СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по ФГОС

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

УМК:

Программа: «Русский язык. Рабочие программы» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч., М.: Просвещение.

Учитель: Хаметова Н.И.

Образовательное учреждение: МОУ «Троицко – Сунгурская СШ»

Тема урока: Несклоняемые имена существительные

Тип урока:  открытие новых знаний с первичным закреплением.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Методическая разработка урока по ФГОС

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

УМК:

Программа: «Русский язык. Рабочие программы» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч., М.: Просвещение.

Учитель: Хаметова Н.И.

Образовательное учреждение: МОУ «Троицко – Сунгурская СШ»

Тема урока: Несклоняемые имена существительные

Тип урока: открытие новых знаний с первичным закреплением.

Цели урока:

Предметные: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; учить детей исследовать и анализировать, определять морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые слова); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

Метапредметные: приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;

Личностные: приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

- технология развивающего обучения;

- личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: на уроке используется презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Методическая разработка урока предназначена для изучения темы «Несклоняемые имена существительные» в рамках изучения раздела «Морфология. Орфография. Культура Речи» на уроке русского языка.

Используемые педагогические технологии: приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение на уроках, системно-деятельностный подход в обучении.


Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный момент. Психологическая установка.

Включение учащихся в учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хаметова Наталья Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте наших гостей.

Слайд 1. Один поэт сказал: «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся». А чтобы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов. Успех – это:

У - умение учиться и работать

С - сотрудничество в парах

П - преодоление трудностей

Е – единство

Х - хорошее настроение

Все эти составляющие необходимы для нашего урока. Я вам желаю хорошего настроения, улыбок и успеха. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут находчивость, внимание и смекалка. Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Морфология – одной из самых красивых и богатых стран в мире, над которой всегда светит солнце.

Открываем тетради, записываем: «… декабря. Классная работа».

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Познавательные: ставят перед собой учебную цель

Регулятивные: самоопределяются, настраиваются на урок

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


2. Актуализация опорных знаний

Повторение по теме «Имя существительное». Прием «Цветок ассоциаций»


- Солнце согревает землю своими лучами, распускаются цветы. Вот и у нас начал распускаться цветок, который называется Имя существительное. У него 7 лепестков.

- Вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. У вас на парте лежит по одному лепестку. Работая в парах, на них вы сейчас напишете по одной ассоциации, связанной с именем существительным (учитель собирает материал по группам и сам прикрепляет на цветок).

- Давайте посмотрим, что у нас получилось:

Имя существительное

- отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- обозначает предмет;

- бывает собственным и нарицательным;

- бывает одушевленным и неодушевленным;

- изменяется  по родам,

- по числам,

- по падежам,

- А что означает изменяться по падежам?

- Сколько склонений в русском языке?

- Как мы определяем склонение существительных?

Пишут, читают вслух, чтобы избежать повторений, прикрепляют лепесток на место. Работа в парах.


Отвечают на вопросы по теме «Имя существительное».












- Склоняться.

- В русском языке 3 склонения.

- Склонение существительных определяем по его начальной форме – именительному падежу ед.ч.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в парах, учатся сотрудничеству.

3.Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации.


- Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами.

- А сейчас мы прочитаем с вами стихотворение, в котором содержится много существительных и которое поможет нам правильно определить тему нашего сегодняшнего урока. Поможет прочитать…Слайд 2.

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее – я и ты без кашна и без пальты,

Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Смешное стихотворение, не правда ли? Какой-то неграмотной ученик написал его. Какие слова в нем вам показались «особенно смешными»? Что не так в этих словах? Слайд 3.

- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом, и вместе исправим ошибки. Слайд 4.

Как-то рано поутру с другом сели мы в МЕТРО,

И поехали в метре фильм смотреть о КЕНГУРУ.

Вот сидим мы с ним в КИНО без ПАЛЬТО и без кашне,

А вернее – я и ты без КАШНЕ и без ПАЛЬТО,

КЕНГУРУ в КАФЕ зашёл. Занял там свободный стол

И сидит за ДОМИНО с ШИМПАНЗЕ и КАКАДУ.

