Тема.Сложные союзные предложения и их применение в тексте .
Цель урока: контроль за полученными знаниями по теме ;
развитие навыков работы с художественным текстом .
Ход урока
1.Беседа по опорным знаниям
Какое предложение называется сложным?
Чем отличаются союзные и бессоюзные сложные предложения ?
На какие две группы делятся союзные предложения ?
Приведите пример сложносочиненного предложения.
Приведите пример сложноподчиненного предложения.
Дайте определение бессоюзного сложного предложения
Приведите пример бессоюзного сложного предложения
2.Комплексный анализ текста
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груше осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
– (15)Вон твоя комнатушка.
– (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? – улыбнулся Пряхин. – (17)Каким златом-серебром?
– (18)И-и, милай, – ответила тётя Груня сердито. – (19)Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.
– (23)Почему? – удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.
– (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тётя Груня по вечерам обходила госпитальные палаты?»
1) Это входило в её обязанности.
2) Тётя Груня была корыстным человеком, она ждала от раненых благодарности и платы за уход.
3) Раненые просили приходить почаще.
4) Тётя Груня как мать и жена не могла остаться равнодушной к чужой беде.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «холодный» (предложение 2).
1) не имеющее отопления 3) невыразительное, бледное
2) мало греющее 4) равнодушное
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) наклонилась 2) задержалась 3) победил 4) удивился
А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?
1) приступ 2) приложила 3) приподняла 4) привела
А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется -НН-»?
1) суконное 2) расширенные 3) осознанно 4) неожиданно
А6 Замените просторечное слово «бедолага» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
А7 Замените словосочетание «госпитальные палаты» (предложение 4), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
А8 Выпишите грамматическую основу предложения 10.
А9 Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
А10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и,1 видимо,2 добилась-таки своего. Рука порозовела,3 стала тёплой,4 и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал.
А11 Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.
А12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Когда заканчивалось её дежурство,1 усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея,2 смачивала уголком полотенца ссохшиеся,3 запёкшиеся его губы,4 и обтирала лицо,5 и подносила водички,6 и всё время гладила она его холодную,7 неживую руку и приговаривала,8 приговаривала,9 не жалея слов,10 мягких,11 как хорошая повязка.
А13 Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
А14 Среди предложений 7-12 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
3.Творческая работа
15.1 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как Вы понимаете смысл фрагмента из текста : «-Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись ,весь бы мир в магазин превратили»
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
15.3 Как Вы понимаете значение слова Сострадание? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение .Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание»,взяв в качестве тезиса данное Вами определение . Аргументируя свой тезис,приведите 2 примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй- из Вашего жизненного опыта.
4.Итоги: