СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "Земля кормилица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Земля кормилица"»

Открытый урок по окружающему миру в 4 - А классе

Учитель начальных классов МБОУ г.Керчи РК «Специализированная школа №19 с углублённым изучением английского языка»

Пристинская Елена Владимировна


Тема: Земля-кормилица.


Цель: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека, объяснить почему землю называют кормилицей, повторить сведения о полезных ископаемых; развивать познавательную активность, мышление, умение анализировать, делать выводы, наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, развивать речь; воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир», бережное отношение к природе, к земле.


Планируемые результаты:


Познавательные универсальные учебные действия: 

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


Регулятивные универсальные учебные действия:

учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.


Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.

Оборудование: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь).


Ход урока

1.Организация.

2.Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

Загадки.

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны ( гранит)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже ( песок)

По трубе течёт

Пироги печёт ( газ)

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета

Отгадайте же, что это? ( нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи… ( железная руда)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу,

Она понадобиться сразу ( глина)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях ( известняк)


Он несёт в дома тепло,

Помогают плавить стали,

Делать краски и эмали

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий ( уголь)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением ( торф)

- А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки ( на столе три коробочки в которых лежит нефть, торф, уголь)

- Что объединяет эти полезные ископаемые?

- Какое полезное ископаемое ещё обладает этим же свойством?


3.Физминутка


4.Сообщение темы урока.

В название темы нашего урока потерялось слово, найдите его , разгадав загадку.

«…………………..- кормилица»

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу (земля)

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей»- Но сначала вспомним как называется верхний слой земли ( почва)

- Давайте вспомним состав почвы? ( песок и глина, вода, перегной, воздух, минеральные соли)


5.Изучение нового материала.

Знакомство с образцами почв.

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают большое число типов почв ( см. уч. стр.172)

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые.

Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. Эти почвы богаты перегноем. Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос « Почему землю называют кормилицей»

Давайте прочитаем сказку о волшебной кладовой.

« Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

-Так почему же землю называют кормилицей? (земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу)

-Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.


6.Работа по учебнику.

Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет!

Поэтому почва нуждается в защите.

А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике

стр. 172-174


7.  Тестирование.

Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.



Тест «Земля-кормилица» (почвы)

1)Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; 
б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы; 
г) серые лесные почвы.

2)Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; 
б) в лесной зоне;
в) в степях; 
г) в пустынях.

3)Плодородие почвы зависит от количества... 
а) песка; 
б) перегноя;
в) глины; 
г) солей.

4)   Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; 
б) воздух;
в) камни; 
г) соли

5) Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок
б) глина;
в) перегной; 
г) ил.

6)В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7)Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8)Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет; 
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет
г) 1-2 года.

9)Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.


8.  Взаимопроверка.

- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

- Кто не допустил ошибок?

- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.


9.Подведение итогов.

-Что узнали нового?

-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

-Кто считает, что у него на уроке все получилось?

-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?

-Какое у вас настроение в конце урока?


7.Рефлексия.

- Рассмотри условные знаки и скажи, что нужно делать для охраны почвы.





8.Домашнее задание