Вдруг огромный обезьян стал играть на ФОРТЕПЬЯНО.

Тут и взрослый, сняв ПЕНСНЕ, хохотал на ВСЕ КИНО.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут ПАЛЬТО выдавать!

- А можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? Слайд 5.

- Для того, чтобы правильно написать эти слова, мы должны обратиться к чему?

- Так что же не хотели делать эти слова?

- Как мы можем назвать все эти слова?

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая тема? - Запишите тему в тетрадь. Слайд 6.

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».


Какие цели поставим перед собой?

Цель: познакомиться с понятием «несклоняемые имена существительные», уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи.

Отвечают на вопросы. Один из учеников читает выразительно стихотворение, остальные слушают стихотворение, анализируют его.
















- Кенгуре, киню…

- Звучание, конец слова.



Учащиеся исправляют ошибки, постепенно читая стихотворение.











- Нет, т.к. это слова иноязычного происхождения.

- К словарю иностранных слов или толковому словарю.

- Склоняться.

- Несклоняемые слова.


В процессе диалога с учителем формулируют тему и цель урока.



Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные:; обнаруживают отклонения, вносят коррективы, в случае с расхождения с эталоном

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, контроль, коррекция действий партнера

4. Первичное усвоение новых знаний.

Организация изучение нового материала через беседу.


- Несклоняемые существительные окружают нас повсюду. Убедиться в этом мы можем, отправившись в путешествие. Слайд 7.

И посетим мы с вами зоопарк. А поедем мы в зоопарк на такси. Слайд 8.

Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк».Записывает на доске слово вольер.

- А кто знает, что такое вольер? Слайд 9.

Словарная работа.

- Ребята, а это слово тоже несклоняемое? Нет, хотя это слово иностранного происхождения, оно 2 склонения.

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы будем говорить.

Слайд 10-18.

А) Младший брат большой лошадки, обожает сахар сладкий, озорная челка, грива, развиваются красиво. А гуляет он в загоне, где еще пасутся кони. Кто это?

Б) Безобиден, травояден, нет полос на шкуре, пятен, сумка есть и длинный хвост, плюс к тому немалый рост.

В) Говорливей не найду попугая ….

Г) Вот такие невелички, ростом с муху, эти птички.

Д) Любит сладкое примат – человека младший брат, от банана до безе обожает ….

Е) Отгадать не очень просто – вот такой я фруктик знаю – речь идет не о кокосе, не о груше, не о сливе, - птичка есть еще такая, называют ее ….

Ж) Разновидность бурого медведя, живущего в американских лесах.

З) Цвет этой птицы с рассветом сравним, длинная шея, клюв загнутый вниз.

- Молодцы, угадали. Запомните правописание этих существительных, переписав их себе в тетрадь, Слайд 18. выделите в них орфограммы. А теперь я предлагаю просклонять одно из них. Сделаем это устно.

И.п. кто? пони

Р.п. нет кого? пони

Д.п. дам яблоко кому? пони

В.п. вижу кого? пони

Т.п. восхищаюсь кем? пони

П.п. думаю о ком? о пони

- Ребята, какую особенность вы заметили?

- Какие существительные называются несклоняемыми, ребята? Слайд 19.

- А теперь, ребята, проверим вас. А сейчас прочитаем текст, вы должны найти в нем несклоняемые имена существительные. Слайд 20-21.

В эти выходные мы всей семьей собрались сходить в кино. Такси ожидало у подъезда. По радио объявили, что ожидается похолодание, поэтому мама решила надеть пальто. Папа искал свое портмоне с документами и деньгами. А маленький братик все не отставал от родителей и просил купить эскимо. И только я себя вел как взрослый: сидел и пил какао в ожидании, когда же все соберутся.

- Молодцы!

Находят определение в толковом словаре, записывают в тетрадь.

Вольер - участок, огороженная площадка (с навесом или открытая) с присоединяющимися к ней клетками или домиками для содержания мелких животных.

