Тема: Слова с удвоенными согласными.
Цель: формировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоенными
согласными.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать знания о правописании слов с удвоенными
согласными буквами в корне; формировать орфографические навыки;
учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо обучающихся, словесно – логическое мышление, устойчивое внимание, словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважение к труду и людям труда, знакомство с профессией журналиста.
Оборудование: карточки по ТИО, рабочие листы, марки, картинки с различными предметами , орфографические словари, презентация.
Организация начала урока.
Учитель.
Вы пришли сюда ... (учиться).
Не лениться, ... (а трудиться).
Работать как? .... (старательно).
А слушать как? ... (внимательно).
Минутка чистописания.
- У вас на парте лежат рабочие листы. Откройте их. Положите правильно. Проверьте посадку.
- Запишите число, классная работа. (1 декабря) Поставьте ударение и обозначьте опасные места.
Сказать, что слово декабрь и работа словарное слово.
Сейчас минутка чистописания. Мы будем выполнять задание по красивому каллиграфическому письму. У каждого из вас есть узор. Рассмотрите его и выполните работу, напишите этот узор.
Кто заканчивает, что заметили в узоре? (написали удвоенную согласную)
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- На доске строчки буквосочетаний. В них спрятались слова, найдите эти слова и запишите их.
ПРАЛЛЕЯГОРСУББОТАВКЛАСС
СТРАКРОССЛОРТЕЛЕГРАММА
- Прочитайте слова, а я уберу лишнее. (Аллея, суббота, класс, кросс, телеграмма, грамм – единица массы)
- Что такое телеграмма? (срочное сообщение, переданное по телеграфу, а телеграф это приспособление для передачи сообщений на расстоянии)
- Обратить внимание детей на слово «кросс», определить лексическое значение.
( длительный бег по пересеченной местности)
- Что объединяет эти слова? (удвоенная буква). Подчеркните эти буквы.
К нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо, слышать и правильно писать.
- О чём сейчас пойдет речь на уроке? (об удвоенной согласной)
- О правописании удвоенной согласной.
- Задайте себе вопросы, на которые вы бы хотели ответить на уроке.
- Что бы хотели узнать? (на доске вывешивать вопросы:
Познакомится с орфограммой удвоенная согласная; научиться находить удвоенную согласную в словах и правильно писать; выучить правила переноса этих слов.)
Работа по теме урока.
- А вы знаете слова, в которых пишется удвоенная согласная?
- Почему же в словах пишется удвоенные буквы?
- Давайте проговорим слова, которые вы записали.
- Как мы произносит удвоенную согласную в словах? (долго)
- Итак, почему же в словах мы пишем удвоенную согласную? (потому что произносится долго)
- В транскрипции ребята этот звук показывают горизонтальной чертой. (обозначают на доске)
- Как вы думаете, в какой части слова пишется удвоенная согласная?
- Скажите, а в какой части слова встречают удвоенную согласную? (в корне)
- Давайте разберём слово «класс» и запишем.
- Какую работу мы должны выполнить, чтобы посмотреть действительно ли они пишут в корне или нет? Что должны подобрать? (однокоренное слово)
Выделите корень в этих словах.
Класс, классный.
Суббота, субботник, субботний.
- Мы записали 2 группы слов.
Какой вывод можем сделать: корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Но удвоенная согласная может встречаться и других частях слова.
- А можем проверить такие слова? (нет)
- Где их искать? (в словаре)
- Как проверить написание этих слов?
- Найдите в орфографическом словаре учебника слова с удвоенной согласной.
Физминутка.
Со слайдом и стенками
Продолжение по теме урока.
- У вас на парте лежат буквы, составьте из них слово. Прочитайте слово, которое у вас получилось? (орфограмма)
- Что такое орфограмма? (это часть слова, в которой можно допустить ошибку)
- Разбейте слово орфограмма на слоги.
- А теперь попробуйте перенести это слово? Как вы перенесли? (орфо-грамма, орфог-рамма, орфограм-ма)
