Предмет труд (технология).
Открытый урок по профориентации 8 класс
Учитель Лыга А.В.
Тема. «Мое будущее»
Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представления о различных сферах профессиональной деятельности;
- познакомить с новыми современными профессиями;
-формировать устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения;
Развивающие: -развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, самостоятельность; культуру речи; - развивать коммуникативные способности при работе в группах;
- активизировать учащихся к творческой деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий;
-воспитать навыки дисциплины: собранность и внимательность, навыки интеллектуальной активности;
- воспитывать уважение к своим товарищам.
Методы и приемы:
а) словесные (использование объяснений, пояснений);
б) наглядные (использование мультимедийной презентации);
в) практические (выполнение практических заданий с целью закрепления новых сведений о сферах профессиональной деятельности, профессиях, специальностях, работе с дидактическим материалом);
г) диагностические (рефлексия, самооценивание).
Межпредметные связи: русский язык, литература, музыка, изобразительное искусство, биология, география, обществознание.
Формы работы: групповая, работа с различными источниками информации.
Ресурсы: презентация, раздаточный материал.
Тип урока: обобщение знаний по теме.
Вид урока: интеллектуальная игра «Знатоки».
Оборудование: листы оценивания для жюри, карточки для выполнения заданий, памятки, картинки с изображением людей разных профессий (для оформления доски),
ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран. Презентация (Приложение 1)
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент:
Вводная часть:
Обозначение учащимися темы урока.
Целеполагание.
Пути выбора профессии.
Профессия повара, национальная кухня.
Основная часть:
Игра «Знатоки»
Ход игры
Подведение итогов игры
Награждение команд
IV. Вывод.
V. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент:
- Добрый день! Я рада встрече с Вами!
- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера.
II. Вводная часть.
Ребята, скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию. Этот выбор в ранней юности – один из важнейших.
Сегодня на уроке, мы закрепим полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий в игровой форме.
Тема нашего урока «Мое будущее»
Цитата: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»
Дж. Голсуорси.
Профессий много на Земле,
И каждая — важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Быть может, станешь маляром,
А может, инженером.
Возможно, будешь столяром,
Возможно, милиционером.
Профессий много на Земле,
Но выбирай любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна.
Люди давно ищут формулу счастья.
Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».
Так вот, чтобы потом многие годы, каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно… Продолжите фразу. («… задуматься о будущем», «… выбрать работу по душе», «… найти свое место в жизни»).
Есть два способа выбора профессии.
Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
А возможен и другой путь: надо изучить прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Ребята, у каждого из вас на столе, имеется памятка, алгоритма выбора профессии. Вы ее рассмотрите позже. (показать памятку на слайде)
-Как вы думаете, чем нужно в первую очередь руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)
Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами: (Доска)
«Хочу» - желания, интересы, склонности личности; это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
«Могу» -человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления; это все, что мне по силам, по способностям;
«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа:
«= осознанный выбор профессии».)
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Сегодня мы познакомимся с профессией «ПОВАР».
Россия - очень территориально-обширное государство, населенное различными народностями. Многонациональность дает возможность знакомства и проникновения в особенности разных культур.
Кухня народов, проживающих на территории России очень разнообразна. Мы порой не догадываемся, что часто употребляемое, всеми известное и любимое нами блюдо является блюдом кухни другого народа.
Каждый из приглашенных поваров решил познакомить нас с национальной кухней.
Повар – это специалист, в чьи обязанности входит приготовление пищи. Помимо самого приготовления, повар отвечает за подготовку продуктов: проверить их на свежесть, помыть, порезать, почистить. Внешняя привлекательность блюда - тоже задача повара. Ведь в пище важен не только вкус, но и запах и аппетитный вид.
И так, окунемся в мир кулинарии.
Выступление поваров.
Я, из Чувашии. Хулпу- это традиционный дрожжевой пирог с мясной начинкой. Он сочетает в себе уникальный вкус и питательность. Этот пирог может стать полноценным горячим блюдом для сытного обеда или ужина, а также отлично подойдет для праздника!
