Мотивационно-ориентировочный этап 1мин Актуализация знаний. 4 мин III.Сообщение темы и целей урока. 1мин IV.Обобщение материала. 6 мин 1.Неживая природа зимой. 2.Зимние явления природы. 6мин 3.Игра «Хлопки». 1мин 4.Гимнастика для глаз. 1мин 5.Жизнь растений зимой. 3мин 6.Физкультминутка. 2 мин 7.Секреты животного мира. 11мин 8. Жизнь птиц зимой. 3мин V.Закрепление изученного. 3мин VI.Итог урока. 1мин VII.Рефлексия. 1мин VIII.Домашнее задание. 1мин | -Здравствуйте, юные исследователи природы. Давайте поздороваемся с нашими гостями. - Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. А теперь скажем наши волшебные слова: «Я хочу много знать». - Садитесь. - Ребята на прошлом уроке мы с вами были на экскурсии в парке и наблюдали за зимними изменениями в природе. -Давайте вспомним некоторые эпизоды нашей экскурсии. Просмотр видеосюжета об экскурсии. -А как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? - Да, сегодня мы снова отправимся в гости к зиме. Мы обобщим и углубим знания о зимних изменениях в природе. - Вспомните, какая бывает природа? -Какие изменения в неживой природе вы наблюдали на экскурсии? - Я полагаю, что зима наступает, когда идет снег. - Как вы думаете, я права? - По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается над горизонтом, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые заморозки - это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег выпадает и тает. Зима начинается тогда, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 С0, замерзают водоемы и почва, земля покрывается снегом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. -Из чего состоит снег? Рассмотрим разнообразные снежинки. - На что они похожи? - Какой был снег во время экскурсии? Что вы наблюдали? - Как образуется снег, расскажет Ксюша А.. -Более подробно познакомиться с зимними явлениями в природе нам поможет текст учебника. Откройте учебник по закладке на с.132-133. Прочитаем текст «Неживая природа зимой». -О каких явлениях природы вы узнали из текста? Беседа о том, какие опасности возникают во время гололеда, во время оттепели. - А теперь давайте поработаем в группах. Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой: 1-я группа - во время оттепели; 2-я группа – во время похолодания; 3-я группа – во время зимних игр; 4-я группа – на водоемах. - Хлопните в ладоши, если услышите названия зимних явлений природы: листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, гололедица, оттепель. Упражнение «Метёлки». - А теперь перейдём к изменениям в живой природе. На какие группы делятся все растения? - Какие бывают деревья? - А какие деревья вы видели на экскурсии? Сделайте вывод, как они зимуют. - А где вы видели зеленые травянистые растения? - Какую роль выполняет снег для этих растений? - Верно. Ученые измерили температуру воздуха под снегом и над снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 0С. Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, снег кружится, Заметает все кругом Белоснежным серебром. - Поговорим о секретах животного мира. К сожалению, никого из зверей мы не увидели. - Поэтому о том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами. - Отгадайте загадку: Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. - Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. - За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара. - У зверюшки нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода - кора. - Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела достигает 70 см. Русак летом и зимой - серый, зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, что и определяет его название. Слайд 12. Волки ищут пищу зимой. В поисках пищи им приходиться пробегать большие расстояния. Они могут близко подходить к жилью человека. Голодные волки очень опасны. -Я предлагаю вам немного поиграть. Игра «Рассели животных по домикам». - Договоритесь в паре, кто из вас будет читать название животного, а кто соединять стрелкой с нужным домиком. -Проверим, как вы справились с работой. - Хотите стать следопытами? Выполним интересное задание: «Догадайтесь, чьи следы на снегу». - Откройте учебник на с. 135.Достаньте фишки из конвертов. Наложите фишку с номером того животного, чей след нарисован. - Давайте проверим, верно ли вы справились с заданием. - А чьи следы мы видели на экскурсии? - Вспомните, как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края? - Как называются птицы, которые остаются зимовать? - Назовите зимующих птиц. - Каких из них вы видели на экскурсии? Какая птица вам особенно запомнилась? Чем? Как узнали её название? - Чем питаются птицы зимой? - И все же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? -А вы вешали кормушки на экскурсии? Не забывайте с родителями подсыпать корм в кормушки. Ведь 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. В качестве закрепления изученного материала я предлагаю вам тест «Проверь себя». - О каких секретах животного мира узнали на уроке? - Что вас удивило? - Что порадовало? - Если вы полностью довольны своей работой на уроке, считаете, что отлично поняли тему, поднимите снежинку синего цвета. - Если вы довольны своей работой, но можете работать активнее, поднимите снежинку голубого цвета. - Если вы ничего не поняли, и вам понадобится помощь учителя, поднимите снежинку белого цвета. - А теперь устроим заснеженную полянку в классе. -Выберите себе любое задание на дом. 1) Подготовить сообщение о жизни зверей и птиц зимой. 