СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ОРКСЭ тема "Дружба"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан для учителей ОРКСЭ. Прводится с учащимися 4 класса в конце года, как урок дружбы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОРКСЭ тема "Дружба"»

Урок по курсу ОРКСЭ.Модуль «Светская этика». Тема: Дружба.

Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества.

Задачи: показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: мультимедийная презентация, записи детских песен «Если с другом вышел в путь», « От улыбки станет всем светлей»; карточки со словами-нравственные качества человека.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. А начнём мы с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания:

-Скажите, какую тему мы обсуждали на прошлом уроке? ( Ответы детей).

-Какие термины усвоили?

-Как поняли что такое альтруизм? Эгоизм?

3. Введение в новую тему.

Подготовка к формулированию темы классного часа.

Учитель: А чтобы узнать, о чем будем говорить на классном часе, я предлагаю вам послушать следующую сценку:

Сценка: «Урок дружбы».

Ведущий: Жили – были два воробья: Чик и Чирик. Но однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик пшена, но Чик об этом не сказал ни слова своему приятелю.

Чик: Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется.

Ведущий: Склевал он все зернышки, но когда он нес ящик, из него на землю высыпались несколько зёрнышек. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал их и полетел к своему приятелю Чику.

Чирик: Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек зерна. Давай их поровну поделим и склюём.

Чик: Не надо! Зачем! Ты их нашёл, ты их и ешь!

Чирик: Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?

Ведущий: Чику стало стыдно очень! Ведь он сам склевал все зёрнышки и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказался от подарка приятеля - значит обидеть его. Он взял пять зёрнышек.

Чик: Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки и за урок…. (дружбы!)

Учитель:

- Как вы думаете, как называется этот урок?

(если дети затрудняются ответить, нужно задать наводящие вопросы:

- О чем или о ком говорится в рассказе? Что говорится?)

- О чем мы сегодня будем говорить на классном часе? (Дружбе)

- Сегодня наш классный час посвящен такому знакомому и понятному для всех чувству, как дружба!

Откройте тетради, запишите число, урок №14. Тема урока – «Дружба».

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

  1. Что такое дружба?

  2. Между кем она может быть?

  3. Как найти друга и не потерять его?

  4. Есть ли законы в дружбе?

  5. Каким должен быть друг?

Учитель: Я хотела бы начать наш урок со сказки.

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет, волшебнику:

-Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

-Вот, выбирай,- сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую печаль, пятую – Дружба.

-Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.

Задумалась Любовь.

Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

Вопрос детям: Почему Любовь выбрала Дружбу?

-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм). Ребята, подумайте над таким вопросом: что такое дружба? Я предлагаю написать своё определение дружбы в тетрадь стр.32– 2 минуты на выполнение задания (высказывание мнений учащихся).

- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре. (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. По т.словарю С.И. Ожегова.)

Учитель: Как вы понимаете взаимное доверие? Общность интересов? Привязанность? (работа в парах) – Ответы детей.

4.Беседа.

- Какие пословице о дружбе вы знаете? ( Ответы детей.)

Учитель предлагает ряд пословиц.:

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

« Взаимное доверие - основа дружбы».

« Человек без друзей, что дерево без корней».

« Старый друг, лучше новых двух».

«Настоящая дружба не знает зависти».

«Не богатство друг, а друг-богатство».( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

5. Физ. минутка. (физические упражнения под музыку) – Слайд №4

6. Притчи (краткий иносказательный поучительный рассказ).А сейчас я предлагаю вам послушать притчи и сказать, какой смысл кроется в нём.

Почему стражник назвал первый рай адом?

7. Разбор ситуаций в группах, дискуссия. (Двум группам раздаются карточки с текстом .)

Ситуация № 1 (для первой группы.)

Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

  2. Какие качества вы цените в друге?

Ситуация № 2 (для второй группы.)

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что случилось с Мишей?

  2. Почему он повел себя так?

  3. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Часто дружба,

К своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком- то градусе.

Кто сказал:

Человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

Вывод.

- Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг?

8. Работа в парах.

- У каждого в рабочей тетради есть задание № со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

9. Рефлексия.

- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.

Игра «Волшебная рука».

Я предлагаю на альбомных листах обвести свою руку и на каждом пальчике написать свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладони подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

Предлагаю закончить наш урок дружным чтением стихотворения В. Можной «Дружба – это…»

(Слайд № 6) Дружба – это теплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасет.

С другом - даже злая слабость

Вмиг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал,

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

10. Итог.

-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?

- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?

- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

11. Д. задание: прочитать стр. 32 – 33, составить небольшой рассказ по рисункам на стр. 32 или написать небольшой рассказ о своем друге.