ТЕМА: ЗРИ В КОРЕНЬ
Цель:
предметные
организация деятельности по упражнению в выборе родственных слов, соответствующих выявленным признакам;
формирование умения выделять общую часть в родственных словах;
развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
развитие навыков оценки и взаимооценки выбора языковых средств устного общения;
метапредметные
освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
развитие умения на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов;
развитие умения анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
развитие навыков общения, умения считаться с мнением других и договариваться в различных ситуациях.
Коммуникативные
слушать и понимать речь других)
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)
учиться высказывать своё предположение (версию)
Личностные УУД:
учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию
Ход урока
I . Организация начала урока. Создание психологического настроя.
СЛАЙД 1
Я рада приветствовать вас в этом классе,
Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.
Пусть будет сегодня в этом классе
Светло, уютно и нам всем очень легко. - Здравствуйте! Давайте, ребятки, поприветствуем друг друга своими улыбками, поздороваемся друг с другом и подарим эти же улыбки нашим гостям, поздороваемся с ними.
- Садитесь.- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке:СЛАЙД 2
* помогали друг другу;
*всегда решали возникающие у вас проблемы вместеСЛАЙД 3
*чтобы вы открыли на уроке что-то новое и интересноеСЛАЙД 4
*и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас.СЛАЙД 5
- Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию. Готовы?
II. Мотивация к учебной деятельности
- К сегодняшнему уроку я подготовила девиз. Прочитайте, пожалуйста его. СЛАЙД 6
Зри в корень.
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- Может значение какого-то слово у вас вызвало затруднение?(Зри)
- А где можно посмотреть значение этого слова? (в Толковом словаре)
- Ребята, в толковом словаре слово «зри» означает смотреть, видеть.СЛАЙД 7
- Может это вам поможет объяснить фразу «Зри в корень». Что это значит? (смотреть в корень)
- Что значит смотреть в корень? (Находить самое важное)
- Поднимите руку, кто хочет узнать сегодня что-то важное на уроке русского языка.
- А зачем нам нужно добывать знания? Зачем вообще нам нужны эти знания? (Чтобы пригодились нам на практике, чтобы мы могли их применять на практике.)
- Совершенно верно! Чтобы это пригодилось нам практике и мы смогли применять свои знания. Молодцы!
III. Физминутка
- А теперь приготовьте свои пальчики к следующему этапу. Поставим ручки на локти.
-Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять
Вот какие дружные, крепкие и нужные.
Потрите пальчики.
- Скажите, а к какому этапу мы подготовили наши пальчики? Что мы сейчас будем делать? (писать.)
IV. Чистописание. СЛАЙД 8
- Какой именно этап у нас будет? (чистописание)
- А что мы делаем на этапе чистописания? (повторяем написание букв, соединений).
- А зачем нам нужен этот этап? (чтобы красиво писать)
-Ребятки, какой чудесный сегодня день и он приготовил для нас вот такой узор
-А что это за слово?(к@ленд@рь)
-А посмотрите что необычного в его написании? (буквы обведены в кружочек) СЛАЙД 9
-А кто мне скажет, что такое календарь?( таблица или книжечка где дни расписаны по месяцам в году)
- И так, ребятки, ещё раз посмотрите на это слово, проговорите его по слогам и запишите его в свои тетрадочки, соблюдая вот такой красивый узор. Прежде чем начнём писать, давайте с вами вспомним, какие правила при письме мы должны учитывать.
(сесть правильно, спина прямая , тетрадь с наклоном). СЛАЙД 10
- Пишем красиво, стараемся. Садитесь правильно!
-А теперь выделим орфограммы в этом слове.
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? ( «а» в первом слоге, «е» во втором слоге) (они непроверяемые безударные гласные в корне слова)
- А какую орфограмму вы ещё заметили? ( мягкий знак)
-А для чего нужен? (мягкий знак указывает на мягкость согласных.)
- А теперь посмотрите какая буква вам больше всего понравилась ? Нарисуйте над этой буковкой снежинку. А я посмотрю, у кого какие красивые буковки получились.
- Оцените свою работу.
- Ребята вы сказали, что в этом слове есть непроверяемые безударные гласные в корне слова, значит это какое слово (словарное)
- Значит какой этап следующий нашей работы? ( Словарная работа)
V. Словарно-орфографическая работа.Работа над лексическим значением слова «корень»
- Для чего мы проводим словарную работу ( повторяем написание словарных слов)
- Ребята, перед вами лежат маленькие календарики. А на другой стране кроссворд. Узнаем словарное слово, по его значению разгадав кроссворд. И так первое слово
1.Он год кончает, а зиму начинает. (декабрь) .СлайД 11
Произнесите с ударением, какую гласную напишем в первом безударном слоге?(Е) Скажите, по слогам.(де-кабрь)
-Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)
- Что она делает? ( Указывает на мягкость)
2. Низкая температура воздуха. Нам очень….(холодно)
- Скажите с ударением(хОлод)
-Какую вторую гласную напишем?(О) Можно проверить? Как?(холОдный)
-Какая ещё есть орфограмма? (парные согласные д-т ) как проверим? (холодок)
- Молодцы! Правильно, холодок ласково можно сказать. Умнички!