2) Сделать рисунок «Красота зимы». 3) Найти пословицы, поговорки, народные приметы о зиме. | Обучающиеся стоят возле парт, хором говорят строчки и занимают свои места Дети смотрят видеосюжет и вспоминают эпизоды экскурсии. Обучающиеся высказывают предположения. - Живая и неживая. Перечисляют. Высказывают предположения. - Из снежинок. Смотрят на экран. Дети делятся наблюдениями. Ученица рассказывает. Обучающиеся читают текст учебника. Дети отвечают. Дети работают в группах. Обсуждают и формулируют правила безопасного поведения. Хлопают в ладоши. Моргают глазами, считая до5 (3раза). -Деревья, кустарники, травы. -Лиственные и хвойные. -Берёзу, липу, иву, клён, ель. -Под снегом. -Снег для них как одеяло. Он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть. Дети выполняют различные движения . -Белка. Прослушивание сообщения о белке. -Медведь. Прослушивание сообщения о медведе - Лиса. Прослушивание сообщения о лисе. - Заяц. Сообщение о зайце. Дети слушают. Работа в парах, с использованием раздаточного материала. Называют животное и домик, в который его поселили. -Да. Индивидуальная работа по учебнику (с. 135).Использование фишек с №1-5. Называют номера фишек. Говорят, кому принадлежат следы. -Перелётные. -Зимующие. - Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона, пищуха. - Синица, ворона, дятел, пищуха. -Пищуха. Громко пищит. По атласу-определителю. - Семенами, плодами деревьев и кустарников, личинками насекомых. - Надо сделать кормушки и подкармливать их. -Да. Дети выполняют тест на листочках. По истечении времени сдают учителю. Дети отвечают. Обучающиеся поднимают снежинки. Наклеивание снежинок на экран настроения на доске. Записывают задание на дом. | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне отношения к окружающему миру, людям, животным. Регулятивные УУД: - осознание обучающимися содержания, последовательности и основания действий. Коммуникативные УУД: - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю). Познавательные УУД: - строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю). Познавательные УУД: - строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: - описание объекта, передав его внешние характеристики, владение монологической речью. Общеучебные УУД: - читать текст учебника. Коммуникативные УУД: - сравнение разных точек зрения, - инициативное сотрудничество, формирование умения работать в группе. Познавательные УУД: - строить сообщения в устной форме. Личностные УДД: - формулировка правил безопасного поведения на улице зимой. Познавательные УУД: - способность и умение производить простые логические действия. Личностные УУД: -установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - формирование умения объяснять свой выбор, - владение монологической и диалогической речью. Личностные УДД: - формирование потребности в здоровом образе жизни. Личностные УУД: - формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру. Познавательные УУД: - строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: - владение монологической речью. Познавательные УУД: - строить сообщения в устной форме. Коммуникативные УУД: - владение монологической речью. Коммуникативные УУД: - умение сотрудничать с учителем. Коммуникативные УУД: - характеристика существующих признаков деления на группы (классификация). Познавательные УУД: - высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов, - формирование умения работать в маленьких группах. Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической речью. - характеристика, качества, признаки объекта, относящегося к определенному виду. Коммуникативные УУД: - описать объект, передавать его внешние характеристики, использовать образные средства языка. Коммуникативные УУД: - формирование вербальных способов коммуникации. Личностные УУД: - формирование личного позитивного отношения к окружающему миру Регулятивные УУД: - удерживать цель деятельности до получения ее результатов Общеучебные УУД: -самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели. Личностные УУД: - ориентировка на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль. Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор. |