СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по предмету " Окружающий мир " 2 класс по теме: " Что мы знаем о народах России?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету " Окружающий мир " 2 класс по теме: " Что мы знаем о народах России?"»


Технологическая карта

Тема: «Что мы знаем о народах России?»

Цель: Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.

Задачи:

Показать многообразие и самобытность народов, населяющих нашу страну.

Учить распознавать изученные народы.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах, в группах.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- Знать названия некоторых народов, населяющих Россию.

Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.


Познавательные умения:

- различать народы по некоторым показателям; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации.

Регулятивные умения:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- работать по предложенному учителем плану;

- осуществлять оценку результатов своей деятельности.

Коммуникативные умения

- оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

- перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой и передаваемый жизненный опыт;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения.

- оценивать результат учебной деятельности своих товарищей.

- Осознавать свою этническую и национальную принадлежность, уважительно относиться к истории и культуре других народов.


Основные понятия. Народы России, национальные костюмы, традиции, религия.

Межпредметные связи: окружающий мир, технология, музыка, физическая культура.

Ресурсы.

Основные: Плешаков А.А. «Окружающий мир». 2 класс. Часть 1. Стр. 12-13. Рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс. Часть 1. Стр.5-6.

Дополнительные: - ребус «Р1а» (на доске);

- карточки – буквы (магнитные): РОССИЯ (на доске);

- карточка – с символами государства (на доске);

- ПК (фонограмма «Гимн РФ»);

-для практикума – клей, ножницы по числу учащихся (на каждый стол);

- цветные смайлики и карта России (для самооценки, по числу учащихся, на каждый стол)

- ПК, проектор, презентация


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

Учитель обращает внимание на доску – ребус «Р1а» - и предлагает расшифровать его.

Учитель спрашивает:

- Как вы понимаете слово «Родина»?

- Посмотрите на доску - РОССИЯ. Кто может прочитать это слово?

- Что значит это слово?

- Что вы можете сказать о своей стране?

- Какие главные символы нашего государства вы запомнили?

- Что нужно делать, если звучит Гимн?

- Давайте прослушаем 1 куплет Гимна. (Включается фонограмма)

Учитель предлагает вспомнить символ – флаг, открыть конверты и сложить карточки так, чтобы получился Флаг РФ.

- Объясните, как вы расположили последовательность цветов Флага РФ.

Дети разгадывают ребус



Ученики высказываются.

Умеющие читать дети называют слово.

Ученики высказывают свое мнение.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ребята встают.

Ученики складывают карточки в нужной последовательности.

Комментируют свою работу.

2. Актуализация необходимых знаний

Учитель обращает внимание детей на доску на карточки с изображением костюмов разных народов России:

- Посмотрите картинки. Что вы видите? Как связаны изображения на этих картинках с тем, что мы изучаем нашу Родину?

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь?

- Откройте учебники на с. 12 и прочитайте тему урока.

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.







Учитель организует работу детей по учебнику:


- Рассмотрите рисунки на с. 12 учебника. Сравните лица, костюмы людей. Что можете рассказать об этом?

Учитель демонстрирует слайды (работа с ИКТ).

- Попробуйте по костюму определить, где могут проживать люди данной национальности

Ученики высказывают предположения.


Ученики высказывают предположения.

Ученики открывают учебники на с. 12. Умеющие читать называют тему, задачи.

Ученики дают устные ответы (Люди народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом кожи, разрезом глаз. Костюмы у каждого свои)


Ученики высказывают предположения.


Учитель организует работу детей по учебнику (продолжение):

- Прочитайте на с. 12 учебника под рисунками названия народов России. Какие народы вы еще знаете?

Информационная справка:

- Русские составляют 4/5 всего населения России. Другие нации и народности, живущие в Российской Федерации тоже корнями связаны с ее многовековой историей.

- Подумайте, что может объединять, связывать друг друга все народы России?

Мини-вывод:

- Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они стремятся к счастливой, мирной, радостной жизни. Чем прочнее будут отношения мира, дружбы и взаимопомощи между разными народами, тем лучше будет становиться жизнь каждого отдельного народа и каждого человека.

Ученики дают устные ответы (коми, марийцы, якуты, ненцы, ханты, манси и др)






Высказывания детей.

3. Физминутка

Учитель предлагает послушать русскую народную песню «Во поле береза стояла» и выполнить нерезкие движения.


4. Организация познавательной деятельности

Учитель знакомит с некоторыми понятиями веры.

- Важную роль в жизни народов России играет религия. Кто знает, что означает это слово?

- Самые распространенные веры на территории России – это христианство, ислам и иудаизм.

- Посмотрите на панно «Истоки веры», которые выполнили ваши предшественники – четвероклассники. Здесь мы можем видеть церковь и мечеть. Люди, которые исповедуют христианство, ходят в церковь, они называют себя христианами. А люди, исповедующие ислам, ходят в мечеть, они называют себя мусульманами.





