СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Категория: Русский язык
Тема: Корень

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие умения на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов;
  • развитие умения анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • развитие навыков общения, умения считаться с мнением других и договариваться в различных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

ТЕМА: ЗРИ В КОРЕНЬ

Цель:

предметные

  • организация деятельности по упражнению в выборе родственных слов, соответствующих выявленным признакам;

  • формирование умения выделять общую часть в родственных словах;

  • развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

  • развитие навыков оценки и взаимооценки выбора языковых средств устного общения;

метапредметные

  • освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • развитие умения на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов;

  • развитие умения анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • развитие навыков общения, умения считаться с мнением других и договариваться в различных ситуациях.

Коммуникативные

  • слушать и понимать речь других)

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)

  • учиться высказывать своё предположение (версию)

Личностные УУД:

  • учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию























Ход урока

I . Организация начала урока. Создание психологического настроя.

СЛАЙД 1

Я рада приветствовать вас в этом классе,

Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.

Пусть будет сегодня в этом классе

Светло, уютно и нам всем очень легко. - Здравствуйте! Давайте, ребятки, поприветствуем друг друга своими улыбками, поздороваемся друг с другом и подарим эти же улыбки нашим гостям, поздороваемся с ними.

- Садитесь.- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке:СЛАЙД 2

* помогали друг другу;

*всегда решали возникающие у вас проблемы вместеСЛАЙД 3

*чтобы вы открыли на уроке что-то новое и интересноеСЛАЙД 4

*и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас.СЛАЙД 5

- Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию. Готовы?

II. Мотивация к учебной деятельности

- К сегодняшнему уроку я подготовила девиз. Прочитайте, пожалуйста его. СЛАЙД 6

Зри в корень.

- Как вы понимаете значение этого выражения?

- Может значение какого-то слово у вас вызвало затруднение?(Зри)

- А где можно посмотреть значение этого слова? (в Толковом словаре)

- Ребята, в толковом словаре слово «зри» означает смотреть, видеть.СЛАЙД 7

- Может это вам поможет объяснить фразу «Зри в корень». Что это значит? (смотреть в корень)

- Что значит смотреть в корень? (Находить самое важное)

- Поднимите руку, кто хочет узнать сегодня что-то важное на уроке русского языка.

- А зачем нам нужно добывать знания? Зачем вообще нам нужны эти знания? (Чтобы пригодились нам на практике, чтобы мы могли их применять на практике.)

- Совершенно верно! Чтобы это пригодилось нам практике и мы смогли применять свои знания. Молодцы!

III. Физминутка

- А теперь приготовьте свои пальчики к следующему этапу. Поставим ручки на локти.

-Будем пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять

Вот какие дружные, крепкие и нужные.

Потрите пальчики.

- Скажите, а к какому этапу мы подготовили наши пальчики? Что мы сейчас будем делать? (писать.)

IV. Чистописание. СЛАЙД 8

- Какой именно этап у нас будет? (чистописание)

- А что мы делаем на этапе чистописания? (повторяем написание букв, соединений).

- А зачем нам нужен этот этап? (чтобы красиво писать)

-Ребятки, какой чудесный сегодня день и он приготовил для нас вот такой узор

-А что это за слово?(к@ленд@рь)
-А посмотрите что необычного в его написании? (буквы обведены в кружочек) СЛАЙД 9

-А кто мне скажет, что такое календарь?( таблица или книжечка где дни расписаны по месяцам в году)
- И так, ребятки, ещё раз посмотрите на это слово, проговорите его по слогам и запишите его в свои тетрадочки, соблюдая вот такой красивый узор. Прежде чем начнём писать, давайте с вами вспомним, какие правила при письме мы должны учитывать.

(сесть правильно, спина прямая , тетрадь с наклоном). СЛАЙД 10

- Пишем красиво, стараемся. Садитесь правильно!