3.Холодная зимняя погода, трескучий…. (мороз)
- Произнесите с ударением,(морОз) Какую гласную напишем? Скажи по слогам.
(мо-роз)
- Проверяемое ли это слово? Попробуйте проверить его? Можно ли его проверить?( Нет)
- Значит, что нам нужно сделать?(Запоминать.Это словарное слово)
-Какую ещё орфограммувы увидели? (парныхсогласных з- с .) Как её проверяем?
(Чтобы проверить парные согласные в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шла гласная.МОРОЗ – МОРОЗЫ.)
- Молодцы! Дальше .
4.Промежуток времени обычно в 30 дней, но бывает чуть больше или чуть меньше.
( месяц)
- Произнесите с ударением, (мЕсяц)
- Какую гласную там напишем? (Е)
- Какаябезударная гласная ?( Я)
- Произнесите по слогам.(ме-сяц)
5.Самый первый месяц в году(январь).
- Произнесите с ударением,(янвАрь) Скажи по слогам.(ян-варь)
-Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)
6.Самый короткий месяц в году? (Февраль)
- Произнесите с ударением,(феврАль)
- Какая же там гласная в первом слоги ?(Безударная непроверяемая гласная)
-Какую гл. напишем?(Е)
- Скажите по слогам.(фев-раль)
-Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)
- А теперь отложите ручки и скажите что общего в этих словах ( Все они относят к зиме)
- Есть ли здесь лишнее слово? ( ХОЛОД)Все слова словарные, а холод нет.СЛАЙД 12
- А попробуйте, найти слово которое получилось у нас по вертикали. ( КОРЕНЬ)
VI. Актуализация знаний.
-А давайте соберем знания, которые вы уже получили на прошлых уроках. ( На доске слово КОРЕНЬ)
1.Работа над лексическим значением слова «корень».
– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень».
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Чтение учителя: СЛАЙД 13
Корень:
- подземная часть растения;
- часть волоса, зуба, ногтя;
- начало, источник чего-либо;
-Так же как и у кустов, корень слова есть у слов
- Значит, наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (на доске многозначные ).
- Скажите где на уроке русского языка нас будет интересовать значение слова корень? (значение корня в слове )
- А теперь скажите, что такое корень? (Корень –это главная часть слова)(на доске КОРЕНЬ)
- Что такое корень? (на доске ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ).
- Как найти корень в слове? (Подбираем однокоренные слова.(На доске ОДНОКОРЕННЫЕ ))
- А какие слова называются однокоренными?(Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и близки по смыслу) (на доске ОБЩИЙ СМЫСЛ и КОРЕНЬ)
- А как выделяется корень? (дугой) (на доске СХЕМА)
- Посмотрите, какую модель мы составили, сколько вы уже знаете!
VII. Сообщение темы и целей урока.
- А хотите узнать ещё больше новое о корне и об однокоренных словах.(Да)
- А для этого я вам приготовила интересную загадку. Будьте внимательны. СЛАЙД 14
- Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки.
Встретились как-то гусь и гусеница.
-Ты кто?
-Я-гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто?
- А я гусеница, я-ваша тетя.
- Так родня ли гусеница гусю? Как вы думаете?
-Кто считает что она родня? Поднимите ручку и докажите! Кто сможет доказать? Кто затрудняется? Кто считает что не родня? У кого есть ответ? ( Там одинаковый корень )
- Ты считаешь, что у них одинаковый корень. Значит, они по- твоему родня? (Да)
- Кто считает, что они не родня? ( Надо чтобы корень был одинаковым и смысл одинаковым.А здесь смысл изменился)
- Давайте, посмотрите, у нас два с вами мнения
- ….. считает что они родня, а …. считает что не родня.
- И так с какой трудностью мы с вами столкнулись ?(Доказать родня гусеница гусе)
- Что мы должны сейчас делать? (Найти однокоренные ли они или нет)
- И так первое чтобы доказать родня ли не родня с чего мы начинаем? Вы сказали, что у них должен быть :( ОБЩИЙ СМЫСЛ)
- Давайте, определите, общий смысл слова гусеница!
-Кто такая гусеница? (насекомое)
- А гусь? (домашняя птица)
- Какой вывод мы можем сделать? (лексическое значение разное)
- Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова)
- Маленькая гусеница… (гусеничка)СЛАЙД 15
- Трактор с большими колесами.. (гусеничный)
- Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч).
