СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по предмету теоретического цикла «Слушание музыки» Для обучающихся 3 класса «Детской школы искусств №6» г. Курска Тема: «Семейство струнно-смычковых инструментов»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство детей с музыкальными инструментами, входящих в состав семейства струнно - смычковых инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету теоретического цикла «Слушание музыки» Для обучающихся 3 класса «Детской школы искусств №6» г. Курска Тема: «Семейство струнно-смычковых инструментов»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 6» города Курска









Открытый урок

по предмету теоретического цикла «Слушание музыки»

Для обучающихся 3 класса «Детской школы искусств №6» г. Курска

Тема: «Семейство струнно-смычковых инструментов»






Преподавателя теоретических дисциплин

МБОУ ДО «Детской школы искусств №6» г. Курска

Зориной А.Г.













Курск – 2017

Тема: Семейство смычковых струнных музыкальных инструментов

Цель: Знакомство детей с музыкальными инструментами, входящих в состав семейства струнно-смычковых инструментов.

Задачи:

1. Образовательные:

  • расширение и систематизация знаний музыкальной терминологии и состава семейства струнно-смычковых инструментов симфонического оркестра;

  • знакомство с новым музыкальным материалом.

2. Развивающие:

  • развитие слухового внимания и музыкальной памяти;

  • развитие фантазии, формирование творческой инициативы в процессе эмоционально – художественного «проживания» образов в интонационно-тембровых импровизациях и ролевых играх;

  • совершенствование навыков узнавания и характеристики музыкальных тембров;

  • формирование ассоциативных связей, развитие интеллекта, художественного мышления в процессе совершенствовании тембрового слуха;

  • расширение границ творческого восприятия мира.

3. Воспитательные:

  • формирование эстетического вкуса и совершенствование культуры чувств через восприятие музыки;

  • воспитание работы в коллективе;

  • воспитание доброжелательного отношения и партнёрских качеств;

  • побуждение обучающихся к адекватной самооценке на уроке.

Арттерапевтические (здоровьесберегающие):

  • стимулирование творческого самовыражения личности;

  • стабилизация психических процессов;

  • снятие напряжение;

  • корректировка эмоционального состояния обучающихся.

Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа), наглядный метод (демонстрация презентации, иллюстраций, видеоматериалов), арттерапевтические методы (игра «Оркестр», тест Люшера, музыкотерапия, звукотерапия).

Оборудование: Учебник М. Шорникова «МЗЛ. Музыка, её формы и жанры», тетрадь, ручка, ноутбук, проектор, портреты композиторов, изображения инструментов, аудиозаписи.



План

  1. Организационный момент (2 мин)

- Здравствуйте, дети!

- Здравствуйте!

- Сегодня у нас открытый урок и его тема: Семейство смычковых струнных музыкальных инструментов (запись темы в тетрадь).

  1. Повторение пройденного материала (10 мин)

- Но прежде, чем мы начнем изучать музыкальные инструменты, давайте вспомним все, что уже проходили на наших уроках.

Вспоминаем, какие бывают средства музыкальной выразительности (презентация-кроссворд «Средства музыкальной выразительности»)

- Молодцы, ребята. Вы быстро вспомнили почти все средства музыкальной выразительности, но один забыли – тембр. Так что же такое тембр?

- Тембр – окраска звука.

- Правильно! Или по-другому – голос музыкальных инструментов. Назовите известные вам музыкальные инструменты?

- (фортепиано, скрипка, балалайка)

- Отлично, всё это и правда, музыкальные инструменты. Их очень много, и все они отличаются и формой, и внешним видом, и звучанием и способом игры на них. Именно поэтому все музыкальные инструменты делятся на семейства (запись в тетрадь: «Семейства музыкальных инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные, клавишные, народные»).

  1. Применение упражнения звукотерапии – «Энергия гласных»(3 мин)

Детям предлагается спеть гласные «и, а, у, ю», с использованием средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, регистров), что усиливает настрой всей группы на высшие духовные планы, способствует самосознанию и самосовершенствованию, открывает и усиливает творческие возможности, снимает напряжение, даёт прилив сил и энергии для учебной деятельности.

  1. Объяснение нового материала (15 мин)

- А сегодня мы начнем с семейства струнных смычковых музыкальных инструментов. Как вы думаете, какие инструменты к ним относятся?

