Урок по теме : Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова в 3 классе.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели урока:
Образовательная: создать условия для овладения учащимися практическими умениями и навыками правильного написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов через использование различных видов упражнений;
Коррекционно-развивающая: создать условия для развития зрительного и слухового внимания, мышления через использование упражнений; создать условия для развития навыков построения связного учебного высказывания;
Воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся умения внимательно слушать учителя и друг друга; воспитывать коммуникативные умения через работу в парах.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок,
начинается урок.
-Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Повернитесь и улыбнитесь друг другу
Школа-наш второй дом,
И сегодня в нашем доме, много гостей
Посмотрели на них, подарили им свою улыбку.
-Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
С хорошим настроением принимайся за работу! ( девиз урока)
-Как вы понимаете? ( работу надо начинать с хорошим настроением)
Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
-А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать?
(постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться)
-Что же мы будем делать на уроке? Чем заниматься?
Заглянем в почтовый ящик «Почемучки». Тут конверт. Открываем конверт, тут задание. ( Вставить пропущенные буквы в слова)
Огоро… утю…
Сле… шар…
Мос.. галсту…
На какое правило эти слова? ( парные звонкие и глухие согласные на конце)
2. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока: «Парные звонкие и глухие согласные на конце. Закрепление.»
Назовите парные и глухие согласные
(Б-П, З-С, Г-К, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш
Чем отличаются парные звонкие и глухие согласные?
- Почему эти буквы при письме нужно проверять? (звонкие оглушаются)
- Как их нужно проверять? (правило…….)
-Ребята, вы любите увлекательные путешествия?
- Если любите, приглашаю вас на необычный урок русского языка, где вас ждут интересные задания и путешествие в сказочный лес к новогодней елке.
Будьте внимательны на уроке, на все вопросы « Почемучки» мы найдем ответы в путешествии.
Ребята, на чем же мы будем путешествовать? Давайте подумаем. какое сейчас время года? Правильно, зима.
- Ох, и любят же ребята зимушку-зиму. И на санках. и на лыжах. коньках можно покататься , и в снежки поиграть.
Отгадайте загадку, на чем же мы мы будем путешествовать?
.
Все лето стояли
Зимы ожидали.
Дождались поры
скатились с горы ( Санки)
Мы отправляемся в путешествие в сказочный лес к новогодней елке
Отправимся в путешествие со словами:
Сани саночки бегут,
Стелется поземка.
И бубенчики звенят
На морозе звонко.( плохо санки едут)
-А саночки- то совсем и не бегут…
Как вы думаете, почему???( посмотрите на слайд) ( снега мало для саночек)
_ Что же делать?
-Посмотрите, на доске буквы: С Ж Ш К
-Какая из нах больше похожа на снег, на снежинку? (Ж)
Какой из них лишний? (ж)
– Почему?
III.Минутка чистописания.
Так , давайте же скорее погреем наши ручки и красиво напишем буковку Ж.
Чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять!
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
- Какое число, день недели?
Записываем в тетрадь: 16 декабря, классная работа.( опасные места).
- Пропишите эту букву красиво!
_ Посмотрите, снег пошел. Вон какие сугробы намел.
- Молодцы. Теперь у нас достаточно снега. чтобы саночки быстро ехали и мы отправились в путешествие.
-Поехали.
Сани саночки бегут,
Стелется поземка.
И бубенчики звенят
На морозе звонко.( слайд санки едут)
Словарная работа.
Смотрите: кто же стоит? Веселый снеговик! Он предлагает вам задание, хочет провести с вами словарную работу. Отгадайте загадки:
1.Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит, а стоять не велит. (Мороз)
2. Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно. (Лед)
3.Вился, вился белый рой
Сел на землю,стал горой (Сугроб)
4.Летом по лесу гуляет
Зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)
Расскажите правило
Как проверить парный звонкий т глухой согласный?
Молодцы.! Справились с заданием. Возьмем снеговика с собой? С ним нам будет веселее.
Продолжаем свой путь.
Сани саночки бегут,
Стелется поземка.
И бубенчики звенят
На морозе звонко.
_ Посмотрите, кто это на нашем пути так дрожит? ( Зайчик)
Почему он дрожит?( (замерз)
-Давайте поможем зайчике согреться, да и мы немного отдохнем . наберемся сил и продолжим наше путешествие
.
5.Физминутка.
Пляска лесных ребят.
Зайчику стала тепло.
6.Продолжение
Что – то происходит у нас в волшебном лесу. Подул сильный ветер.
Чтоб ветер скорее перестал, мы должны поработать.
Работа в группе.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре(б, п ) -
арбу(с, з) -
гара(ш, ж) –
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
жира(в,ф) -
заво(т,д) -
гвоз(д, т)ь -
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
ёр(ж,ш) -…,
вежли(в,ф) -…,
хоро(ж,ш) - …. .
Давайте успокоим метель.
Игра « Что лишнее?». Какая буква потерялась?.
Ду… (дубки, дубы, дубок ). Читаем хором . Какая буква потерялась?
Записываем в тетрадь, исключая лишнее слово.
Моро…(морозы, морозко, морозит)
Лё… (ледок, ледовый, гололёд).
(Запись слов в тетрадь, с исключением лишнего).
Физминутка для глаз.(ловим снежинок)
Рисуем глазами букву О, А Л
Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями.
Работа в парах.
Я называю слова с глухими и звонкими согласными на конце слова, вы подбираете проверочное слова и обсудив, с соседом поднимаете нужную карточку.
( холод, букет, поезд, завод, сад).
- Метель утихла, но намела сугробы. Нам надо пройти через них .
Игры « Найди нужную букву и вставь в слово».
Письмо по картинкам.
Я показываю картинки, ваша задача записать согласную букву, которая пишется на конце слова. Например: Что это- арбуз, на конце пишется з , так как проверочное арбузы. В тетрадь записываем только букву з..
еж, шарф, шкаф,пирог,тетрадь,
На слайде задание. Исправить ошибки.
(Ночью был лёхкий морос. Утром выпал мяхкий и пушистый снех.
. - Снег идёт, снег идёт,
Скоро праздник Новый год.
Вот и Новогодняя елка, в хороводе собрался весь лесной народ, прибыли и гости. Отгадайте гостей по ключевым словам
Ступа, метла, печь. (Баба - яга)
Снег, костер, облачко. (Снегурочка)
Щука, ведро, печка. (Емеля)
Уши, апельсин, крокодил. (Чебурашка)
Часы, карета, туфелька. (Золушка)
Шляпа, галстук, коротышки. (Незнайка)
- А вот у елки собрались братья – месяцы. Запишите названия зимних месяцев. Что обозначает мягкий знак: (декабрь, январь, февраль).
Проверка. Игра « Укрась ёлку».
Вот декабрь кончается,
Праздник приближается.
- Какой праздник приближается?
Новый год у ворот,
Ребятишек ёлка ждёт.
- Какой год наступит?
V. Домашнее задание.
Над какой темой работали?
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Дети выходят по цепочке к доске и прикрепляют снежинку на елку, если понравился урок
- Закончилось наше путешествие со Снеговиком. Оставим всех лесных друзей у хоровода. Нам пора возвращаться и готовиться к Новому году.