Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Гертминская средняя общеобразовательная школа им. Абдулмуслимова М.А.
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
«Имя числительное»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ "Гертминская СОШ" им Абдулмуслимова М.А.
Байирханова А. Ш.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для открытия нового знания учащимися;
2. Обучать детей узнавать имя числительное в ряду других частей речи;
3. Начать формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
4. Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
5. Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
6. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через проведение физминутки текстов.
7. Обобщить и закрепить знания и умения о различных частях речи русского языка.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Проектор Ноутбук Экран
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Подготовительный этап. Слово учителя:
Учителями математики подсчитано, что за 6 лет обучения, вами, уважаемые учащиеся, получено более 1000 000 отметок; нам, учителя за 1 учебный год говорят «молодец» около 300000 раз и дарят более 1000000 улыбок.
Курс 6 класса составляет около 150 уроков русского языка и около 70 уроков литературы. Всем известно, что летние каникулы длятся более 90 дней (и они стремительно приближаются). Ну и, наконец, самое приятное: сегодня за урок около 6 учащихся получат хорошие оценки.
3. Актуализация знаний.
Работа в группах.
Итак. У вас на столе лежат слова… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут –оставьте их на столе.
Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное»
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег
Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»
Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»
Читают слова: красив, высокий, сонный, грустный, хорош
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)
Возможные ошибки:
Обучающиеся могут допустить ошибку в определении части речи в словах «хорош», «бег», «прыжок», «красив», «красавец»,
В случае ошибки, другие ученики пытаются определить часть речи и доказать свою точку зрения.
4. Постановка проблемы.
Какие же слова у нас остались?
Читают слова: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, двенадцатый, семьдесят, первый.
Итак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?
Ответы детей: определить часть речи.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи..
Давайте подумаем, что называют эти слова? (Числа)
-Что при помощи чисел можно сделать? (посчитать количество предметов и определить порядок при счёте)
-Приведите примеры (посчитайте количество гостей). Определите, кто где сидит)
Итак, мы выяснили, что эти слова обозначают : порядок при счете или количество предметов
Как мы можем назвать такую часть речи?
В русском языке эта часть речи называется….. чтобы это узнать выполним буквенный диктант.
5. Выполнение упражнения на слайде (вставить орфограмму, объяснив её. По буквам определяем, что это - имя числительное. Итак, мы с вами добыли новое знание. Определили тему урока и значение имени числительного. –
6. Запишем тему урока в тетради.
Эпиграф
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
(П. Чесноков)
В результате работы мы смогли прийти к определению имени числительного.
Читаем определение
Сообщение ученика о происхождении числительных.
- Сначала люди использовали для счета предметов только такие слова: один, два, три и много. Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать
Идем далее. Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать. Четыре десятка — ... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.
От пять десятков образовалось пятьдесят . От шесть десятков — ... (и так до 80, И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто. На Руси не было слова тысяча, а было другое слово — тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах. (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.)
У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч
Итак. Мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили. Какие цели урока мы сегодня поставим?
7. Отдохнём одну минутку, Как уютно в нашем классе,
Восстановим зоркость глаз. Нет печали, нет тревог.
Мы почувствуем всем телом, И продолжим мы трудиться.
Как тепло согрело нас. И продолжается урок.
Физкультминутка.
8. – За выполнение физминутки вам всем можно поставить «пятёрку». И вот опять проблема № 2 – пятёрка – это существительное? Мы можем решить эту проблему. Отличие числительных от других частей речи.
4. А вот еще какие группы числительных существуют:
10. Проблема № 4 – определение морфологических признаков и синтаксической роли. – 5 минут
- Как мы сможем узнать о морфологических признаках? (Просклонять, изменить по числам, родам)
1. Склонение числительного. Проверка.
2. Изменение по числам.
3. Определение рода
4. Определение числительных как членов предложения.
В дальнейшем мы узнаем об особенностях. ( Порядковые числ. изм. по родам и числам, количественные не измен. по родам и числам, за исключением числит. «один» и «два». Числительное «один» измен. по родам и числам, а числит. «два» измен. только по родам, причём форма мужского рода и среднего совпадает.)
11. – А теперь скажите «Как часто мы используем числительные в речи?»
( 8-е место по использованию) Примеры фразеологизм, пословиц.
Вы, теперь, наверное, догадались, что я и урок начала с сообщения «Это интересно» неслучайно, а потому что в оно содержало числительные. Легко ли употреблять их в речи?
Вывод.
12. Итог урока.
Итак, наш урок подходит к концу, давайте обсудим, с какими проблемами мы сегодня столкнулись? На какие вопросы искали ответы? Ответы детей: Мы открывали новое знание. Мы встретили слова неизвестной части речи, сумели дать формулировку новой части речи. Учились группировать имена числительные по разным основаниям. Выполняли самостоятельную работу по закреплению материала. Учились работать в группе.
13. Гёте сказал «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».
Рефлексия.
Сегодня я узнал(а)… У меня получилось….
Было интересно… Я выполняла… Меня удивило… Я поняла, что… Теперь я могу… Мне захотелось…
Я научился / научилась…
14. Домашнее задание
Наш урок подошел к концу. На дом вы получаете дифференцированное домашнее задание (раздаю карточки). Спасибо за урок.