СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку "Слова с удвоенной согласной"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Тема: Слова с удвоенными согласными.


Цель: формировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоенными

согласными.

Задачи:

Обучающие: совершенствовать знания о правописании слов с удвоенными

согласными буквами в корне; формировать орфографические навыки;

учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо обучающихся, словесно – логическое мышление, устойчивое внимание, словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважение к труду и людям труда, знакомство с профессией журналиста.

Оборудование: карточки по ТИО, рабочие листы, марки, картинки с различными предметами , орфографические словари, презентация.


  1. Организация начала урока.

Учитель.

Вы пришли сюда ... (учиться).

Не лениться, ... (а трудиться).

Работать как? .... (старательно).

А слушать как? ... (внимательно).

  1. Минутка чистописания.

- У вас на парте лежат рабочие листы. Откройте их. Положите правильно. Проверьте посадку.

- Запишите число, классная работа. (1 декабря) Поставьте ударение и обозначьте опасные места.

Сказать, что слово декабрь и работа словарное слово.

  • Сейчас минутка чистописания. Мы будем выполнять задание по красивому каллиграфическому письму. У каждого из вас есть узор. Рассмотрите его и выполните работу, напишите этот узор.

  • Кто заканчивает, что заметили в узоре? (написали удвоенную согласную)

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- На доске строчки буквосочетаний. В них спрятались слова, найдите эти слова и запишите их.

ПРАЛЛЕЯГОРСУББОТАВКЛАСС

СТРАКРОССЛОРТЕЛЕГРАММА

- Прочитайте слова, а я уберу лишнее. (Аллея, суббота, класс, кросс, телеграмма, грамм – единица массы)

- Что такое телеграмма? (срочное сообщение, переданное по телеграфу, а телеграф это приспособление для передачи сообщений на расстоянии)

- Обратить внимание детей на слово «кросс», определить лексическое значение.

( длительный бег по пересеченной местности)

- Что объединяет эти слова? (удвоенная буква). Подчеркните эти буквы.

К нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо, слышать и правильно писать.


- О чём сейчас пойдет речь на уроке? (об удвоенной согласной)

- О правописании удвоенной согласной.

- Задайте себе вопросы, на которые вы бы хотели ответить на уроке.

- Что бы хотели узнать? (на доске вывешивать вопросы:

Познакомится с орфограммой удвоенная согласная; научиться находить удвоенную согласную в словах и правильно писать; выучить правила переноса этих слов.)


  1. Работа по теме урока.


- А вы знаете слова, в которых пишется удвоенная согласная?

- Почему же в словах пишется удвоенные буквы?

- Давайте проговорим слова, которые вы записали.

- Как мы произносит удвоенную согласную в словах? (долго)

- Итак, почему же в словах мы пишем удвоенную согласную? (потому что произносится долго)

- В транскрипции ребята этот звук показывают горизонтальной чертой. (обозначают на доске)

- Как вы думаете, в какой части слова пишется удвоенная согласная?

- Скажите, а в какой части слова встречают удвоенную согласную? (в корне)

- Давайте разберём слово «класс» и запишем.

- Какую работу мы должны выполнить, чтобы посмотреть действительно ли они пишут в корне или нет? Что должны подобрать? (однокоренное слово)

Выделите корень в этих словах.



Класс, классный.



Суббота, субботник, субботний.



- Мы записали 2 группы слов.



Какой вывод можем сделать: корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Но удвоенная согласная может встречаться и других частях слова.


- А можем проверить такие слова? (нет)

- Где их искать? (в словаре)

- Как проверить написание этих слов?

- Найдите в орфографическом словаре учебника слова с удвоенной согласной.

  1. Физминутка.

Со слайдом и стенками

  1. Продолжение по теме урока.


- У вас на парте лежат буквы, составьте из них слово. Прочитайте слово, которое у вас получилось? (орфограмма)

- Что такое орфограмма? (это часть слова, в которой можно допустить ошибку)

- Разбейте слово орфограмма на слоги.

- А теперь попробуйте перенести это слово? Как вы перенесли? (орфо-грамма, орфог-рамма, орфограм-ма)

- Теперь поработаем с задание на наших рабочих листах.

