- личностно-ориентированного обучения.
Методическая разработка урока предназначена для изучения темы «Несклоняемые имена существительные» в рамках изучения раздела «Морфология. Орфография. Культура Речи» на уроке русского языка.
Этап урока | Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный момент. Психологическая установка. | Включение учащихся в учебную деятельность | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хаметова Наталья Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте наших гостей. Слайд 1. Один поэт сказал: «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся». А чтобы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов. Успех – это: У - умение учиться и работать С - сотрудничество в парах П - преодоление трудностей Е – единство Х - хорошее настроение Все эти составляющие необходимы для нашего урока. Я вам желаю хорошего настроения, улыбок и успеха. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут находчивость, внимание и смекалка. Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Морфология – одной из самых красивых и богатых стран в мире, над которой всегда светит солнце. Открываем тетради, записываем: «… декабря. Классная работа». | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание | Познавательные: ставят перед собой учебную цель Регулятивные: самоопределяются, настраиваются на урок Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
2. Актуализация опорных знаний | Повторение по теме «Имя существительное». Прием «Цветок ассоциаций» | - Солнце согревает землю своими лучами, распускаются цветы. Вот и у нас начал распускаться цветок, который называется Имя существительное. У него 7 лепестков. - Вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. У вас на парте лежит по одному лепестку. Работая в парах, на них вы сейчас напишете по одной ассоциации, связанной с именем существительным (учитель собирает материал по группам и сам прикрепляет на цветок). - Давайте посмотрим, что у нас получилось: Имя существительное - отвечает на вопросы КТО? ЧТО? - обозначает предмет; - бывает собственным и нарицательным; - бывает одушевленным и неодушевленным; - изменяется по родам, - по числам, - по падежам, - А что означает изменяться по падежам? - Сколько склонений в русском языке? - Как мы определяем склонение существительных? | Пишут, читают вслух, чтобы избежать повторений, прикрепляют лепесток на место. Работа в парах. Отвечают на вопросы по теме «Имя существительное». - Склоняться. - В русском языке 3 склонения. - Склонение существительных определяем по его начальной форме – именительному падежу ед.ч. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в парах, учатся сотрудничеству. |
3.Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание проблемной ситуации. | - Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён существительных», познакомимся с очень интересными словами. - А сейчас мы прочитаем с вами стихотворение, в котором содержится много существительных и которое поможет нам правильно определить тему нашего сегодняшнего урока. Поможет прочитать…Слайд 2. Как-то рано поутру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне, А вернее – я и ты без кашна и без пальты, Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! - Смешное стихотворение, не правда ли? Какой-то неграмотной ученик написал его. Какие слова в нем вам показались «особенно смешными»? Что не так в этих словах? Слайд 3. - А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом, и вместе исправим ошибки. Слайд 4. Как-то рано поутру с другом сели мы в МЕТРО, И поехали в метре фильм смотреть о КЕНГУРУ. Вот сидим мы с ним в КИНО без ПАЛЬТО и без кашне, А вернее – я и ты без КАШНЕ и без ПАЛЬТО, КЕНГУРУ в КАФЕ зашёл. Занял там свободный стол И сидит за ДОМИНО с ШИМПАНЗЕ и КАКАДУ. Вдруг огромный обезьян стал играть на ФОРТЕПЬЯНО. Тут и взрослый, сняв ПЕНСНЕ, хохотал на ВСЕ КИНО. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут ПАЛЬТО выдавать! - А можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? Слайд 5. - Для того, чтобы правильно написать эти слова, мы должны обратиться к чему? - Так что же не хотели делать эти слова? - Как мы можем назвать все эти слова? - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая тема? - Запишите тему в тетрадь. Слайд 6. Тема урока: «Несклоняемые имена существительные». Какие цели поставим перед собой? Цель: познакомиться с понятием «несклоняемые имена существительные», уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи. | Отвечают на вопросы. Один из учеников читает выразительно стихотворение, остальные слушают стихотворение, анализируют его. - Кенгуре, киню… - Звучание, конец слова. Учащиеся исправляют ошибки, постепенно читая стихотворение. - Нет, т.к. это слова иноязычного происхождения. - К словарю иностранных слов или толковому словарю. - Склоняться. - Несклоняемые слова. В процессе диалога с учителем формулируют тему и цель урока. | Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные:; обнаруживают отклонения, вносят коррективы, в случае с расхождения с эталоном Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, контроль, коррекция действий партнера |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Организация изучение нового материала через беседу. | - Несклоняемые существительные окружают нас повсюду. Убедиться в этом мы можем, отправившись в путешествие. Слайд 7. И посетим мы с вами зоопарк. А поедем мы в зоопарк на такси. Слайд 8. Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк».Записывает на доске слово вольер. - А кто знает, что такое вольер? Слайд 9. Словарная работа. - Ребята, а это слово тоже несклоняемое? Нет, хотя это слово иностранного происхождения, оно 2 склонения. - Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы будем говорить. Слайд 10-18. А) Младший брат большой лошадки, обожает сахар сладкий, озорная челка, грива, развиваются красиво. А гуляет он в загоне, где еще пасутся кони. Кто это? Б) Безобиден, травояден, нет полос на шкуре, пятен, сумка есть и длинный хвост, плюс к тому немалый рост. В) Говорливей не найду попугая …. Г) Вот такие невелички, ростом с муху, эти птички. Д) Любит сладкое примат – человека младший брат, от банана до безе обожает …. Е) Отгадать не очень просто – вот такой я фруктик знаю – речь идет не о кокосе, не о груше, не о сливе, - птичка есть еще такая, называют ее …. Ж) Разновидность бурого медведя, живущего в американских лесах. З) Цвет этой птицы с рассветом сравним, длинная шея, клюв загнутый вниз. - Молодцы, угадали. Запомните правописание этих существительных, переписав их себе в тетрадь, Слайд 18. выделите в них орфограммы. А теперь я предлагаю просклонять одно из них. Сделаем это устно. И.