Конспект урока русского языка в 6 классе
«Правописание НЕ с существительными»
Урок-презентация «Правописание НЕ с существительными».
Класс: 6
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными.
Задачи:
- образовательные:
1. создать условия речемыслительной деятельности учащихся по формулированию правила правописания не с существительными;
2. организовать деятельность учащихся по выработке навыка правильного написания не с существительными;
3. научить отличать приставку, частицу не и не – часть корня.
- развивающие:
1.создать условия речемыслительной деятельности для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления;
2. организовать деятельность для развития умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
3. развивать способность самостоятельного добывания знаний, познавательный интерес.
- воспитательные:
воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа, интерес и любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, дидактический материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!(СЛАЙД 2) Сегодня мы с вами продолжим открывать тайны правописания слов. (СЛАЙД 3) Ведь, по утверждению Льва Толстого, «Слово – дело великое… Словом можно служить людям, словом же можно служить вражде и ненависти» ( эпиграф урока )
Актуализация знаний.
Синтаксическая пятиминутка. (СЛАЙД 4 )
- Продолжите пословицу: Под лежачий камень ….
- Запишите это предложение.
- Объясните смысл пословицы.
- Давайте охарактеризуем предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ и второстепенных членов.
- Объясните написание НЕ с глаголом.
- Всегда ли НЕ с глаголом пишется раздельно?
2. Распределительный диктант. (СЛАЙД 5) Распределите слова по группам, раскрыв скобки: (не) любит, (не)годовал, (не)знает, (не)навидит, (не)счастье, (не)чувствовал, (не)доумевал. Будьте внимательны. Проверьте себя (СЛАЙД6) Почему вы так распределили слова? Какое слово оказалось лишним? Знаем ли мы правило о правописании НЕ с существительными?
III. Формулировка темы урока, постановка цели.
- Сформулируйте тему урока. (СЛАЙД 7) Запишите в тетрадь: « Правописание НЕ с существительными». Это очень сложная тема, поэтому особенно важно быть сосредоточенными и внимательными. Сегодня вам предстоит выступить в роли исследователей. Вы сами выведете правило правописания НЕ с существительными. Итак, цели нашего урока (СЛАЙД 8 ):
Изучить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными
Научиться находить слова с данной орфограммой
Научиться отличать случаи слитного и раздельного написания данной орфограммы.
Изучение нового материала.
Исследовательская работа в парах.
- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время исследователями и самим добыть ответ на вопрос : «При каком условии НЕ с существительными пишется слитно, а при каком раздельно?»
- Вы получаете карточки с материалами для наблюдения и алгоритмом работы (приложение 1). Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы, а потом мы обсудим результаты работы. (РАБОТА В ПАРАХ)
- Итак, к каким выводам вы пришли в результате работы?
- Какой вывод можно сделать по первому пункту? (СЛАЙД 9-10 ) Чем является в таких словах НЕ?
( частью корня)
- Какой вывод можно сделать по второму пункту? (СЛАЙД 11-12 ) Чем является в таких словах НЕ? (приставкой)
- Какой вывод можно сделать по третьему пункту? (СЛАЙД 13-14 ) Чем здесь является НЕ?(частицей)
Работа с учебником.
-Откройте учебники и прочитайте правило. Соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника?
А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока. Объясните написание существительного с НЕ.
Составление алгоритма применения правила.
- Ребята, посмотрим на алгоритм (приложение 2) ваших рассуждений при применении данного правила. (СЛАЙД 15) Используя данный алгоритм, расскажите о правописании НЕ с существительными.
V. Закрепление изученного.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам применить данное правило на практике и проверить, как вы его усвоили.
Выполнение упражнений.
Устная работа. Поработаем над правилом сначала устно. (СЛАЙД 16 ) Прочитайте слова на экране, раскройте скобки, объясните правописание. Вы можете пользоваться алгоритмом, который у вас есть.
Большие (не)взгоды; выразить (не)согласие; чувствовать (не)приязнь; (не)точность в ответе; (не)друг, а приятель; рассказывать (не)былицы.
А теперь выполним следующие упражнения.
(СЛАЙД 17 ) К данным словам подобрать синонимы с НЕ и антонимы, обозначить орфограмму.