- А в слове гусь какой корень? (гусь)
- Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные)
- Сделайте вывод. (слова не однокоренные).
- Какой вывод можно сделать? ( Что они не родня)
- Да. Эти слова: ГУСЬ и ГУСЕНИЦА не являются однокоренными.
- Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли доказать, что эти слова не являются родственными.
-А теперь скажите, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Чему вы научитесь? Что мы сейчас сделали?( Распознавали слова у которых одинаковый корень и одинаковое значение )
- Правильно! И наша тема сегодня так и называется:СЛАЙД 16
РАСПОЗНОВАНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ
- Теперь у нас есть цель, у нас есть тема и нам нужно составить обязательно план по которому мы свами будем действовать.
- А что мы будем делать первым. Что будем делать если у нас много - много слов
( Мы будем выбирать из группы только однокоренные слова )
- Ребята, а вы знаете, в каждой группе, и в этой группе может быть для вас ловушка. Можно совершить что?( Ошибку )
- Значит мы будем эту ошибку что делать?( Искать и исправлять)
- Правильно, находить и исправлять ошибку это - второй пункт плана у нас с вами.
- А потом полученные знания мы с вами?(Закрепим.Применим)
- Совершенно верно. Третьей пункт плана это: применять. И так мы составили с вами план. Спланировали свою деятельность. СЛАЙД 17
- Будем работать по плану. Первое: выделяем группу слов. Для этого я приготовила вам следующее задание
- Подберите однокоренные слова, распределите эти слова по группам .
VIII. Работа по теме урока
1. Развитие умений – применение знания. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в группе. СЛАЙД 18
-Ребята, попробуйте разделить слова на две группы (в 2 столбика).
- Как вы думаете, к каком у первому слову вы подберёте однокоренное слово(гора и горение)
- К какому слову относиться первое слово?(Первое слово горка, относиться к слову – ГОРА)
- Следующее слово, пожалуйста.(Слово горение относиться к слове – ГОРИТ)
- Происходит действие чего?(Огня)
- Молодцы. Куда относитсяледующее слово? (Следующее слово ГОРНЫЙ относится к слове - ГОРА)
-Следующее, слово ГОРЕЛКА, пожалуйста (горелка – прибор, в котором происходит горение.), Слово ГОРЕЛКА относится к слове - ГОРИТ)
- Правильно. Это устройство, из которого что тоже идёт? (Огонь.)
- Правильно. Следующее, слово ГОРНЯК. Кто знает, кто это у нас ГОРНЯК? (горняк – работник горной промышленности)
- Следующее, слово ЗАГОРЕЛСЯ. Куда относится?(К слове горит)
- Да. Огонь горит. И последнее слово – ГОРИСТЫЙ
- ГОРИСТЫЙ(гористый – рельеф, местность с горами) относится к слове ГОРА.
- А теперь посмотрите, какой корень у первой группы? (-гор-) СЛАЙД 21
- А у второй?(-гор-)
-Какой у них корень? (ГОР)
- А значение у всех у этих слов какие? Посмотрите, что общего заметили в этих словах. (У них смысл общего нет)
- Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными? (Нет)
- Правильно, не все слова с одинаковым корнем могут быть ОДНАКОРЕННЫМИ. На что ещё нужноещё смотреть?(На смысл)
- Совершенно верно, на смысл.Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными. И так вы правильно смогли выбрать группу одинаковых слов.
2. Игра «Третий лишний» (по вариантам, работа в паре)
-А сейчас, для вас написаны на карточках слова. Положите перед собой листочки. Будем находить и исправлять ошибки. Первую строчку будет выполнять первый вариант, а вторую строчку второй вариант. Вам необходимо выделить в словах корень и найти одно лишнее слово. После того как нашли, объясните своему соседу. Пара, которая справилась сигнализирует о готовности совместно поднятыми руками. Итак, приступаем.
Чародей, волшебник, волшебно, волшебство.СЛАЙД 22
Колокол, колокольчик, колодец, колокольный.
-1 вариант какие слова вы считаете однокоренными?(волшебник, волшебный, волшебно)
- А какое слово лишнее у тебя?(ЧАРОДЕЙ)
- Почему оно лишнее? А кто такой чародей? (тот, кто делает плохое волшебство, магию)
- Совершенно верно, бывает ребятки, белая и чёрная магия. Значит, значение у них какое?(Одинаковое)
- А что разное? (Корень)
- Правильно. Какой корень у них. (чар- и волшеб-)
- 2 вариант у вас какие слова?(Колокол, колокольчик, колодец, колокольня)
- Какое слово лишнее ты считаешь?(КОЛОДЕЦ)
- Почему? (Потому что у слова колодец разный смысл)СЛАЙД 23
- Да, это глубокая яма, где добывают воду, где со всех сторон брёвнами укрепленная. А какой корень в однокоренных словах вы выделили? ( КОЛОКОЛЬ)
- КОЛОКОЛЬ ребята, обратите внимание, чтобы мягкий знак тоже попал в корень
3. Физминутка.СЛАЙД 24
- А сейчас нас колокольчик приглашает нас на прогулку.
