I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | 1 мин | Направленность внимания на учителя. Регуляция психических функций. | Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти! - Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, ребята! - Ребята, начать наш урок я хочу с пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости" - Как вы понимаете смысл пословицы? - А мудрый человек, какой он? - Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем эти знания. - К нам на урок пришли гости и им интересно узнать, что мы с вами изучаем, как учимся. Так давайте, покажем какие мы все умные, мудрые. | Психологический настрой обучающихся на урок. - Каждый день мы узнаем что-то новое. - Тот, кто обладает большим умом, высшим знанием. |
II. Актуализация знаний. Орфографическая разминка. | 3 мин. | Повторить ранее изученное. Знать материал по теме "Орфограммы", "Состав слова". | - Начинаем наш урок с орфографической разминки. - Называете орфограммы и способы их проверки. Оши.ка, праз.ник, руж.ё, дер.во, пыл.сос, с.п.ги, мощный, река Индигирка, н.деля, м.ро., зд.ров.е, лё., лист.пад, не пьет, чаща, ф.нар., ноч., в л.су, ар.мат, сумма, х.лодный, вечный, сне., под.езд. - Молодцы! - Разбираем слова по составу. Листики, стоял, почистил, объявила, кормушка, думать, камнепад, играешь, ловить, мышеловка, храбренький, умывался, подружка. - Слово подружка, образовано от какого слова? (друг) - Что вы можете сказать об этом слове? (Друг – и/с, нарицательное, одушевленное, М.Р., ед.ч., 1 слог, 4 б, 4 з, 1 гласн, 3 согл.). - Назовите однокоренные слова. (дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище). - Лексическое значение этого слова. ( Это человек, с кем делишь и радость и горе, это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте). - Антоним (враг) - Синоним (товарищ, приятель) - Назовите пословицы о дружбе. ( Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Друг познается в беде). - Давайте, все быстренько сочиним синквейн о друге. | - Безударные гласные в корне слова, непроверяемые гласные, сложные слова, сочетания - ча, -ща, -чн, - щн, не с глаголом пишется раздельно, удвоенная согласная, непроизносимая согласная, мягкий знак для обозначения мягкости согласного, разделительный мягкий знак, разделительный твердый знак. |
III. Этап мотивации. Целеполагание. | | Постановка проблемы урока. Умение правильно определять падеж. Знать все падежи. | - Открываем тетради, записываем число. Одиннадцатое декабря. Классная работа. Опытный охотник поймал молодого зайца. - А теперь, внимательно прочтите второе предложение. Я дала книгу сестры. - Чем различаются эти два предложения? - Чем различаются эти два слова? - Как вы определили? - В каких падежах есть одинаковые вопросы? - Сформулируйте задачи урока. - А как вы думаете, по каким признакам можно узнать существительные в родительном падеже? - Чтобы правильно определить падеж имен сущ-ных в предложении, надо найти первым делом ЧТО? - Почему? МОЛОДЦЫ! - Значит, мы составили АЛГОРИТМ, как отличить именительный падеж от винительного. 1. Найти грамматическую основу. 2. Найти в предложении и/с и определить падеж. Если это ПОДЛЕЖАЩЕЕ, то существительное стоит в именительном падеже, если это ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН предложения, то стоит в винительном падеже. - Прочитайте предложения. Опытный охотник поймал молодого зайца. Я заметил у молодого зайца маленький хвост. - Определите падеж выделенных сущ/х. - Проблемный вопрос: как отличить родительный падеж от винительного? - Чтобы не спутать родительный и винительный падежи, можно вместо данного имени существительного подставить существительное женского рода с окончанием - а, например, слово "ЛИСА" и посмотреть на окончание. В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ОКОНЧАНИЕ -Ы, В ВИНИТЕЛЬНОМ -У. Мы услышали вой волка(лисы - Р.п.). Художник нарисовал волка (лису - В.п.). Ландыш любит лесную глушь. Любит (ЧТО?) ландыш - И.п. Любит (ЧТО?) глушь - (лису) - в.п. Филин кривым клювом схватил мышь. Схватил (КТО?) - филин - и.п. Схватил (КОГО?) мышь - в.п. Советы тренера (КОГО?) лисы - р.п. Встретил друга (КОГО?) лису - в.п. | Грамматическая основа – Охотник поймал. Охотник (Какой?) опытный (определение), Поймал (Кого?) зайца (дополнение), Зайца (Какого?) молодого (определение) - это второстепенные члены предложения. Опытный – и/п, охотник – и/с, поймал – гл, молодого – и/п, зайца – и/с. Делаем синтаксический разбор. По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию основ простое, по наличию второстепенных членов распространенное. Орфоэпическая запись. Дала - глагол (Что сделала?), н.ф.- дать, прош. вр., жен.р, ед. ч. Книгу- имя сущ., (Что?), н.ф. - книга, нариц., неодуш,, жен.р, 1 скл., ед.ч., в.п., дополнение. Сестре - имя сущ. (Кому?), н.ф. - сестра, нариц., одуш., 1 скл., ед.ч., д.п. Словами - сестре, сестры. В первом предложении указано на то, кому дана книга. Во втором - чью книгу дали. Разные окончания, значит разные падежи. В именительном и винительном падежах у неодушевленных имен существительных, в родительном винительном падежах у одушевленных имен существительных. Научимся различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах. По вопросу ЧЕГО?, с помощью слова помощника НЕТ, по предлогам. - Грамматическую основу. Потому что правильно определить именительный и винительный падежи. |
Первичное усвоение новых знаний. | | Закрепить знание имен существительных, имеющих одинаковые окончания в родительном и винительном падежах. | Рассказ агронома, портрет тракториста, позвал отца, увидел шофера, нарисовал тракториста, куртка шофера, спросил шофера. Везу генерала, квартира Вадима, медали деда, посещаю врача, кормлю голубя, дом брата, фотография коня. | Работа у экрана. Работа с карточками в парах. |