СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное. Признаки падежных форм имен существительных". УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Технологическая карта урока

русского языка в 4 "а" классе по теме

"Имя существительное. Признаки падежных форм имен существительных". УМК "Школа России".

Школа: МБОУ МНОШ

Класс: 4 "а"

Дата проведения: 11.12.2019 г.

Учитель: Новгородова Валентина Валерьевна

Продолжительность: 45 минут

Используемый УМК: "Школа России"

Цели урока: Дать представление об отличительных особенностях именительного, родительного и винительного падежей одушевленных имен существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.

Развитие общеучебных умений и словарного запаса учащихся, развивать внимание и память при работе с опорными схемами, таблицами.

Воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель.

Задачи урока:

1. Обобщение языкового материала в правило.

2. Развитие умения определять падеж имени существительного.

3.Развитие умения различать родительный и винительный падежи.

4. Развитие умения анализировать свою деятельность.




Тип урока

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления. Решение частных задач.

Педагогические задачи

- создать условия для ознакомления с признаками падежных форм имен существительных;

- совершенствовать умение определять падеж имени существительного в предложении;

- способствовать развитию умения изменять имена существительные по падежам;

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты

- Познакомятся с признаками падежных форм имен существительных;

- Научатся называть признаки падежных форм имен существительных;

- Изменять имена существительные по падежам, определять падеж имен существительных в предложении;

Метапредметные УУД

- Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее на основе схем, моделей, сообщений, кластера; целенаправленно слушать учителя (одноклассников).

- Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.

- Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, осознанно выполнять задания.



















Организационная структура урока

Этап учебного занятия

Время

Цель

Методы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

1 мин

Направленность внимания на учителя. Регуляция психических функций.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

- Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, ребята!

- Ребята, начать наш урок я хочу с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости"

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- А мудрый человек, какой он?


- Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем эти знания.

- К нам на урок пришли гости и им интересно узнать, что мы с вами изучаем, как учимся. Так давайте, покажем какие мы все умные, мудрые.

Психологический настрой обучающихся на урок.








- Каждый день мы узнаем что-то новое.

- Тот, кто обладает большим умом, высшим знанием.

Слуховое восприятие.

II.

Актуализация знаний.

Орфографическая разминка.

3 мин.

Повторить ранее изученное. Знать материал по теме "Орфограммы", "Состав слова".

- Начинаем наш урок с орфографической разминки.

- Называете орфограммы и способы их проверки.

Оши.ка, праз.ник, руж.ё, дер.во, пыл.сос, с.п.ги, мощный, река Индигирка, н.деля, м.ро., зд.ров.е, лё., лист.пад, не пьет, чаща, ф.нар., ноч., в л.су, ар.мат, сумма, х.лодный, вечный, сне., под.езд.


- Молодцы!

- Разбираем слова по составу.

Листики, стоял, почистил, объявила, кормушка, думать, камнепад, играешь, ловить, мышеловка, храбренький, умывался, подружка.

- Слово подружка, образовано от какого слова? (друг)

- Что вы можете сказать об этом слове?

(Друг – и/с, нарицательное, одушевленное, М.Р., ед.ч., 1 слог, 4 б, 4 з, 1 гласн, 3 согл.).

- Назовите однокоренные слова. (дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище).

- Лексическое значение этого слова. ( Это человек, с кем делишь и радость и горе, это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте).

- Антоним (враг)

- Синоним (товарищ, приятель)

- Назовите пословицы о дружбе. ( Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Друг познается в беде).

- Давайте, все быстренько сочиним синквейн о друге.

- Безударные гласные в корне слова, непроверяемые гласные, сложные слова, сочетания - ча, -ща, -чн, - щн, не с глаголом пишется раздельно, удвоенная согласная, непроизносимая согласная, мягкий знак для обозначения мягкости согласного, разделительный мягкий знак, разделительный твердый знак.

Наглядно-практический метод.

III.

Этап мотивации.

Целеполагание.


Постановка проблемы урока. Умение правильно определять падеж. Знать все падежи.

- Открываем тетради, записываем число. Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

Опытный охотник поймал молодого зайца.






















- А теперь, внимательно прочтите второе предложение.

Я дала книгу сестры.

- Чем различаются эти два предложения?

- Чем различаются эти два слова?


- Как вы определили?


- В каких падежах есть одинаковые вопросы?