Отгадывают загадки, анализируют их.



- Пони.



- Кенгуру.

- Какаду.

- Колибри.


- Шимпанзе.



- Киви.


- Гризли.


- Фламинго.



- Это сложно сделать.






- Во всех падежах одна и та же форма.

Дают определение несклоняемым именам существительным.

- Несклоняемые существительные – это сущ-ные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Физкультминутка

Выполнить зарядку, связать ее с изучаемыми темами.

Физминутка «Веселый зоопарк». Слайд 22.

Выполняют задание

Коммуникативные: умение работать в группе.

5. Первичная проверка понимания.

Учиться работать с информацией, корректировать тексты с грамматическими ошибками.

- Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные - это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется. Сложность в том, что выделяют несколько групп несклоняемых имен существительных. Но я так торопилась к вам, что у меня все перепуталось. Теперь я предлагаю ненадолго вам стать исследователями и помочь мне разобрать слова по группам. Всего их 4. Перед вами лежат несклоняемые имена существительные, название группы несклоняемых существительных выбирает каждая группа и подбирает существительные, подходящие для своей группы, вычеркивая остальные. Дается 1 минута. Кто готов, поднимает руку. Слайд 23.

1 группа несклоняемых имен существительных - самая многочисленная. К этой группе относятся существительные иноязычного происхождения, собственные и нарицательные, с конечными гласными –О,-Е,-И,-У,-Ю. ( НО! Конечные гласные таких имен существительных не окончания, а гласные корня!) Слайд 24.

2 группа - русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Шевченко. Слайд 25.

3 группа - включает в себя такие странные слова, как ГАИ, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются. Слайд 26.

4 группа - иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола с конечным согласным, например, Войнич, Хантер, мадам, мисс. Слайд 27.

- Видите, ребята, как много несклоняемых существительных в русском языке. Слайд 28.















Соотносят слова с группами.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в группах, анализируют, исправляют ошибки, выражают свои мысли.

6. Закрепление

Закрепление полученных знаний и умений.

- Ребята, а теперь проверим полученные на сегодняшнем уроке знания.

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, США.

Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Левченко Людмилы. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе, выпила стаканчик пепси.

Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в нем. Слайд 29-30.

- Молодцы, а теперь еще выполним одно задание – тест «Проверь себя».

1. Выберите несклоняемое существительное.

А) озеро Б) село В) Баку Г) Жюль Верн

2. В каком слове нет и не может быть окончания.

А) поле Б) горе В) кафе Г) ребро

3. В каком предложении допущена ошибка.

А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.

Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.

В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

4. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

А) петля Б) поле В) меню Г) зеркало

5. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

А) радио Б) кино В) солнце Г) ателье

- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте написанное. Слайд 31-32.

Находят несклоняемые имена существительные, выбирают ответы, обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку.

















Ответы.

1. В.

2. В.

3. В.

4. В.

5. В.




Познавательные: выполняют самостоятельно упражнение

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности

Коммуникативные: работают индивидуально, в парах

7. Рефлексия.

Оценка результатов работ

Выяснить качество усвоения учебного материала.

- Ребята, с каким существительными мы сегодня познакомились?

- Вспомните, какие цели ставил каждый перед собой в начале урока.

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Все ли было понятно? Что было трудно?

- Назовите ребят, которые сегодня на уроке работали активно и добросовестно. Выставляются оценки за урок.

- Спасибо, ребята, вам за урок, мне было интересно с вами работать.

Каждый учащийся оценивают свою работу, подводит итог урока, выставляет оценку.


Ребята оценивают деятельность друг друга, урока в целом.



Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8. Информация о домашнем задании.

Создать условия для осознанного принятия д.з.

Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие», используя несклоняемые имена существительные. Слайд 33. Выучить правило:

Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру.
Слайд 34.

Задают вопросы по выполнению д/з.

Познавательные: усвоение способов выполнения домашнего задания

Регулятивные: выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению

Коммуникативные: выражают свои мысли, выслушивают мнение одноклассников


© 2017 726 9