Открытый урок по окружающему миру в 4 - А классе
Учитель начальных классов МБОУ г.Керчи РК «Специализированная школа №19 с углублённым изучением английского языка»
Пристинская Елена Владимировна
Тема: Земля-кормилица.
Цель: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека, объяснить почему землю называют кормилицей, повторить сведения о полезных ископаемых; развивать познавательную активность, мышление, умение анализировать, делать выводы, наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, развивать речь; воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир», бережное отношение к природе, к земле.
Планируемые результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные универсальные учебные действия:
учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.
Оборудование: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь).
Ход урока
1.Организация.
2.Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.
Загадки.
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны ( гранит)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже ( песок)
По трубе течёт
Пироги печёт ( газ)
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? ( нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи… ( железная руда)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу ( глина)
Покрывают им дороги
Улицы в селениях ( известняк)
Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,
Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий ( уголь)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением ( торф)
- А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки ( на столе три коробочки в которых лежит нефть, торф, уголь)
- Что объединяет эти полезные ископаемые?
- Какое полезное ископаемое ещё обладает этим же свойством?
3.Физминутка
4.Сообщение темы урока.
В название темы нашего урока потерялось слово, найдите его , разгадав загадку.
«…………………..- кормилица»
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля)
- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей»- Но сначала вспомним как называется верхний слой земли ( почва)
- Давайте вспомним состав почвы? ( песок и глина, вода, перегной, воздух, минеральные соли)
5.Изучение нового материала.
Знакомство с образцами почв.
В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают большое число типов почв ( см. уч. стр.172)
В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые.
Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. Эти почвы богаты перегноем. Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.
Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос « Почему землю называют кормилицей»
Давайте прочитаем сказку о волшебной кладовой.
« Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
-Так почему же землю называют кормилицей? (земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу)
-Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.
6.Работа по учебнику.
Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет!
Поэтому почва нуждается в защите.
А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике
стр. 172-174
7. Тестирование.
- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.
- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.
Тест «Земля-кормилица» (почвы)
1)Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы;
б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы;
г) серые лесные почвы.
2)Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре;
б) в лесной зоне;
в) в степях;
г) в пустынях.
3)Плодородие почвы зависит от количества...
а) песка;
б) перегноя;
в) глины;
г) солей.
4) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода;
б) воздух;
в) камни;
г) соли
5) Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок;
б) глина;
в) перегной;
г) ил.
6)В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7)Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8)Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет;
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет;
г) 1-2 года.
9)Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
8. Взаимопроверка.
- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.
- Кто не допустил ошибок?
- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.
9.Подведение итогов.
-Что узнали нового?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-Кто считает, что у него на уроке все получилось?
-Кто на следующем уроке еще постарается, чтобы все получилось?
-Какое у вас настроение в конце урока?
7.Рефлексия.
- Рассмотри условные знаки и скажи, что нужно делать для охраны почвы.
8.Домашнее задание