- Прочитайте слова. ( Ванна, грипп, аппетит)

- Назовите лексическое значение слова грипп. (инфекционное заболевание передающееся воздушно-капельным путем)

- Перенесите эти слова разными способами. ( Ван-на, ап-петит, аппе-тит) Упр. 1

- Дети должны заметить, что слово грипп не переносится, так как в нём один слог.

Вывод: чтобы перенести слово с удвоенной согласной, одна буква остаётся на одной строке, а другая переносится на другую.

- Прочитайте текст в рабочем листке «Малыш и Карлсон» Упр. 2

Как-то после .беда малыш сидел у себя в комнате и возился со св. ей коллекцией марок. Перед ним л. жал .льбом и целая куча новых марок, которые он пытался разобрать.

- Вставьте пропущенные буквы в словах.

- Что нужно сделать, чтобы вставить пропущенную букву? ( подобрать проверочное слово)

- Какие орфограммы вы встретили в работе с этим отрывком? (Проверяемая и непроверяемая гласная). Подчеркните эту букву, которую вставили.

- А ещё у нас в этом отрывке есть ещё текст. Читаем продолжение этого рассказа.

Вот группа хоккеистов. Здесь изображен аккордеон. На другой марке по шоссе двигается новенький троллейбус.

- Какие слова ещё встретились в продолжении на новую орфограмму? (удвоенная согласная)

- Назовите слова удвоенной согласной. (хоккеист, аккордеон, шоссе, троллейбус)

- Что такое аккордеон? (музыкальный инструмент с клавишами)

- Карандашом подчеркните удвоенную согласную.


  1. Работа с заданиями.

- Работаем со словом «Коллекция». Упр. 3

- Что такое коллекция? (это когда человек постоянно собирает какие-то предметы, которые представляют для этого человека какую-то ценность)

- У вас на парте лежат марки, найдите картинки, в которых слова пишутся с удвоенной согласной. Выберите 3 марки и распределите их в ваши рабочие листы, а снизу напишите их название. Прочитайте слова.

- А у вас есть свои коллекции?

- Составьте и напишите предложение о своей коллекции. А у кого её нет запишите предложение с любым из слов, которые вы записали.

Творческое задания Упр. 4

- Слова с удвоенной согласной надо запоминать. Чтобы было легче это сделать, можно использовать разные способы запоминания. Я предлагаю вам один из них. Мы зашифруем слово КОЛЛЕКЦИЯ. Используя изображения предметов коллекции зашифруй удвоенную согласную в слове. Если у вас нет своей, коллекции подумайте, чтобы вы хотели собирать и нарисуйте.


  1. Домашняя работа


Запишите и зашифруй одно любое слово с удвоенной согласной. Оформи обложку в вашем рабочем листе.



IX. Итог урока



- Продолжите предложение: Я сегодня узнал (а)….

Я теперь буду….

- Как называется орфограмма, с которой мы работали? (удвоенная согласная)

- Где можно проверить написание слов с удвоенными согласными?

(В орфографическом словаре)

- Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?

X. Рефлексия.

- Оцените ваш вклад в общую работу (сигнальные карточки).

+ «ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ»

? «ДОПУСТИЛ ОШИБКИ, НАДО ПОРАБОТАТЬ ЕЩЁ»

- «НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»

- Вы выполнили прекрасно все задания и каждый достоин звания «Знаток темы», тем самым мы ещё глубже познали русский язык.



































Упражнение 1

Задание: перенесите эти слова разными способами

Ванна, грипп, аппетит.

Упражнение 2

Задание: прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.



Часть 1

Как-то после ..беда малыш сидел у себя в комнате и возился со св .. ей коллекцией марок. Перед ним л .. жал .. льбом и целая куча новых марок, которые он пытался разобрать.

Часть 2

Вот группа хоккеистов. Здесь изображен аккордеон. На другой марке по шоссе двигается новенький троллейбус.


Упражнение 3 (Наклейте 3 марки, в которых слова пишутся с удвоенной согласной)

«Коллекция»







______________ _____________ _____________

Упражнение 4

Зашифруй слово «коллекция».



КО ЛЛ ЕКЦИЯ

Домашняя работа

Запишите и зашифруй одно любое слово с удвоенной согласной. Оформи обложку в вашем рабочем листе.















Рабочий лист

по

русскому языку