п. кто? пони Р.п. нет кого? пони Д.п. дам яблоко кому? пони В.п. вижу кого? пони Т.п. восхищаюсь кем? пони П.п. думаю о ком? о пони - Ребята, какую особенность вы заметили? - Какие существительные называются несклоняемыми, ребята? Слайд 19. - А теперь, ребята, проверим вас. А сейчас прочитаем текст, вы должны найти в нем несклоняемые имена существительные. Слайд 20-21. В эти выходные мы всей семьей собрались сходить в кино. Такси ожидало у подъезда. По радио объявили, что ожидается похолодание, поэтому мама решила надеть пальто. Папа искал свое портмоне с документами и деньгами. А маленький братик все не отставал от родителей и просил купить эскимо. И только я себя вел как взрослый: сидел и пил какао в ожидании, когда же все соберутся. - Молодцы! | Находят определение в толковом словаре, записывают в тетрадь. Вольер - участок, огороженная площадка (с навесом или открытая) с присоединяющимися к ней клетками или домиками для содержания мелких животных. Отгадывают загадки, анализируют их. - Пони. - Кенгуру. - Какаду. - Колибри. - Шимпанзе. - Киви. - Гризли. - Фламинго. - Это сложно сделать. - Во всех падежах одна и та же форма. Дают определение несклоняемым именам существительным. - Несклоняемые существительные – это сущ-ные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа. | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
Физкультминутка | Выполнить зарядку, связать ее с изучаемыми темами. | Физминутка «Веселый зоопарк». Слайд 22. | Выполняют задание | Коммуникативные: умение работать в группе. |
5. Первичная проверка понимания. | Учиться работать с информацией, корректировать тексты с грамматическими ошибками. | - Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные - это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется. Сложность в том, что выделяют несколько групп несклоняемых имен существительных. Но я так торопилась к вам, что у меня все перепуталось. Теперь я предлагаю ненадолго вам стать исследователями и помочь мне разобрать слова по группам. Всего их 4. Перед вами лежат несклоняемые имена существительные, название группы несклоняемых существительных выбирает каждая группа и подбирает существительные, подходящие для своей группы, вычеркивая остальные. Дается 1 минута. Кто готов, поднимает руку. Слайд 23. 1 группа несклоняемых имен существительных - самая многочисленная. К этой группе относятся существительные иноязычного происхождения, собственные и нарицательные, с конечными гласными –О,-Е,-И,-У,-Ю. ( НО! Конечные гласные таких имен существительных не окончания, а гласные корня!) Слайд 24. 2 группа - русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Шевченко. Слайд 25. 3 группа - включает в себя такие странные слова, как ГАИ, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются. Слайд 26. 4 группа - иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола с конечным согласным, например, Войнич, Хантер, мадам, мисс. Слайд 27. - Видите, ребята, как много несклоняемых существительных в русском языке. Слайд 28. | Соотносят слова с группами. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в группах, анализируют, исправляют ошибки, выражают свои мысли. |
6. Закрепление | Закрепление полученных знаний и умений. | - Ребята, а теперь проверим полученные на сегодняшнем уроке знания. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, США. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Левченко Людмилы. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в нем. Слайд 29-30. - Молодцы, а теперь еще выполним одно задание – тест «Проверь себя». 1. Выберите несклоняемое существительное. А) озеро Б) село В) Баку Г) Жюль Верн 2. В каком слове нет и не может быть окончания. А) поле Б) горе В) кафе Г) ребро 3. В каком предложении допущена ошибка. А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта. Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе. В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой». 4. Какое из данных существительных не изменяется по падежам? А) петля Б) поле В) меню Г) зеркало 5. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным? А) радио Б) кино В) солнце Г) ателье - А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте написанное. Слайд 31-32. | Находят несклоняемые имена существительные, выбирают ответы, обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку. Ответы. 1. В. 2. В. 3. В. 4. В. 5. В. | Познавательные: выполняют самостоятельно упражнение Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности Коммуникативные: работают индивидуально, в парах |
7. Рефлексия. Оценка результатов работ | Выяснить качество усвоения учебного материала. | - Ребята, с каким существительными мы сегодня познакомились? - Вспомните, какие цели ставил каждый перед собой в начале урока. - Достигли ли мы поставленной цели? - Все ли было понятно? Что было трудно? - Назовите ребят, которые сегодня на уроке работали активно и добросовестно. Выставляются оценки за урок. - Спасибо, ребята, вам за урок, мне было интересно с вами работать. | Каждый учащийся оценивают свою работу, подводит итог урока, выставляет оценку. Ребята оценивают деятельность друг друга, урока в целом. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Информация о домашнем задании. | Создать условия для осознанного принятия д.з. | Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие», используя несклоняемые имена существительные. Слайд 33. Выучить правило: Чтобы грамотными стать И писать отлично, Никогда нельзя менять В падежах различных Ни кино, ни домино, Ни бюро и ни метро, Ни кашне и ни пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать При честном народе, Если только не менять Ни в числе, ни в роде Ни какао, ни депо, Ни кафе и ни пальто, Ни колибри, какаду, Ни жюри, ни кенгуру. Слайд 34. | Задают вопросы по выполнению д/з. | Познавательные: усвоение способов выполнения домашнего задания Регулятивные: выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению Коммуникативные: выражают свои мысли, выслушивают мнение одноклассников |