познавательные:
понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
использовать знаково-символические средства.

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; формировать умение представлять информацию в виде схемы.



Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.








4 группа















5 группа.









Обобщение изученного материала


Самостоятельная работа с проверкой по эталону.




Рефлексия

Подведение итогов























Домашнее задание


































































- Какая была одежда? ( простая) из каких материалов ( из природных: лен, шкуры зверей, лыко)

- Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей



-Еда была очень простая: каша, хлеб, квас. Мясо ели редко. Спали на лавках или прямо на полу, подстелив солому. Накрывались шкурами зверей.







- Ребята, давайте вспомним все , о чем говорили на уроке


Посмотрите ваши записи и скажите, что вы узнали о жизни древних славян?.





- Какую тему мы сегодня изучали? (Жизнь наших предков.)

-Какую цель мы ставили? (Узнать о жизни наших предков.) 

- Достигли мы этой цели?

- С помощью чего мы добывали новые знания? 

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Меня удивило…

У меня получилось…

Полученные знания мне пригодятся…

-Я испытывал затруднения в…

Подготовить сообщение « Во что верили славяне?» стр. 38.

































Рассказывают об одежде славян. Делают запись в индивидуальных листах.








Рассказывают о жилище и предметах быта славян.

Записывают в инд.листах.








Делают обобщение по теме.






Выполняют тестовые задания.





Подводят итог урока.











Дополняют предложения.



























Регулятивные:планирование сотрудничества с учителем и сверстниками






























Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Регулятивные:

контролировать и оценивать результаты работ

Регулятивные:

уметь определять успешность выполнения задания; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Личностные:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.