-А теперь выделим орфограммы в этом слове.
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? ( «а» в первом слоге, «е» во втором слоге) (они непроверяемые безударные гласные в корне слова)
- А какую орфограмму вы ещё заметили? ( мягкий знак)
-А для чего нужен? (мягкий знак указывает на мягкость согласных.)
- А теперь посмотрите какая буква вам больше всего понравилась ? Нарисуйте над этой буковкой снежинку. А я посмотрю, у кого какие красивые буковки получились.
- Оцените свою работу.
- Ребята вы сказали, что в этом слове есть непроверяемые безударные гласные в корне слова, значит это какое слово (словарное)
- Значит какой этап следующий нашей работы? ( Словарная работа)

V. Словарно-орфографическая работа.Работа над лексическим значением слова «корень»
- Для чего мы проводим словарную работу ( повторяем написание словарных слов)
- Ребята, перед вами лежат маленькие календарики. А на другой стране кроссворд. Узнаем словарное слово, по его значению разгадав кроссворд. И так первое слово

1.Он год кончает, а зиму начинает. (декабрь) .СлайД 11
Произнесите с ударением, какую гласную напишем в первом безударном слоге?(Е) Скажите, по слогам.(де-кабрь)

-Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)

- Что она делает? ( Указывает на мягкость)

2. Низкая температура воздуха. Нам очень….(холодно)
- Скажите с ударением(хОлод)

-Какую вторую гласную напишем?(О) Можно проверить? Как?(холОдный)
-Какая ещё есть орфограмма? (парные согласные д-т ) как проверим? (холодок)
- Молодцы! Правильно, холодок ласково можно сказать. Умнички!

3.Холодная зимняя погода, трескучий…. (мороз)
- Произнесите с ударением,(морОз) Какую гласную напишем? Скажи по слогам.

(мо-роз)

- Проверяемое ли это слово? Попробуйте проверить его? Можно ли его проверить?( Нет)

- Значит, что нам нужно сделать?(Запоминать.Это словарное слово)

-Какую ещё орфограммувы увидели? (парныхсогласных з- с .) Как её проверяем?

(Чтобы проверить парные согласные в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шла гласная.МОРОЗ – МОРОЗЫ.)

- Молодцы! Дальше .

4.Промежуток времени обычно в 30 дней, но бывает чуть больше или чуть меньше.

( месяц)

- Произнесите с ударением, (мЕсяц)

- Какую гласную там напишем? (Е)

- Какаябезударная гласная ?( Я)

- Произнесите по слогам.(ме-сяц)
5.Самый первый месяц в году(январь).

- Произнесите с ударением,(янвАрь) Скажи по слогам.(ян-варь)
-Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)

6.Самый короткий месяц в году? (Февраль)

- Произнесите с ударением,(феврАль)

- Какая же там гласная в первом слоги ?(Безударная непроверяемая гласная)

-Какую гл. напишем?(Е)

- Скажите по слогам.(фев-раль)
-Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)

- А теперь отложите ручки и скажите что общего в этих словах ( Все они относят к зиме)
- Есть ли здесь лишнее слово? ( ХОЛОД)Все слова словарные, а холод нет.СЛАЙД 12
- А попробуйте, найти слово которое получилось у нас по вертикали. ( КОРЕНЬ)

VI. Актуализация знаний.

-А давайте соберем знания, которые вы уже получили на прошлых уроках. ( На доске слово КОРЕНЬ)

1.Работа над лексическим значением слова «корень».

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень».

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

Чтение учителя: СЛАЙД 13

Корень:

- подземная часть растения;

- часть волоса, зуба, ногтя;

- начало, источник чего-либо;

-Так же как и у кустов, корень слова есть у слов

- Значит, наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (на доске многозначные ).

- Скажите где на уроке русского языка нас будет интересовать значение слова корень? (значение корня в слове )

- А теперь скажите, что такое корень? (Корень –это главная часть слова)(на доске КОРЕНЬ)

- Что такое корень? (на доске ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ).

