СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по противопожарной безопасности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока (классного часа) по противопожарной безопасности для младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по противопожарной безопасности»

Открытый урок

Тема: Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности.

Цели:

Образовательные:

  • дать определение пожара;

  • напомнить учащимся о причинах возникновения пожаров, поражающих факторах огня и правилах поведения в случае его возникновения;

  • рассмотреть источники пожара в квартире;

  • научить выполнять основные правила противопожарной безопасности.

Развивающие:

  • развивать умения и способности учащихся обсуждать, анализировать опасные ситуации;

  • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать опасности.

Воспитательные:

  • формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос:

  • Какие опасные ситуации могут возникнуть в квартире?

  • Перечислите основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире.

  • Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации

  • в квартире?

  • О каких опасных ситуациях вам приходилось слышать или читать, в какие ситуации вы

  • попадали?

III. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку:

Могу я кротким быть порой,

ваш дом согрею я зимой.

Но коль со мной играть возьмутся -

могу пожаром обернуться!

(Ответ: «Огонь»)

Из начальной школы вы знаете, что огонь бывает добрый и злой, полезный и опасный.

  • Сформулируйте тему нашего урока.

(Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся – в тетрадях).

IV. Работа по теме урока

Просмотр учебного фильма «Правила поведения при пожаре» https://rutube.ru/video/a2a7c3f8ff9fd9ed9009d9aad0d4cd9d/

Общие сведения о пожаре.

Кто попытается сформулировать: что такое пожар? Попробуйте дать определение пожару.

(После обсуждения учащиеся записывают определение.)

Пожар – стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека, наносящее материальный ущерб и создающее угрозу жизни и здоровью людей.

С незапамятных времен человек научился добывать огонь и применять его для своих нужд. Но, как только огонь выходит из-под контроля человека, случается большая беда. Пожары наносят людям большой материальный ущерб, создают угрозу для их здоровья и жизни. Так в нашей стране в каждую минуту происходит более трех пожаров, каждый час в огне погибает человек (взрослый или ребенок) и пять человек при этом получают увечья.

Пожары возникают в домах, на всех видах транспорта, на предприятиях, в полях, в лесах, на болотах. Но, где бы он ни возник, виноват, как правило, человек.

Давайте попробуем перечислить причины возникновения пожаров.

(Учащиеся предлагают всевозможные причины возникновения пожаров, после этого причины систематизируются и записываются в тетрадь.)

Условия возникновения пожара.

Основные причины пожара в доме:

  1. Неосторожное обращение с огнем.

  2. Неисправности в электросети.

  3. Возгорание телевизора.

  4. Детские шалости с огнем.

  5. Утечка бытового газа.

  6. Нарушение правил безопасности при пользовании электронагревательными приборами.

  7. Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

  8. Беспечность, небрежность, недисциплинированность при пользовании огнем.

Огонь – это сложный физико-химический процесс горения. Процесс этот сопровождается

выделением большого количества тепла, различных газообразных продуктов. Все это поражающие факторы огня, которые отрицательно действуют на организм человека.

Основные факторы пожара и их воздействие на организм человека.

Рассмотрим поражающие факторы огня и их влияние на организм человека.

Открытый огонь – один из опасных факторов при пожаре. Во-первых, в огне сгорает все имущество; во-вторых, он уничтожает жилые постройки (в первую очередь, деревянные); в-третьих, огонь вызывает ожоги. Несмотря на большие успехи медицины в лечении ожогов, у человека, получившего ожог второй степени (поражение 30% поверхности тела), мало шансов выжить.

Горячий дым – кроме ожогов, затрудняет видимость, и человек может «заблудиться» в собственной квартире.

(Для удобства эту информацию лучше записать в таблицу.)


Факторы огня

Воздействие на организм человека

1. Открытый огонь

Непосредственное касание пламени вызывает значительные ожоги

2. Высокая температура

Горячий дым при вдыхании вызывает ожог незащищенных дыхательных путей

3. Токсичные продукты горения

Вдыхание токсичных газов приводит к отравлению организма и летальному исходу

4. Выделение дыма и потеря видимости вследствие задымления

Снижает видимость, раздражает слизистую оболочку глаз. Плотный дым затрудняет эвакуацию людей или делает ее невозможной

5. Понижение концентрации кислорода

При снижении концентрации кислорода на 3% замедляется двигательная функция организма.


