СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка полезна при изучении НЕ с именами существительными

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»







Конспект урока русского языка в 6 классе

«Правописание НЕ с существительными»


Урок-презентация «Правописание НЕ с существительными».

Класс: 6

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными.

Задачи:

- образовательные:

1. создать условия речемыслительной деятельности учащихся по формулированию правила правописания не с существительными;

2. организовать деятельность учащихся по выработке навыка правильного написания не с существительными;

3. научить отличать приставку, частицу не и не – часть корня.

- развивающие:

1.создать условия речемыслительной деятельности для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления;

2. организовать деятельность для развития умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

3. развивать способность самостоятельного добывания знаний, познавательный интерес.

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа, интерес и любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, дидактический материал.












Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!(СЛАЙД 2) Сегодня мы с вами продолжим открывать тайны правописания слов. (СЛАЙД 3) Ведь, по утверждению Льва Толстого, «Слово – дело великое… Словом можно служить людям, словом же можно служить вражде и ненависти» ( эпиграф урока )

  1. Актуализация знаний.

  1. Синтаксическая пятиминутка. (СЛАЙД 4 )

- Продолжите пословицу: Под лежачий камень ….

- Запишите это предложение.

- Объясните смысл пословицы.

- Давайте охарактеризуем предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ и второстепенных членов.

- Объясните написание НЕ с глаголом.

- Всегда ли НЕ с глаголом пишется раздельно?

2. Распределительный диктант. (СЛАЙД 5) Распределите слова по группам, раскрыв скобки: (не) любит, (не)годовал, (не)знает, (не)навидит, (не)счастье, (не)чувствовал, (не)доумевал. Будьте внимательны. Проверьте себя (СЛАЙД6) Почему вы так распределили слова? Какое слово оказалось лишним? Знаем ли мы правило о правописании НЕ с существительными?


III. Формулировка темы урока, постановка цели.

- Сформулируйте тему урока. (СЛАЙД 7) Запишите в тетрадь: « Правописание НЕ с существительными». Это очень сложная тема, поэтому особенно важно быть сосредоточенными и внимательными. Сегодня вам предстоит выступить в роли исследователей. Вы сами выведете правило правописания НЕ с существительными. Итак, цели нашего урока (СЛАЙД 8 ):

  • Изучить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными

  • Научиться находить слова с данной орфограммой

  • Научиться отличать случаи слитного и раздельного написания данной орфограммы.

  1. Изучение нового материала.

Исследовательская работа в парах.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время исследователями и самим добыть ответ на вопрос : «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком раздельно?»

- Вы получаете карточки с материалами для наблюдения и алгоритмом работы (приложение 1). Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы, а потом мы обсудим результаты работы. (РАБОТА В ПАРАХ)

- Итак, к каким выводам вы пришли в результате работы?

- Какой вывод можно сделать по первому пункту? (СЛАЙД 9-10 ) Чем является в таких словах НЕ?

( частью корня)

- Какой вывод можно сделать по второму пункту? (СЛАЙД 11-12 ) Чем является в таких словах НЕ? (приставкой)

- Какой вывод можно сделать по третьему пункту? (СЛАЙД 13-14 ) Чем здесь является НЕ?(частицей)

Работа с учебником.

-Откройте учебники и прочитайте правило. Соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника?

А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока. Объясните написание существительного с НЕ.

Составление алгоритма применения правила.

- Ребята, посмотрим на алгоритм (приложение 2) ваших рассуждений при применении данного правила. (СЛАЙД 15) Используя данный алгоритм, расскажите о правописании НЕ с существительными.

V. Закрепление изученного.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам применить данное правило на практике и проверить, как вы его усвоили.

Выполнение упражнений.

Устная работа. Поработаем над правилом сначала устно. (СЛАЙД 16 ) Прочитайте слова на экране, раскройте скобки, объясните правописание. Вы можете пользоваться алгоритмом, который у вас есть.

Большие (не)взгоды; выразить (не)согласие; чувствовать (не)приязнь; (не)точность в ответе; (не)друг, а приятель; рассказывать (не)былицы.

А теперь выполним следующие упражнения.

  1. (СЛАЙД 17 ) К данным словам подобрать синонимы с НЕ и антонимы, обозначить орфограмму.