Я, из Татарстана. Чак-чак восточная сладость, являющаяся кулинарным символом Татарстана, делается из муки. Маленькие кусочки теста обжаривают в большом количестве масла и заливают густым сахарно-медовым сиропом. Издавна татарский народ славился самыми трудолюбивыми пчеловодами, поэтому здесь не могли не появиться вкусные десерты с мёдом.
Я, из Мордовии. Медвежья лапа –национальное блюдо. Несколько столетий назад медвежьи лапы были традиционным даром жениха невесте – своеобразным доказательством отваги молодого человека. Их подавали к свадебному столу. Поскольку сейчас медведи являются редкими животными, то это блюдо готовят из других видов мяса. Им придают вид лапы медведя, что и позволяет называть продукт именно так.
Я, из Чечни. Хингалаш - лепёшки с тыквой национальное блюдо чеченцев. К этим наивкуснейшим и нежнейшим лепешкам никто не сможет остаться равнодушным. Вся прелесть еще и в том, что их можно готовить как с подслащенной начинкой, так и более пикантной — с добавлением соли, перца и жареного лука.
Я, из Осетии. Осетинские пироги - это традиционное блюдо, которым встречали дорогих гостей в Осетии. Обычно эти три пирога складывают друг на друга. Начинка традиционная с сыром, а может быть с сыром и зеленью, мясом, фасолью.
Я, из Удмуртии. Перепечи - это ароматные открытые пирожки из пресного ржаного теста с мясной, грибной или овощной начинкой, залитые сверху смесью из сметаны и яиц. Это – старинное блюдо, распространённое и до сих пор горячо любимое в каждой удмуртской семье.
Я, из Бурятии. Национальное блюдо бурятской кухни - буузы или позы. традиционное блюдо, и национальное достояние, душа, которую чувствуешь с первым укусом, говорят буряты.
Я, русский. Блины являются традиционным лакомством русского народа, одним из самых любимых и почитаемых блюд, как во времена древней Руси, так и сейчас. Они занимали достойное место на столе каждой хозяйки, и считаются одним из самых первых мучных блюд появившихся в рационе наших предков.
Профессия «Повар» - настоящее искусство, требующее творчества, фантазии, изобретательности, выносливости и один из немногих видов профессиональной деятельности, дающий навыки, которые пригодятся в повседневной жизни.
Выбирайте профессию ПОВОРА.
Спасибо, уважаемые повара!
Ребята, а теперь давайте проверим ваши знания о профессиях полученные на уроках труда, во время игры. Мы заранее разделились на две команды.
Игра «Знатоки».
Объявление членов жюри (жюри предоставляется лист оценивания по конкурсам).
1. Конкурс «Классификация профессий»
- Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову. - Я буду зачитывать определения, а вы должны найти соответствующий определению тип профессий.
1). Этот тип включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. (человек-техника)
2). Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. (человек -художественный образ)
3). Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. (человек –человек)
4). Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. (человек-природа)
- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».
5). Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
2.Конкурс “Профессия, специальность, должность, квалификация.”
Найти соответствие определениям, стрелками показать ответы. (4 б)
3.Конкурс “Профессия, специальность, должность, квалификация.”
На листах бумаги напечатаны различные профессии, специальности, должности. Каждой команде дается одинаковый набор листов с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их в четыре столбика – «профессия», «специальность», «должность», «квалификация». Затем прикрепить их на магнитную доску. За каждый правильный ответ, один балл. (20 б).
Слова: врач, учитель, дворник, директор, кассир, инженер, заместитель директора, повар, помощник юриста, продавец, бригадир, курьер, врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы, учитель математики высшей категории, директор школы, инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха, токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады, повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.
4. Конкурс “Что это за профессия?”
Команда должна назвать, чем занимается этот специалист. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Логист, Веб-мастер, маркетолог, имиджмейкер.
Каждая команда получает лист заданий, в котором нужно выбрать правильный ответ. Помните: только один ответ, из предложенных, является правильным. За правильно выполненное задание команда получает жетон.