- Как найти корень в слове? (Подбираем однокоренные слова.(На доске ОДНОКОРЕННЫЕ ))

- А какие слова называются однокоренными?(Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и близки по смыслу) (на доске ОБЩИЙ СМЫСЛ и КОРЕНЬ)

- А как выделяется корень? (дугой) (на доске СХЕМА)

- Посмотрите, какую модель мы составили, сколько вы уже знаете!

VII. Сообщение темы и целей урока.

- А хотите узнать ещё больше новое о корне и об однокоренных словах.(Да)

- А для этого я вам приготовила интересную загадку. Будьте внимательны. СЛАЙД 14

- Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки.

Встретились как-то гусь и гусеница.

-Ты кто?

-Я-гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто?

- А я гусеница, я-ваша тетя.

- Так родня ли гусеница гусю? Как вы думаете?

-Кто считает что она родня? Поднимите ручку и докажите! Кто сможет доказать? Кто затрудняется? Кто считает что не родня? У кого есть ответ? ( Там одинаковый корень )

- Ты считаешь, что у них одинаковый корень. Значит, они по- твоему родня? (Да)

- Кто считает, что они не родня? ( Надо чтобы корень был одинаковым и смысл одинаковым.А здесь смысл изменился)

- Давайте, посмотрите, у нас два с вами мнения

- ….. считает что они родня, а …. считает что не родня.

- И так с какой трудностью мы с вами столкнулись ?(Доказать родня гусеница гусе)

- Что мы должны сейчас делать? (Найти однокоренные ли они или нет)

- И так первое чтобы доказать родня ли не родня с чего мы начинаем? Вы сказали, что у них должен быть :( ОБЩИЙ СМЫСЛ)

- Давайте, определите, общий смысл слова гусеница!

-Кто такая гусеница? (насекомое)

- А гусь? (домашняя птица)

- Какой вывод мы можем сделать? (лексическое значение разное)

- Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова)

- Маленькая гусеница… (гусеничка)СЛАЙД 15

- Трактор с большими колесами.. (гусеничный)

- Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч).

- А в слове гусь какой корень? (гусь)

- Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные)

- Сделайте вывод. (слова не однокоренные).

- Какой вывод можно сделать? ( Что они не родня)

- Да. Эти слова: ГУСЬ и ГУСЕНИЦА не являются однокоренными.

- Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли доказать, что эти слова не являются родственными.

-А теперь скажите, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Чему вы научитесь? Что мы сейчас сделали?( Распознавали слова у которых одинаковый корень и одинаковое значение )

- Правильно! И наша тема сегодня так и называется:СЛАЙД 16

РАСПОЗНОВАНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

- Теперь у нас есть цель, у нас есть тема и нам нужно составить обязательно план по которому мы свами будем действовать.

- А что мы будем делать первым. Что будем делать если у нас много - много слов

( Мы будем выбирать из группы только однокоренные слова )

- Ребята, а вы знаете, в каждой группе, и в этой группе может быть для вас ловушка. Можно совершить что?( Ошибку )

- Значит мы будем эту ошибку что делать?( Искать и исправлять)

- Правильно, находить и исправлять ошибку это - второй пункт плана у нас с вами.

- А потом полученные знания мы с вами?(Закрепим.Применим)

- Совершенно верно. Третьей пункт плана это: применять. И так мы составили с вами план. Спланировали свою деятельность. СЛАЙД 17

- Будем работать по плану. Первое: выделяем группу слов. Для этого я приготовила вам следующее задание

- Подберите однокоренные слова, распределите эти слова по группам .