Беспорядок - непорядок – порядок
Горе - несчастье- счастье
Болезнь – нездоровье – здоровье
Ложь – неправда – правда
Подозрительность – недоверие – доверие
Враг - неприятель – приятель
Порицание – неодобрение – одобрение.
Распределительный диктант. Запишите имена существительные в два столбика: в первый – те, которые без НЕ не употребляются, а во второй – те, которые употребляются без НЕ и к которым можно подобрать синонимы: нелепость, недруг, несчастье, неуклюжесть, невежа, неприятель, невежда, несговорчивость . Проверим выполненную работу. (СЛАЙД 18 ). Кто-то из вас допустил ошибки? Исправьте их. Ребята, среди слов, которые не употребляются без НЕ, есть два похожих слова: невежа и невежда. Каких людей мы так называем? Давайте уточним. (СЛАЙД 19 ) Запишите в тетрадь лексические значения этих слов. Какого рода эти существительные?
Работа с пословицами. (СЛАЙД 20 ). Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов с НЕ и другие орфограммы.
Ум определяется (не)возрастом, а головой.
(Не)место крас..т человека, а человек место.
В осеннее (не)настье семь погод на дворе.
(Не)печ(?) корм..т, а руки.
Запишите понравившуюся пословицу, обозначьте орфограммы.
Выборочный диктант. Прослушайте текст, назовите произведение и автора. Выпишите из текста слова с НЕ, аргументируя выбор слитного или раздельного написания.
Туман на море еще (не)рассеялся, в нем гасли очертания огромного корабля. Но вот паруса ожили и превратились в легкие алые формы.
Ассоль бежала к (не)большой пристани и боялась (не)доразумения. Временами алые паруса скрывались от нее за крышей или забором, тогда сердце ее замирало от (не)счастья.
Толпа на берегу волновалась в (не)нависти и страхе. Но Ассоль смотрела на корабль с сияющим лицом.
5. Тестирование. Ребята, а теперь мы с вами проверим, как вы усвоили новое правило. Выполним небольшой тест (приложение 3).
А теперь проверим, как вы справились с тестом. (СЛАЙД 21 ). Кто выполнил тест без ошибок? Кто допустил 1 ошибку? А 2 и более? На следующем уроке мы продолжим работу над этой орфограммой.
Итог урока.
Итак, ребята, сегодня вы выступали в роли исследователей. Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой? Что вы узнали о правописании НЕ с существительными? Приведите примеры.
Выставление оценок. Домашнее задание.(СЛАЙД 22)
Спасибо за урок!(СЛАЙД 23)
Материалы для наблюдения
Прочитайте предложения. Найдите существительные, при которых есть НЕ. Определите, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание). Сделайте вывод по каждому пункту.
I. Ненастье задержало наш отъезд.
Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?
ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется без НЕ.
II. Внимание солдат устремилось на неприятеля.
Замените слово с НЕ в предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:
НЕПРИЯТЕЛЬ – ___________________________________________
ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.
III. Он говорил не правду, а ложь.
Есть ли в предложении противопоставление(антонимы) с союзом а? Чем является НЕ в данном предложении?
ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если в предложении есть противопоставление с союзом а. В таком случае НЕ является (чем?) ___________________________.
Алгоритм
Посмотри, употребляется ли слово без НЕ
Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом а?
Пиши слитно
ненастье
Можно заменить синонимом или близким по значению выражением?
Пиши раздельно
Не друг, а враг
Пиши слитно
Неприятель (враг)
Пиши раздельно
не тигр
Тест на первичное усвоение материала по теме «Правописание НЕ с существительными» |
1. - В каком слове НЕ является частью корня, так как слово не употребляется без НЕ? 1 .несчастье нездоровье неряха. 2. - В каком случае НЕ с существительным пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом или близким по значению выражением. Прилив (не)нависти. (Не)знание предмета. Жизнь красна (не)днями, а делами. 3. - В каком случае НЕ с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а. Видно (не)ряху по грязной рубахе. Говорить (не)правду некрасиво. Говорить (не)правду, а ложь. |
4. В каком случае НЕ с существительными пишется раздельно. (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. |
5.В каком случае НЕ с существительными пишется раздельно. Учение - красота, а (не)учение - слепота. Сила с (не)правдою не уживаются. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег. |