Беспорядок - непорядок – порядок

Горе - несчастье- счастье

Болезнь – нездоровье – здоровье

Ложь – неправда – правда

Подозрительность – недоверие – доверие

Враг - неприятель – приятель

Порицание – неодобрение – одобрение.

  1. Распределительный диктант. Запишите имена существительные в два столбика: в первый – те, которые без НЕ не употребляются, а во второй – те, которые употребляются без НЕ и к которым можно подобрать синонимы: нелепость, недруг, несчастье, неуклюжесть, невежа, неприятель, невежда, несговорчивость . Проверим выполненную работу. (СЛАЙД 18 ). Кто-то из вас допустил ошибки? Исправьте их. Ребята, среди слов, которые не употребляются без НЕ, есть два похожих слова: невежа и невежда. Каких людей мы так называем? Давайте уточним. (СЛАЙД 19 ) Запишите в тетрадь лексические значения этих слов. Какого рода эти существительные?

  2. Работа с пословицами. (СЛАЙД 20 ). Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов с НЕ и другие орфограммы.

Ум определяется (не)возрастом, а головой.

(Не)место крас..т человека, а человек место.

В осеннее (не)настье семь погод на дворе.

(Не)печ(?) корм..т, а руки.

Запишите понравившуюся пословицу, обозначьте орфограммы.

  1. Выборочный диктант. Прослушайте текст, назовите произведение и автора. Выпишите из текста слова с НЕ, аргументируя выбор слитного или раздельного написания.

Туман на море еще (не)рассеялся, в нем гасли очертания огромного корабля. Но вот паруса ожили и превратились в легкие алые формы.

Ассоль бежала к (не)большой пристани и боялась (не)доразумения. Временами алые паруса скрывались от нее за крышей или забором, тогда сердце ее замирало от (не)счастья.

Толпа на берегу волновалась в (не)нависти и страхе. Но Ассоль смотрела на корабль с сияющим лицом.

5. Тестирование. Ребята, а теперь мы с вами проверим, как вы усвоили новое правило. Выполним небольшой тест (приложение 3).

А теперь проверим, как вы справились с тестом. (СЛАЙД 21 ). Кто выполнил тест без ошибок? Кто допустил 1 ошибку? А 2 и более? На следующем уроке мы продолжим работу над этой орфограммой.


  1. Итог урока.

Итак, ребята, сегодня вы выступали в роли исследователей. Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой? Что вы узнали о правописании НЕ с существительными? Приведите примеры.

Выставление оценок. Домашнее задание.(СЛАЙД 22)

Спасибо за урок!(СЛАЙД 23)




































Материалы для наблюдения


Прочитайте предложения. Найдите существительные, при которых есть НЕ. Определите, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание). Сделайте вывод по каждому пункту.


I. Ненастье задержало наш отъезд.


Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?

ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется без НЕ.


II. Внимание солдат устремилось на неприятеля.


Замените слово с НЕ в предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:

НЕПРИЯТЕЛЬ – ___________________________________________

ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.


III. Он говорил не правду, а ложь.


Есть ли в предложении противопоставление(антонимы) с союзом а? Чем является НЕ в данном предложении?

ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если в предложении есть противопоставление с союзом а. В таком случае НЕ является (чем?) ___________________________.

















Алгоритм

Посмотри, употребляется ли слово без НЕ










Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом а?





Пиши слитно

ненастье







Можно заменить синонимом или близким по значению выражением?



Пиши раздельно

Не друг, а враг












Пиши слитно

Неприятель (враг)

Пиши раздельно

не тигр























Тест на первичное усвоение материала

по теме «Правописание НЕ с существительными»


1. - В каком слове НЕ является частью корня, так как слово не употребляется без НЕ?

1 .несчастье

  1. нездоровье

  2. неряха.

2. - В каком случае НЕ с существительным пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.

  2. (Не)знание предмета.

  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

3. - В каком случае НЕ с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.

  2. Говорить (не)правду некрасиво.

  3. Говорить (не)правду, а ложь.

4. В каком случае НЕ с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.

  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5.В каком случае НЕ с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.

  2. Сила с (не)правдою не уживаются.

  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.