СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на конкурс "Учитель года" по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на конкурс "Учитель года" по русскому языку по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на конкурс "Учитель года" по русскому языку»

Конспект урока

по русскому языку

в 3 классе

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»; познакомить с новой орфограммой; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся; составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных, развивать память, мышление, речь; воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

  1. Организация класса.

    1. Приветствие.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

  1. Проверка домашнего задания.

-Назовите имена существительные мужского, женского, среднего рода.

  1. Актуализация опорных знаний.

-Мы изучаем большую тему «Имя существительное». Что узнали об этой части речи?

-Чем занимались на прошлом уроке? (Учились определять род имен существительных)

-Как определять род имен существительных?

  1. Определение темы и задачи урока.

- Открыли тетради, записали число.

    1. Минутка чистописания.

        1. Загадка

-Отгадайте загадку:

Эта буква-хитрый знак.

Не назвать её никак.

Она не произносится,

Но в слово часто просится.

-Эта буква-мягкий знак.

-Напишите строчку букв «Ь». (учитель показывает на доске)

Сегодня урок русского языка должен помочь вам, ребята, подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности. А грамотными вам быть необходимо. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

- Я согласна с вами. Прочитайте пословицы.

Век живи, век учись.

Ученье – путь к уменью.

- Так говорят русские пословицы, знание которых вы сейчас мне объясняли своими словами.

Запись в тетрадях второй пословицы.

- Посмотрите на все слова пословицы. Что общего в их написании? (ь знак)

- Какую работу выполняет ь?

1) ь – показатель мягкости согласного

2) ь – разделительный

- Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одной работе ь знака. А что это за работа, вы мне сами скажите, но чуть позже.

  1. Постановка проблемы.

Компьютер, тетрадь, дочь, учитель, воробьи, соловьи, корабль, мышь, пальто, мультфильм.

- Распределите слова в два столбика: 1 – ь показатель мягкости, 2 – ь разделительный.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Давайте проверим вашу работу. (Проблема: дочь, мышь – в какой столбик?)

- Какую роль выполняет ь в слове дочь? (Дети могут сказать – показатель мягкости. ) Зачем, если [ч] и так всегда мягкий?

- Зачем нужен ь в слове мышь, ведь [ж] не бывает мягким?

- Тогда куда же нужно было записать эти слова? (Никуда.)

  1. Постановка учебной задачи.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами должны разгадать этот секрет, эту тайну русского языка: почему в этих существительных после шипящих пишется мягкий знак?

- Какие характеристики имени существительного мы знаем? (род, число)

- Назовите существительные, на конце которых пишется Ь. Что о них можно сказать? (ед.ч., ж.р.)

- Назовите существительные, на конце которых не пишется Ь. Что о них можно сказать? ( ед.ч. м.р.)

- Следовательно, когда пишется Ь? ( у существительных в единственном числе ж.р.)

- В 1 столбике существительные женского рода с шипящей на конце и с мягким знаком, а во 2 – существительные мужского рода с шипящей на конце без мягкого знака)

- Укажите над каждым столбиком сверху это главное отличие: ж. р., м. р.

  1. Постановка темы урока.

- Кто догадался, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

    1. Формулирование правила.

-Уверена, что теперь вы сможете сформулировать правило.

-Давайте проверим по учебнику

  1. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Первичное закрепление.

Сейчас выполним в учебнике упражнение 53. Запишем слова, вставим пропущенные буквы и укажем род имен существительных.

- А вы уже поняли, ребята, что нужно хорошо уметь определять у имён существительных с шипящей на конце, чтобы правильно и без ошибок их написать? (Род имён существительных)

    1. Игра «Третий лишний».

-Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

1) Вещь, дочь, врач.

2) Ключ, помощь, дочь.

3) Брошь, ткач, морж.

- Как вы думаете, какую роль выполняет ь в этих словах?

(Указывает на форму существительного женского рода).

  1. Закрепление. Работа у доски .

    1. Игра «Скажи аналогично одним словом».

- Сейчас мы потренируемся в выборе мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Но сначала надо будет узнать эти слова по описанию.

- Человек, играющий на скрипке (скрипач)

- Мелкие деньги (мелочь)

- Место, где купаются и загорают (пляж)

- Белый майский цветок ( ландыш)

- Человек, выступающий в цирке (циркач)

    1. Игра "Письмо с дырками".

Наступила … . Только луна освещает лесную … . Вот и … вылетел на охоту. Испуганная … бежит в нору.

На доске карточки со словами, которые дети вставляют в текст (полночь, глушь, сыч, мышь).

– Это текст? Почему? Как озаглавите? Спишите его.

    1. Загадки.

1)Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

2)Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

3)Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

4)Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

  1. Обобщение и систематизация знаний и умений.

- Какова была цель нашего урока?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Узнали?

- Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодёжь.

Если род мужской у слова –

Нет тут знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач.

  1. Домашнее задание.

  2. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?

- Что было легко? Что было трудно?

- Что понравилось?

Выставление оценок.

  1. Рефлексия.

- Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – голубую.