Рано утром в парк ходили,
Там снеговика лепили.
Все в Никиту бросили
И в Диану бросили.
Холодно гулять зимой,
Побежали все домой.
IX. Первичное закрепление СЛАЙД 25
- Переходим к следующему этапу. Посмотрите, какой красивый лес. Красив всегда лес зимой, особенно заснеженной. У нас тоже есть деревья, но они у нас некрасивые, не похожи на зимние. Сейчас мы с вами укутаем их снегом, а укрывать их будите снежинками с однокоренными словами. Ваша задача укрыть эти деревья снежинками с однокоренными словами, найти лишнее слово и придумать свое однокоренное слово.Работаем в группах.
Посмотрите, пожалуйста, правила работы в группе СЛАЙД 26
- В группе должен быть ответственный
- Работать должен каждый на общий результат
- Свое несогласие нужно высказывать вежливо
- Если не понял, переспроси
- ПОМНИТЕ. ЧТО В ГРУППЕ РАБОТАЕМ НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Ребята, вспомним правила работы в группе. У нас есть :
- Организатор (лидер) и хранитель времени – организует работу группы, следит за соблюдением регламента работы группы.
- Секретарь – оформляет решение группы, записывает все предложения членов группы.
- Докладчик – рассказывает, как надо представить результаты работы группы, следит за выполнением правил в группе.
-И так будем работать следующем образом. Первая группа это, вот эта группа, вот ваше рабочее место, вторая группа, это ваше рабочее место, третье, группа это ваше рабочее место. И так распределите роли, и по одному возьмете дерево, которое вам больше всего понравилось. Укутайте их однокоренными словами. Там может быть лишнее слово, ребятки. Время у вас будет столько, сколько показывает часы. Часы переверните, пожалуйста.( работают)СЛАЙД 27
- Чья группа готова? Выходите, пожалуйста.
- Кто готов?Докладчик выходит, остальные сели на свои места. Проверим работы выполнение работы в группах. И так первая группа вы подбирали, к слове снег однокоренные слова
- Какой корень в слове снег? ( Снег)
- Так и есть – СНЕГ. А какое лишнее слово было? (СНЕГИРЬ)
- А почему лишнее?( Потому что птица)
-А какое своё слово придумали?(СНЕЖКИ)
- Совершенно верно, и корень и смысл у них одинаковый. Давайте, поблагодарим первую группу
- Вторая группа.
-Мы подбирали к словам однокоренные слова к слове МОРОЗ
- Какой корень?(МОРОЗ)
- Какое лишнее слово у вас получилось? (МОРОСИТ)
- Что это значит МОРОСИТ?(Когда очень часто идёт дождь)
- Правильно! А какое своё слово?(МОРОЗНЫЙ)
- Молодцы! Давайте, поблагодарим вторую группу!
- Третья группа, пожалуйста.
- Мы подбирали к слову ЛЁД однокоренные слова
- Какой корень у слова ЛЁД?(ЛЁД)
- Так и есть. Какое лишнее слово нашли?(СЛЕД)
- Почему лишнее? (Смысл и разный корень)
- Какое своё слово получилось?(ЛЕДЯНОЙ)
- Молодцы! Выполнили верно! Давайте, поблагодарим третью группу.
- Какая группа лучше всего и быстрее всего справилась с работой и правильней?
- Я считаю, что вы все работали на общий результат. Молодцы!
X.Домашнее задание. СЛАЙД 28
-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание
а) Нарисовать дерево с однокоренными словами.
б) Составить рассказ о зиме, используя однокоренные слова.( Ученики выбирают и записывают домашнее задание.)
Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.
XI. Итог работы. Рефлексия.СЛАЙД 29
- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы научились находить однокоренные слова, выделять корень слова.
- Легко ли вам было справляться с заданиями? ( Не все задания были простыми)
- Какие задания были самыми простыми? (Проще всего было игра «Третий лишний»)
- Какие задания были самыми сложными? (Сложнее всего было укатать дерево)
- Над чем вы хотели бы ещё поработать на следующих уроках? ( Я хотел бы ещё потренироваться выделять корень слова.)
-Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился наш урок, было все понятно, достаньте из конверта зеленый листочек. Как сигнал светофора покажет нам, что можно дальше идти по ступенькам к новым знаниям. Если что-то было непонятно, возьмите желтый листочек. Если было неинтересно, ничего не поняли – красный.
Повесьте на наше условное дерево. (Делаем вывод о работе на уроке)
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.СЛАЙД 30