- Теперь поработаем с задание на наших рабочих листах.
- Прочитайте слова. ( Ванна, грипп, аппетит)
- Назовите лексическое значение слова грипп. (инфекционное заболевание передающееся воздушно-капельным путем)
- Перенесите эти слова разными способами. ( Ван-на, ап-петит, аппе-тит) Упр. 1
- Дети должны заметить, что слово грипп не переносится, так как в нём один слог.
Вывод: чтобы перенести слово с удвоенной согласной, одна буква остаётся на одной строке, а другая переносится на другую.
- Прочитайте текст в рабочем листке «Малыш и Карлсон» Упр. 2
Как-то после .беда малыш сидел у себя в комнате и возился со св. ей коллекцией марок. Перед ним л. жал .льбом и целая куча новых марок, которые он пытался разобрать.
- Вставьте пропущенные буквы в словах.
- Что нужно сделать, чтобы вставить пропущенную букву? ( подобрать проверочное слово)
- Какие орфограммы вы встретили в работе с этим отрывком? (Проверяемая и непроверяемая гласная). Подчеркните эту букву, которую вставили.
- А ещё у нас в этом отрывке есть ещё текст. Читаем продолжение этого рассказа.
Вот группа хоккеистов. Здесь изображен аккордеон. На другой марке по шоссе двигается новенький троллейбус.
- Какие слова ещё встретились в продолжении на новую орфограмму? (удвоенная согласная)
- Назовите слова удвоенной согласной. (хоккеист, аккордеон, шоссе, троллейбус)
- Что такое аккордеон? (музыкальный инструмент с клавишами)
- Карандашом подчеркните удвоенную согласную.
Работа с заданиями.
- Работаем со словом «Коллекция». Упр. 3
- Что такое коллекция? (это когда человек постоянно собирает какие-то предметы, которые представляют для этого человека какую-то ценность)
- У вас на парте лежат марки, найдите картинки, в которых слова пишутся с удвоенной согласной. Выберите 3 марки и распределите их в ваши рабочие листы, а снизу напишите их название. Прочитайте слова.
- А у вас есть свои коллекции?
- Составьте и напишите предложение о своей коллекции. А у кого её нет запишите предложение с любым из слов, которые вы записали.
Творческое задания Упр. 4
- Слова с удвоенной согласной надо запоминать. Чтобы было легче это сделать, можно использовать разные способы запоминания. Я предлагаю вам один из них. Мы зашифруем слово КОЛЛЕКЦИЯ. Используя изображения предметов коллекции зашифруй удвоенную согласную в слове. Если у вас нет своей, коллекции подумайте, чтобы вы хотели собирать и нарисуйте.
Домашняя работа
Запишите и зашифруй одно любое слово с удвоенной согласной. Оформи обложку в вашем рабочем листе.
IX. Итог урока
- Продолжите предложение: Я сегодня узнал (а)….
Я теперь буду….
- Как называется орфограмма, с которой мы работали? (удвоенная согласная)
- Где можно проверить написание слов с удвоенными согласными?
(В орфографическом словаре)
- Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?
X. Рефлексия.
- Оцените ваш вклад в общую работу (сигнальные карточки).
+ «ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ»
? «ДОПУСТИЛ ОШИБКИ, НАДО ПОРАБОТАТЬ ЕЩЁ»
- «НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»
- Вы выполнили прекрасно все задания и каждый достоин звания «Знаток темы», тем самым мы ещё глубже познали русский язык.


Упражнение 1
Задание: перенесите эти слова разными способами
Ванна, грипп, аппетит.

Упражнение 2
Задание: прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.
Часть 1
Как-то после ..беда малыш сидел у себя в комнате и возился со св .. ей коллекцией марок. Перед ним л .. жал .. льбом и целая куча новых марок, которые он пытался разобрать.
Часть 2
Вот группа хоккеистов. Здесь изображен аккордеон. На другой марке по шоссе двигается новенький троллейбус.
Упражнение 3 (Наклейте 3 марки, в которых слова пишутся с удвоенной согласной)
«Коллекция»
______________ _____________ _____________

Упражнение 4
Зашифруй слово «коллекция».
КО ЛЛ ЕКЦИЯ
Домашняя работа
Запишите и зашифруй одно любое слово с удвоенной согласной. Оформи обложку в вашем рабочем листе.
Рабочий лист
по
русскому языку