Ученики высказывают предположения.








Ученики рассматривают панно.

- А еще все народы отмечают праздники. Какие народные праздники вы знаете?

- Загадка: В какой праздник сжигают чучело, и провожают зиму?

Празднование Масленицы часто ассоциируется с приходом весны и радостью от пробуждения природы. Главными атрибутами Масленицы являются традиционные гуляния, танцы, и, конечно же, ароматные блины с горячим чаем.




- А кто знает, как называется татарский (башкирский) национальный праздник. (Сабантуй)


- Кто знаком с бурятским спортивным национальным праздником, где люди соревнуются в стрельбе из лука, конных скачках и борьбе? (Сурхарбан)




Учитель организует работу детей по учебнику в парах (продолжение):

- Рассмотрите фотографии с. 13 учебника.


- Давайте поучимся работать в парах. Главное правило – уважительно относиться к собеседнику, давайте высказаться друг другу. Чтобы не мешать остальным говорите шепотом. Сейчас мы обозначим номера: кто будет первым, кто вторым (распределяются). По сигналу колокольчика, Первые рассказывают товарищу по картинкам, что делают люди в праздничные дни.

Через минуту будет дан сигнал колокольчика. После этого, Вторые расскажут товарищу, были ли они на каких-либо национальных праздниках и что там видели.

- Повторите задачу.


Ответы детей.

Читает (наизусть) Саракаев Азамат:

Вот приехала Масленица!

Сударыня-боярыня Масленица!

С сыром, маслом, и блином,

И румяным пирогом!


Ответы детей.


Читает (наизусть) Гуляев Илья

К нам пришел сегодня праздник,

Весельчак, батыр, проказник,

Сабантуй, Сабантуй,

Пой, скачи, борись, танцуй!


Ответы детей.


Читает (наизусть) Джанаева Маша

Если кто-то начнёт нас расспрашивать:

Почему здесь собрался народ? -

По обычаю древнему нашему

Сурхарбан-состязанье идёт.


Дети рассматривают картинки на с. 13.


Ученики слушают инструкцию работы в парах.


Ребята повторяют инструкцию.

Ученики получают первые навыки выполнения инструкций – правил, навыки работы в парах

Дети работают в парах.


Ученики слушают учителя.

5. Физминутка

Учитель знакомит уч-ся с национальными играми.

Игра «Конники» . Правила. Дети выстраиваются в три группы (друг за другом) между рядами на стартовой линии. Первые получают палки-лошадки. По сигналу дети движутся до финиша, не толкая друг друга, осторожно, не задевая парты, возвращаются назад, передают «лошадок» вторым и становятся в конец. Побеждает команда, участник которой первыми закончат марафон.


Вариант 2.

Посмотрите, это ложка,

В ней устроилось яйцо,

Пробегись-ка по дорожке,

Только не разбей его.

Проводится командное соревнование «Перенеси яйцо в ложке».

Читает (наизусть) Сердюк Платон

- Эй, джигиты, что сидите?

В поле все скорей бегите

Юрты строить нам пора

Собирайтесь детвора!


Дети слушают правила игры, делятся на команды, получают реквизит, соревнуются.

6. Организация познавательной деятельности (продолжение)

Учитель организует закрепление знаний о народах России, путем выполнения практикума с использованием материалов рабочей тетради:

- Откройте рабочие тетради на с. 5. Посмотрите на пустые ячейки и сравните их с рисунком учебника на с. 12.

- Возьмите карточки с изображением людей разных народностей, вырежьте их и наклейте в той же последовательности.

Учитель организует индивидуальную работу в тетрадях.


Учитель организует контролирующее задание - работу детей по учебнику в парах.

- Давайте продолжим учиться работать в парах.

- Вспомните правила.

По сигналу колокольчика Первые читают вопрос № 1 в учебнике на с. 13, Вторые - отвечают.

Через минуту будет дан сигнал колокольчика. После этот Вторые читают вопрос № 2. первые отвечают.

По сигналу колокольчика договоритесь, кто будет читать вопрос № 3, а кто отвечать.

- Повторите задачу.

- После этого вы можете оценить работу друг друга и подарить подходящий смайлик.


Учитель организует чтение вывода на с. 13



Ученики слушают инструкцию.




Ребята берут карточки, вырезают их и наклеивают.




Ребята называют правила (уважительно относиться к собеседнику, давайте высказаться друг другу. Говорить шепотом)


Дети повторяют задачу.


Дети работают в парах: читают вопросы, отвечают и обмениваются смайликами.



Дети читают вывод

7. Рефлексия

Учитель проводит фронтальный опрос:

- Какова тема урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли ли цели?


- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог


- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый. Прикрепите их на силуэт карты России.

-Я, ты, он, она –

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове мы – сто тысяч я!

Дети отвечают на вопросы.





Ученики повторяют основные позиции урока.



Ребята оценивают свою деятельность на уроке.