- (скрипка, виолончель)

- Молодцы. Все они похожи тем, что у них есть струны, играют на них смычком. Но у них есть и отличия – размеры, тембры, способ игры. Сегодня постараемся познакомиться со всеми представителями этой семьи.

У современных струнных инструментов есть прародитель, который изменяли и совершенствовали в течение многих лет. Предшественник струнно-смычковых – виола.

Она была особенно популярна в 15-16 веках. Существовало две разновидности: виола да гамба и виола д’амур.

Виола да гамба была большая, при игре её приходилось ставить на пол и держать ногой. Не случайно её так назвали – слово gamba в переводе с итальянского – «нога» (просмотр презентации и прослушивание). Виола д’амур переводится как «виола любви». Её назвали так из-за её нежного и мягкого тембра (просмотр презентации и прослушивание). Эти инструменты были в свое время очень популярны, их использовали и как сольный и как оркестровый музыкальный инструмент. Но уже в 17 веке в Италии появилось много замечательных и великих мастеров, которые, преобразовав виолу, подарили музыкальному миру скрипку.

Скрипка – самый высокий из семейства струнных инструмент. Её по праву на протяжении всех веков называли «королевой инструментов». «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке. У скрипки 4 струны – Ми, Ля, Ре, Соль. Диапазон от СОЛЬ малой октавы до СОЛЬ четвертой. Если посмотреть на её форму можно заметить, что она похожа на человека. Кстати, как и у человека, она имеет головку, шейку. Играют на скрипке смычком, который можно долго вести по струне, и звук будет тянуться долго. Отсюда удивительная напевность скрипки. Есть много способов игры на скрипке. Их называют штрихами:

1) Можно одновременно играть на 2х соседних струнах, но больше чем два звука на ней не сыграешь.

2) Однако, особым способом можно сыграть аккорды – такой прием называется арпеджиато

3) Иногда скрипачи играют не смычком, а щипком пальцев – этот прием называют пиццикато.

В истории есть много прославленных скрипачей. Самые известные из них – Джузеппе Тартини, Антонио Вивальди и Николо Паганини.

Следующий инструмент семейства струнных – альт (показ презентации). Он имеет такую же форму как скрипка, но больше по размерам и ниже по тембру. Объем его голоса от ДО малой октавы до РЕ второй октавы. Тембр очень мягкий, выразительный, теплый, не такой яркий как скрипка, даже немного гнусавый. Играть на нём очень сложно из-за больших размеров. Нужны длинные пальцы и крепкая спина. Если скрипач всегда мечтал о хорошей скрипке и искал её, альт часто сам искал музыканта.

Ниже чем альт звучит струнный инструмент, который называется виолончель. Изобрели очень давно, до совершенства довел Антонио Страдивари (лучший итальянский мастер). Диапазон от ДО большой октавы до МИ третьей октавы. По размерам большая, поэтому играют на ней вертикально, для чего был придуман металлический шпиль, для упора в пол, и исполнитель играет на ней сидя. Тембр глубокий, бархатный. Когда в музыке нужно выразить печаль, скорбь или грусть виолончели нет равных, настолько глубоко она передает эти чувства.

Самый низкий по звучанию струнно-смычковый инструмент – контрабас – последний в этом семействе. Он является фундаментом, опора для всех остальных инструментов. Очень большой по размерам, исполнителю приходится играть на нём стоя. Диапазон от МИ контроктавы до СОЛЬ первой октавы. Играть очень сложно т.к. толстые струны. Как солирующий инструмент почти не применяется.

  1. Для определения эмоционального состояния обучающихся на данный момент урока, учитель проводит тест Люшера (5 мин) - детям включается различный музыкальный материал, исполняемый симфоническим оркестром: Ф. Шуберт «Ave Maria»; А. Вивальди. Цикл пьес «Времена года» (осень, весна); Л. Бетховен. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано Ч. II.; П. Чайковский. Вальс цветов, из балета «Щелкунчик». Во время прослушивания музыкального произведения, предлагается «стать» художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать музыку» с помощью 8 основных цветов, которые предлагает учитель. Затем дополнить композицию «своими красками». Провести в конце тест. Закончить рисунок дома.

  2. Закрепление материала (2 мин)

- Итак, еще раз перечислим какие есть инструменты в семействе струнно-смычковых?

- скрипка, альт, виолончель, контрабас.

- Молодцы, ребята!

  1. Подведение итогов; выставление оценок (3 мин)







4