Кроме того, нужно помнить, что в результате сильного пожара может произойти обрушение здания.

V. Самостоятельная работа в парах

Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избежать их, нужно строго соблюдать установленные для всех правила противопожарной безопасности.

Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить.

Учащимся предлагается за 5 минут, работая в парах, составить правила противопожарной безопасности. Если кто-то затрудняется в выполнении этого задания, обратитесь к причинам возникновения пожаров, которые мы записали.

(После проверки и коллективного обсуждения учащиеся записывают в тетрадь основные правила противопожарной безопасности.)

Правила противопожарной безопасности

  1. Не играйте со спичками.

  2. Не устраивайте игр с огнем.

  3. Соблюдайте правила эксплуатации электробытовых и электронагревательных приборов.

  4. Не используйте неисправные и самодельные электроприборы.

  5. Не оставляйте без присмотра работающую газовую плиту и электронагревательные приборы.

  6. Не украшайте новогоднюю елку игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка.

  7. Соблюдайте меры безопасности при обращении с хлопушками, петардами, бенгальскими огнями и другой пиротехникой.

Основное правило тушения огня.

Накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.


Конкурс рисунков «Огонь – друг, огонь-враг».

VI. Итог урока

Закрепление пройденного материала:

  • Назовите причины возникновения пожаров.

  • Какую опасность для здоровья человека представляет оставленный без присмотра включенный телевизор?

  • Какие поражающие факторы огня, воздействующие на людей при пожаре вам известны?

  • Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?


Чтение стихотворений о противопожарной безопасности.


Уходя, тушите свет! 
Знай, любые провода
Повреждённые – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя тушите свет
И приборы тоже!



Совет взрослым 
Спички детям не игрушка –
Не забудьте их убрать!
Не оставьте на подушке,
Не бросайте под кровать!
Попадут ребенку в руки,
И устроит он пожар.
Вам тогда одни лишь муки,
Превратится жизнь в кошмар!

Очень важные правила! 
Чтобы пожаров избежать,
Нужно много детям знать.
Деревянные сестрички
В коробочке — это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя!
Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон — 01.
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Там где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
Обходите стороной
Маленькие детки.


Если огонь в доме
С открытым огнем обращаться опасно!
Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно.
А если зажег — никуда не роняй:
Прожорливо пламя горячее, знай!
Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной, тяжелой накрой,
А после залей поскорее водой!
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в «01» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!
И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым платком нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы:

1. Вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили сильное задымление. Ваши действия?

а) Немедленно спуститесь вниз и выбежите из здания.

б) Плотно закроете дверь и позвоните от соседей по телефону «01».

в) Попытаетесь найти источник задымления.

2. Как вы поступите при возгорании телевизора?

а) Накинете на телевизор плотную влажную ткань.

б) Зальете телевизор водой.

в) Немедленно отключите телевизор от сети, а затем начнете его тушить.

3. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей электропроводки. Что вы будете делать в первую очередь?

а) Попытаетесь лучше рассмотреть место, где загорелась электропроводка.

б) Отключите электричество в квартире.

в) Приступите к ее тушению с помощью воды.

4. Придя, домой вечером, вы почувствовали запах газа. Ваши действия?

а) Откроете окна, перекроете газ. Если запах не устранится, позвоните от соседей по телефону «04».

б) Сообщите соседям, и от них позвоните в газовую службу.

в) Включите свет, позвоните по телефону «04».

5. Пожар распространяется на мебель и другие предметы, а комната начинает наполняться дымом. Как вы поступите?

а) Попытаетесь потушить пожар.

б) Как можно быстрее покинете комнату.

в) Соберете все ценные вещи, украшения и покинете комнату.

6. Как быстрее погасить пламя на человеке?

а) повалить человека на землю и, перекатывая его, сбить пламя.

б) залить его водой.

в) накрыть тканью (одеялом).