- Сформулируйте задачи урока.




- А как вы думаете, по каким признакам можно узнать существительные в родительном падеже?

- Чтобы правильно определить падеж имен сущ-ных в предложении, надо найти первым делом ЧТО?

- Почему?


МОЛОДЦЫ!

- Значит, мы составили АЛГОРИТМ, как отличить именительный падеж от винительного.

1. Найти грамматическую основу.

2. Найти в предложении и/с и определить падеж. Если это ПОДЛЕЖАЩЕЕ, то существительное стоит в именительном падеже, если это ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН предложения, то стоит в винительном падеже.


- Прочитайте предложения.

Опытный охотник поймал молодого зайца.

Я заметил у молодого зайца маленький хвост.

- Определите падеж выделенных сущ/х.


- Проблемный вопрос: как отличить родительный падеж от винительного?


- Чтобы не спутать родительный и винительный падежи, можно вместо данного имени существительного подставить существительное женского рода с окончанием - а, например, слово "ЛИСА" и посмотреть на окончание. В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ОКОНЧАНИЕ -Ы, В ВИНИТЕЛЬНОМ -У.


Мы услышали вой волка(лисы - Р.п.).

Художник нарисовал волка (лису - В.п.).

Ландыш любит лесную глушь.

Любит (ЧТО?) ландыш - И.п.

Любит (ЧТО?) глушь - (лису) - в.п.

Филин кривым клювом схватил мышь.

Схватил (КТО?) - филин - и.п.

Схватил (КОГО?) мышь - в.п.

Советы тренера (КОГО?) лисы - р.п.

Встретил друга (КОГО?) лису - в.п.



Грамматическая основа – Охотник поймал.

Охотник (Какой?) опытный (определение),

Поймал (Кого?) зайца (дополнение),

Зайца (Какого?) молодого (определение) - это второстепенные члены предложения.

Опытный – и/п, охотник – и/с, поймал – гл, молодого – и/п, зайца – и/с.

Делаем синтаксический разбор.

По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию основ простое, по наличию второстепенных членов распространенное.

Орфоэпическая запись.






Дала - глагол (Что сделала?), н.ф.- дать, прош. вр., жен.р, ед. ч.

Книгу- имя сущ., (Что?), н.ф. - книга, нариц., неодуш,, жен.р, 1 скл., ед.ч., в.п., дополнение.

Сестре - имя сущ. (Кому?), н.ф. - сестра, нариц., одуш., 1 скл., ед.ч., д.п.





Словами - сестре, сестры.

В первом предложении указано на то, кому дана книга. Во втором - чью книгу дали.

Разные окончания, значит разные падежи.

В именительном и винительном падежах у неодушевленных имен существительных, в родительном винительном падежах у одушевленных имен существительных.


Научимся различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах.


По вопросу ЧЕГО?, с помощью слова помощника НЕТ, по предлогам.


- Грамматическую основу.



Потому что правильно определить именительный и винительный падежи.

Выполнять

морфологический разбор имен существительных, прилагательных, глагола, выполнять синтаксический разбор.





Словесный метод, беседа.


Первичное усвоение новых знаний.


Закрепить знание имен существительных, имеющих одинаковые окончания в родительном и винительном падежах.

Рассказ агронома, портрет тракториста, позвал отца, увидел шофера, нарисовал тракториста, куртка шофера, спросил шофера.



Везу генерала, квартира Вадима, медали деда, посещаю врача, кормлю голубя, дом брата, фотография коня.

Работа у экрана.





Работа с карточками в парах.




ФИЗМИНУТКА


Закрепление с проговариванием во внешней речи.


Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.



Итог урока.



- Этот падеж дружит только с двумя предлогами. (дательный К, ПО)

- У этого падежа нет своих вопросов. Один вопрос он попросил у именительного, а другой у родительного падежа (винительный).

- Подлежащее всегда в этом падеже. (именительный).

- Что вы узнали о падежах имен существительных? (и/с изменяются по падежам, у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги).



Рефлексия.


Подведение итога урока, оценка деятельности.

Самооценка, взаимооценка.

Стимулирующее оценивание.


- Закройте глаза и вспомните наш урок. Улыбнитесь, если на уроке у вас все получилось.

- Молодцы! Какие мы все умные и мудрые.

- Спасибо за работу.