Актуализация знаний.Выявление уровня знаний. | -Вы любите путешествовать? - Я вам предлагаю отправиться в необычное историческое путешествие и заглянуть в прошлое на полторы тысячи лет назад в середину первого тысячелетия нашей эры. -Чтобы узнать тему нашего урока, необходимо определить ключевое слово. С этой целью предлагаю выполнить ряд заданий. -Разгадайте анаграммы: томпоки, дкипре, вресоменкини.( потомки, предки, современники) - Сделайте предположение о лексическом значении этих слов. (Предки - те, кто жили задолго до настоящего времени. Потомки – люди будущих поколений. Современники – люди, которые жили или живут в одно время с нами.) - Мы с вами выяснили значение этих понятий, Расположите их правильно на ленте времени. | Разгадывают анаграммы. Отвечают на вопросы учителя,.. Делают предположения Выполняют задания учителя. Располагают на ленте времени термины . Выполняют самопроверку по эталону. Выявляют неточность. Объясняют . | Регулятивные: контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Анализировать и обобщать. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. |
Изучение нового материала. Фронтальная работа по содержанию текста. . Распределение обязанностей в группах. Открытие новых знаний . Работа в группах. Физкультминутка. Презентация работ. 1 группа. 2 группа. 3 группа . | Внимательно прочитайте текст . Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые. - Обратите внимание на выделенные слова. Что вы можете о них сказать? (однокоренные). - Какой у них корень? ( слав-) - Вы узнаете, как называли наших предков , если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов. ,,, + ян + е (славяне) - Как вы думаете, на какой вопрос мы уже ответили? (Кто были наши предки?) - Ответы на другие вопросы мы найдем в ходе нашего путешествия. А путешествовать будем группами-общинами. - В каждой общине будет старейшина. Он будет руководить работой общины. - Будет чтец. Он будет читать нужный материал. Летописец будет записывать необходимые сведения Творцы будут выполнять творческую работу . - У вас на партах есть карточки таких же цветов. Распределите пожалуйста обязанности между собой. - Давайте вспомним правила работы в группе. ( слайд) - Ребята, я надеюсь, вы будете активными и сплоченными! - Итак, начинаем наше путешествие. Старейшины, возьмите конверты. Достаньте задания и инструкции. Чтецы четко читают, все вместе обсуждают , работают в листе путешественника и готовят ответ. Задание для 1 общины: где расселились наши предки? Задание для 2 общины : какие были наши предки ( внешность и качества). Задание для 3 группы : чем занимались наши предки? Задание для 4 группы : какую одежду носили? Задание для 5 группы : как жили наши предки (место поселения, жилище, убранство дома). - Приступайте к работе, соблюдайте правила работы в группе. Читайте внимательно инструкции. - На выполнение заданий 6 мин. Учитель консультирует учащихся. Предлагаю немного отдохнуть перед трудной работой. Презентации своих работ по группам -Какие народы позднее произошли от восточных славян ?(русские, белорусы, украинцы). - Как вы думаете, почему именно пространство Восточной Европы заселили наши предки? (Благоприятные природные условия - дремучие леса давали мясо и шкуры животных, ягоды, грибы; полноводные реки- воду, рыбу.) - Спасибо, первая община. - Какие были древние славяне? - Послушайте разговор отца с сыном и скажите, каким еще качеством обладали наши предки? Инсценировка « Разговор отца с сыном». Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты). - Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей. Сын: Зачем, отец, ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго? - Предположите, что ответил отец сыну? - Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древней славянин своему сыну. Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет. - Вы послушали отрывок, ответьте, каким же качеством славились наши предки? (гостеприимством) - Ремесла предков. Давайте попробуем определить это по предметам, которыми пользовались славяне. (кузнечное ремесло, плетение, гончарное, прядение , ткачество, плотничество). | Читают текст сначала про себя, потом 1 ученик читает вслух. Выделяют общее в словах. Работают со схемой. Находят ответ на 1 вопрос. Распределяют обязанности. Озвучивают правила. Читают инструкцию, выполняют задания. Работают с контурной картой, учебником, словарем, иллюстративным материалом. Показывают на исторической карте и рассказывают о расселениивосточных славян. Заполняют индивидуальные листы Рассказывают, показывают как выглядели славяне Заполняют индивидуальные листы. Рассказывают по схеме о занятиях славян. Определяют по предметамкакими ремеслами занимались славяне. Делают запили в индивидуальных листах. | Познавательные: осуществлять логические действия: анализ, сравнение, обобщение, аналогию. Коммуникативные: распределять обязанности, высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваются мнениями. Познавательные: развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности.Личностные: воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду. Коммуникативные: участвовать в диалоге, читать про себя и понимать прочитанное, отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета, понимать точку зрения другого человека, участвовать в работе группы, Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей; использовать знаково-символические средства. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; формировать умение представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
4 группа 5 группа. Обобщение изученного материала Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Рефлексия Подведение итогов Домашнее задание | - Какая была одежда? ( простая) из каких материалов ( из природных: лен, шкуры зверей, лыко) - Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей -Еда была очень простая: каша, хлеб, квас. Мясо ели редко. Спали на лавках или прямо на полу, подстелив солому. Накрывались шкурами зверей. - Ребята, давайте вспомним все , о чем говорили на уроке Посмотрите ваши записи и скажите, что вы узнали о жизни древних славян?. - Какую тему мы сегодня изучали? (Жизнь наших предков.) -Какую цель мы ставили? (Узнать о жизни наших предков.) - Достигли мы этой цели? - С помощью чего мы добывали новые знания? - Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило… У меня получилось… Полученные знания мне пригодятся… -Я испытывал затруднения в… Подготовить сообщение « Во что верили славяне?» стр. 38. | Рассказывают об одежде славян. Делают запись в индивидуальных листах. Рассказывают о жилище и предметах быта славян. Записывают в инд.листах. Делают обобщение по теме. Выполняют тестовые задания. Подводят итог урока. Дополняют предложения. | Регулятивные:планирование сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные: контролировать и оценивать результаты работ Регулятивные: уметь определять успешность выполнения задания; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности. |