СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по предмету "Вокальный ансамбль"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В детском ансамбле 12 учащихся от 8 до 11 лет с разными музыкальными данными с 1 по 4 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету "Вокальный ансамбль"»

Открытый урок по предмету

«Вокальный ансамбль»

ЦЕЛИ:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков ансамблевого пения

а капелло;


ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- научить грамотно исполнять музыкальные произведения а капелло;

- научить приему, навыку цепного дыхания;

- умению сценического воплощения народной песни.


Развивающие:

- развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;



Воспитательные:

- воспитание у детей, при работе в творческой атмосфере - доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;



Учебное занятие мы сегодня организуем по следующей схеме:

- распевка (10 мин.);

- показ и разучивание нового музыкального материала (20 мин.);

- повторение ранее пройденного (10 мин.);

- анализ урока, домашнее задание (5 мин).


Форма проведения – практическое занятие.

Используемые методы:

- Словесный, устно-слуховой;

- Наглядный, устно-подражательный;

- Практический - метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике;



Предварительная работа:

         Формирование навыков двухголосного пения сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их развития зависит темп, и характер образования навыков. Через обучение происходит необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое в свою очередь стимулирует успешность освоения музыкального материала.

         Прежде чем приступить к овладению навыков двухголосного пения была проведена предварительная работа (в прошлом году), где дети должны были овладеть в достаточной степени, ансамблевым унисоном на примере одноголосных произведений, потом в репертуар вводились произведения, в которых присутствовало  небольшое расхождение голосов и подголосочная имитация.

         Восприятие многоголосной музыки – явление сложное, и оно значительно отстает от восприятия одноголосной музыки. Дети с неразвитым гармоническим слухом относятся к многоголосной музыке двояко. Одним оно мешает услышать и правильно спеть песню, другие находят что многоголосное звучание в аккомпанементе украшает мелодию и петь ее с сопровождением приятнее. Поэтому, распределение детей по партиям проводилось на основе уровня развития их способностей. Более способные дети направлялись ко второй партии.





Распевание, пение упражнений (сознательное понимание упражнений, на что ориентированно, какие элементы музыкального языка включены в упражнение).


  1. «У» на 2 звука с воздухом (медленно) – главное сильная струя воздуха (упр. на дыхание).

  2. «У», «Э» унисон, цепное дыхание, плавный вход в общий звуковой поток.

  3. Скороговорка: веники, из-под топота (окончания)…

  4. «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» - высокая певческая позиция + тренировка мимики.

  5. Летела лебёдушка за синее морюшко – цепное дыхание, разогрев голосовых связок

  6. Зелена трава – разогрев связок

II Работа над  двухголосием


Слушаем «Ой, вы гостюшки дорогие»


Раздаю партитуры, слова, обращаю внимание детей на

сознательное отношение к дыханию как к выразительному средству

Овладение дыханием связано с осознанием музыкальной фразировки.

а) обратить внимание на исполнение последнего звука каждой отдельной фразы

б) стремление достичь выразительности поможет поющим экономно расходовать дыхание

в) обратить внимание на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не судорожный вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а значит и образование «опертого» звука.

Навык «цепного »дыхания - главное выразительное средство, характерное для хороводных, лирических, протяжных народных песен.

«Ой, вы гостюшки дорогие»

Направим внимание на выдержанные звуки

Гостюшки дорогие

    1. важно научить делать вдох в середине музыкальной фразы

    2. Ой вы гостюшки V дорогие


В тексте расставляем цезуры в нужных местах, это помогает выполнению этой сложной задачи.


Хорошая дикция и артикуляция помогут в овладении наиболее важным качеством пения - широкой кантиленой.


Умение народных певцов нанизывать на бесконечный льющийся поток четкие и ясные слова - явление поразительное. Только естественная напевность наряду с четко произнесенными словами открывает путь к выразительности эмоциональной передачи глубоких чувств, заложенных в песне.