VIII. Работа по теме урока

1. Развитие умений – применение знания. Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в группе. СЛАЙД 18

-Ребята, попробуйте разделить слова на две группы (в 2 столбика).
- Как вы думаете, к каком у первому слову вы подберёте однокоренное слово(гора и горение)

- К какому слову относиться первое слово?(Первое слово горка, относиться к слову – ГОРА)

- Следующее слово, пожалуйста.(Слово горение относиться к слове – ГОРИТ)

- Происходит действие чего?(Огня)

- Молодцы. Куда относитсяледующее слово? (Следующее слово ГОРНЫЙ относится к слове - ГОРА)

-Следующее, слово ГОРЕЛКА, пожалуйста (горелка – прибор, в котором происходит горение.), Слово ГОРЕЛКА относится к слове - ГОРИТ)

- Правильно. Это устройство, из которого что тоже идёт? (Огонь.)

- Правильно. Следующее, слово ГОРНЯК. Кто знает, кто это у нас ГОРНЯК? (горняк – работник горной промышленности)

- Следующее, слово ЗАГОРЕЛСЯ. Куда относится?(К слове горит)

- Да. Огонь горит. И последнее слово – ГОРИСТЫЙ

- ГОРИСТЫЙ(гористый – рельеф, местность с горами) относится к слове ГОРА.

- А теперь посмотрите, какой корень у первой группы? (-гор-) СЛАЙД 21

- А у второй?(-гор-)

-Какой у них корень? (ГОР)

- А значение у всех у этих слов какие? Посмотрите, что общего заметили в этих словах. (У них смысл общего нет)

- Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными? (Нет)

- Правильно, не все слова с одинаковым корнем могут быть ОДНАКОРЕННЫМИ. На что ещё нужноещё смотреть?(На смысл)

- Совершенно верно, на смысл.Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными. И так вы правильно смогли выбрать группу одинаковых слов.

2. Игра «Третий лишний» (по вариантам, работа в паре)

-А сейчас, для вас написаны на карточках слова. Положите перед собой листочки. Будем находить и исправлять ошибки. Первую строчку будет выполнять первый вариант, а вторую строчку второй вариант. Вам необходимо выделить в словах корень и найти одно лишнее слово. После того как нашли, объясните своему соседу. Пара, которая справилась сигнализирует о готовности совместно поднятыми руками. Итак, приступаем.

Чародей, волшебник, волшебно, волшебство.СЛАЙД 22

Колокол, колокольчик, колодец, колокольный.

-1 вариант какие слова вы считаете однокоренными?(волшебник, волшебный, волшебно)

- А какое слово лишнее у тебя?(ЧАРОДЕЙ)

- Почему оно лишнее? А кто такой чародей? (тот, кто делает плохое волшебство, магию)

- Совершенно верно, бывает ребятки, белая и чёрная магия. Значит, значение у них какое?(Одинаковое)

- А что разное? (Корень)

- Правильно. Какой корень у них. (чар- и волшеб-)

- 2 вариант у вас какие слова?(Колокол, колокольчик, колодец, колокольня)

- Какое слово лишнее ты считаешь?(КОЛОДЕЦ)

- Почему? (Потому что у слова колодец разный смысл)СЛАЙД 23

- Да, это глубокая яма, где добывают воду, где со всех сторон брёвнами укрепленная. А какой корень в однокоренных словах вы выделили? ( КОЛОКОЛЬ)

- КОЛОКОЛЬ ребята, обратите внимание, чтобы мягкий знак тоже попал в корень

3. Физминутка.СЛАЙД 24

- А сейчас нас колокольчик приглашает нас на прогулку.

Рано утром в парк ходили,

Там снеговика лепили.

Все в Никиту бросили

И в Диану бросили.

Холодно гулять зимой,

Побежали все домой.



IX. Первичное закрепление СЛАЙД 25

- Переходим к следующему этапу. Посмотрите, какой красивый лес. Красив всегда лес зимой, особенно заснеженной. У нас тоже есть деревья, но они у нас некрасивые, не похожи на зимние. Сейчас мы с вами укутаем их снегом, а укрывать их будите снежинками с однокоренными словами. Ваша задача укрыть эти деревья снежинками с однокоренными словами, найти лишнее слово и придумать свое однокоренное слово.Работаем в группах.