1. Логист – …
1) занимается логикой;
2) специалист по управлению транспортировкой продукции;
3) организует конференции и научные саммиты.
Логист, логистик – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование.
2. Веб-мастер – …
1) работает на компьютере;
2) разрабатывает программы;
3) разрабатывает проекты сайтов.
Веб-мастер разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадёт, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3. Маркетолог – …
1) работает на рынке ценных бумаг;
2) тот, кто изучает рынок;
3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.
4. Имиджмейкер – …
1) философ;
2) парикмахер;
3) имидж-консультант.
Имиджмейкер – специалист, формирующий образ какого-либо лица (явления, предмета) для оказания им эмоционально-психологического воздействия при достижении политических, рекламных и других целей.
С этим заданием вы также справились. Переходим к следующему.
5. Конкурс. А сейчас проверим вашу эрудицию. 10 (б).
Предлагаю вам сыграть в игру "Профессия на букву». Нужно назвать профессии на определенную букву. (по 5 профессий)
О | К | Р | П | |
Окулист | Контролер | Разведчик | Проводник |
Орнитолог | Киноартист | Рыбак | Плотник |
Ортопед | Крановщик | Редактор | Пилот |
Обходчик железнодорожных путей | Кочегар | Радиоведущий | Пожарный |
Оператор машинного доения | Киномеханик | Рентгенолог | Полицейский |
Оператор связи | Космонавт | Радист | Полярник |
Оператор ЭВМ | Кабельщик | Репортер | Пограничник |
овчар | Кровельщик | режиссёр | Печник |
официант | Каменщик | радиотехник | Пиротехник |
оптик | Кутюрье | ресторатор | Повар |
овощевод | Кондитер | риелтор | Пекарь |
ортодонт | Кондуктор | растениевод | Портной |
охотник | кассир | реабилитолог | Парашютист |
6. Конкурс. Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер).
Командам необходимо подобрать 6 качеств.
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений. | Коммуникабельность | Образованность | Ответственность |
Самообладание | Любовь к детям | Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная | Умение оперировать цифрами, информацией… |
Дисциплина | Гуманность | Хорошая координация движений; | Точность |
Ответственность | Образованность | Твердость руки, устойчивость кистей рук | Собранность |
Концентрированность внимания быстрота реакции. | Терпение | Хороший глазомер | Информирован ность |
Умение быстро ориентироваться в окружающей среде | Самосовершенствование | Самосовершенствование | Коммуникабель ность |
Капитанов команд просим огласить то, что у вас получилось.
Жюри подводит итоги.
Реклама профессий (Слайд 36; 37;38).
Ребята, пока жюри подводит итоги, мы вспомним пословицы о труде.
Пословицы:
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Бездельничать любил — жизнь погубил.
Взялся за дело — выполняй его умело.
Кто ловок в труде — кует счастье себе.
Если инструмент тупой, то работник ты плохой.
Тот человек в почете, чьи руки в работе.
Награждение команд.
IV. Вывод. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху. Ребята! Чтобы не допустить ошибок, при выборе профессии, я подготовила вам памятки-карточки с алгоритмов выбора профессии.
V. Рефлексия. ( Слайд )
- Сформулируйте для себя понятия «успех», «успешность».
Выводы учащихся:
Успех не случайность, а результат нашего собственного выбора;
самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
что истинное сокровище для людей – найти себя в труде;
счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.
«Успех», «успешность» - достижение целей; раскрытие своих способностей; получать удовлетворение; самосовершенствование; профессиональное мастерство; удовлетворенность трудом; общественное признание.
Закончить наше занятие мне хотелось бы, обратившись к следующей цитате:
«Самая трудная профессия - быть человеком» Хосе Хулиан Марти
Помните об этом, каким бы делом вы ни занимались, какую бы профессию ни выбрали.
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или что у него золотые руки. Я верю, что наши занятия не пройдут бесследно, и вы задумаетесь над выбором будущего.
Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
«Тропинка» Саматова Л.С