Правильное дыхание дает возможность певцу ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.

Разбиваемся на 2 группы по партиям, первая у концертмейстера, вторая со мной


Сначала первая партия поёт с концертмейстером, затем вторая со мной.


Соединяем

Народные песни с распевом - замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техники.


Добавляем шумовые инструменты: треугольник и бубен.


III Еще один навык - пение без сопровождения. Первое исполнение песни должно быть в умеренном темпе. Главное в них - достижение напевного звука. Постепенно ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе.

При исполнении этого произведения требуется мягкая напевность. Необходимо добиваться, легкости и высокой позиции звучания.


Поём «Ой, сад во дворе»


   Это произведение позволяет развить первоначальные навыки двухголосного пения, а также помогает наладить координацию между слухом и голосом, выстроить точную интонацию. Поочередное вступление   голосов в этом произведении, дает возможность детям слушать и слышать выстраиваемые интервалы на фоне звучащего голоса, по  принципу, «передача мелодии» одной партии – другой.  Также это способствует выработке у певцов представления фонической окраски звучания интервалов (терции). Подобный прием не только хорошо помогает прочувствовать фразировку, но и развить внутренний слух.

         Говоря о вокальной работе нельзя не сказать о характере звуковедения. При исполнении этого произведения требуется собранный звук. Стремление к напевному,  кантиленному  звуковедению и слиянию голосов.



Напоминаю о цепном дыхании, сценическом движении, эмоциональной подаче.



Анализ урока: Мы сегодня научились грамотно исполнять музыкальные произведения а капелло;

- овладели навыком цепного дыхания;

- умению сценического воплощения народной песни.

Итак

Становление любого вокально-хорового навыка связанно с решением многих чисто технических задач.

Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства.



 Домашнее задание.

Выучить наизусть мелодию «Ой вы гостюшки дорогие», сольфеджируя и прохлопывая пульсацию произведения. Петь с текстом.

Проработать свои партии в произведении, добиваясь легкого и полетного звучания мелодии.

Выучить наизусть мелодию с текстом и схему дыхания «Ой вы гостюшки дорогие», добиваться четкой дикции.
















Используемая литература

1. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре»- М.: Музыка, 1985- 80с., нот

2. Попов B.C. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта работы). - В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. № 3. М.: «Музыка», 1964 г.

3. Алексеев В.А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно - методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. - Оса:"Росстани-на-Каме". 1994.














«Селезень утку догонял»

По считалочке выбирают Селезня и Утку. Участники дела­ют круг, поднимают руки вверх, образуя «ворота». Селезень стоит за кругом, Утка - в кругу. С началом исполнения припев­ки Селезень начинает догонять Утку. Остальные могут помо­гать или мешать им. С окончанием припевки игра заканчивает­ся. Если Селезень догнал Утку, он сам выбирает себе пару (Се­лезня), а если нет - становится Уткой. Игра повторяется снова.

Селезень утку догонял, Молодой серу догонял:
- Пойди, утица, домой, Пойди, серая, домой.
У тя семеро детей, Восьмой - селезень,
А девятая сама,
Догони, браток, меня.

  • Заинька»

Выбирают водящего - Заиньку. Играющие становятся в хоровод, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». В эти «ворота» Заинька будет пытаться выскочить из круга. Дети поют песенку, одновременно опускают руки вниз, не выпуская Заиньку.

Заинька серенький,
Заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.

Если Заиньке не удается вырваться из круга, то он под песенку пляшет в центре «хоровода», а играющие хлопают в ладоши.
Ну-ка, зайка, скоком-боком,
Перед нашим хороводом.
Ну-ка, зайка, повернись,
Кого любишь - поклонись.

Заинька выбирает нового водящего и кланяется ему. Играют сначала. Если Заинька выскакивает из круга, то двое играющих, которые его упустили, становятся водящими, и игра

возобновляется.