Посмотрите, пожалуйста, правила работы в группе СЛАЙД 26

- В группе должен быть ответственный

- Работать должен каждый на общий результат

- Свое несогласие нужно высказывать вежливо

- Если не понял, переспроси

- ПОМНИТЕ. ЧТО В ГРУППЕ РАБОТАЕМ НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Ребята, вспомним правила работы в группе. У нас есть :

- Организатор (лидер) и хранитель времени  – организует работу группы, следит за соблюдением регламента работы группы.

- Секретарь – оформляет решение группы, записывает все предложения членов группы.

- Докладчик  – рассказывает, как надо представить результаты работы группы, следит за выполнением правил в группе.

-И так будем работать следующем образом. Первая группа это, вот эта группа, вот ваше рабочее место, вторая группа, это ваше рабочее место, третье, группа это ваше рабочее место. И так распределите роли, и по одному возьмете дерево, которое вам больше всего понравилось. Укутайте их однокоренными словами. Там может быть лишнее слово, ребятки. Время у вас будет столько, сколько показывает часы. Часы переверните, пожалуйста.( работают)СЛАЙД 27

- Чья группа готова? Выходите, пожалуйста.

- Кто готов?Докладчик выходит, остальные сели на свои места. Проверим работы выполнение работы в группах. И так первая группа вы подбирали, к слове снег однокоренные слова

- Какой корень в слове снег? ( Снег)

- Так и есть – СНЕГ. А какое лишнее слово было? (СНЕГИРЬ)

- А почему лишнее?( Потому что птица)

-А какое своё слово придумали?(СНЕЖКИ)

- Совершенно верно, и корень и смысл у них одинаковый. Давайте, поблагодарим первую группу

- Вторая группа.

-Мы подбирали к словам однокоренные слова к слове МОРОЗ

- Какой корень?(МОРОЗ)

- Какое лишнее слово у вас получилось? (МОРОСИТ)

- Что это значит МОРОСИТ?(Когда очень часто идёт дождь)

- Правильно! А какое своё слово?(МОРОЗНЫЙ)

- Молодцы! Давайте, поблагодарим вторую группу!

- Третья группа, пожалуйста.

- Мы подбирали к слову ЛЁД однокоренные слова

- Какой корень у слова ЛЁД?(ЛЁД)

- Так и есть. Какое лишнее слово нашли?(СЛЕД)

- Почему лишнее? (Смысл и разный корень)

- Какое своё слово получилось?(ЛЕДЯНОЙ)

- Молодцы! Выполнили верно! Давайте, поблагодарим третью группу.

- Какая группа лучше всего и быстрее всего справилась с работой и правильней?

- Я считаю, что вы все работали на общий результат. Молодцы!

X.Домашнее задание. СЛАЙД 28

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание

 а) Нарисовать дерево с однокоренными словами.

б) Составить рассказ о зиме, используя однокоренные слова.( Ученики выбирают и записывают домашнее задание.)

Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.

 XI.  Итог работы. Рефлексия.СЛАЙД 29

 - Вот и подошёл к концу наш урок. Мы научились находить однокоренные слова, выделять корень слова.

- Легко ли вам было справляться с заданиями? ( Не все задания были простыми)

- Какие задания были самыми простыми? (Проще всего было игра «Третий лишний»)

- Какие задания были самыми сложными? (Сложнее всего было укатать дерево)

- Над чем вы хотели бы ещё поработать на следующих уроках? ( Я хотел бы ещё потренироваться выделять корень слова.)

-Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился наш урок, было все понятно, достаньте из конверта зеленый листочек. Как сигнал светофора покажет нам, что можно дальше идти по ступенькам к новым знаниям. Если что-то было непонятно, возьмите желтый листочек. Если было неинтересно, ничего не поняли – красный.

Повесьте на наше условное дерево. (Делаем вывод о работе на уроке)

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.СЛАЙД 30