СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку (коррекционная школа-интернат) «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку (коррекционная школа-интернат) «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже»»

ГОУ «Донецкая специальная школа-интернат №29»

Министерство образования и науки ДНР







Открытый урок по русскому языку:

«Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже»

в 8-Б классе













Подготовила и провела:

Учитель русского языка

Юрченко К.Ю.
















Донецк-2020

План-конспект открытого урока

по письму

Дата: 08.12.2020 Класс: 8-Б

Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

урока:39

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать навыки правильного согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже

Задачи урока:

Образовательные:

-  систематизировать существенные признаки имени существительного и имени прилагательного как части речи, повторить грамматические категории данных частей речи;

- развивать умение находить сочетания прилагательных с существительными в тексте, ставить вопросы от существительных к прилагательным, правильно употреблять в речи;

-формировать навыки проверять родовые окончания прилагательных и правильно их писать.

Коррекционно-развивающие:

-способствовать развитию связной речи, орфографической зоркости, фонематического слуха обучающихся;

- корригировать мыслительные операции анализа и синтеза в процессе выполнения упражнений, продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;

- обогащать словарный словарь обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

-  воспитывать у обучающихся познавательный интерес при изучении русского языка;

Методы:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос, объяснение);

  • Наглядные ( карточки, таблицы );

  • Практические (упражнения )

  • Поисковые (частично-поисковые);



Средства обучения: учебник «Русский язык, 8 класс» (авторы Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова), тетради, карточки с заданиями, таблица «Согласование имени существительного с именем прилагательным», предметы для игры «Волшебный сундучок», снежинки, ноутбук с презентацией

Ход урока


  1. Подготовительный этап.

  1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте?

Вы постарайтесь работать быстро, дружно, а самое главное – узнать много нового.

  1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к активной деятельности


Перед вами имена существительные, обозначающие положительные качества, которые необходимы каждому прилежному ученику:

усидчивость, аккуратность, сообразительность, внимательность, ответственность, активность.

Я уверена, что каждый из вас обладает теми или иными качествами, и пусть они помогут вам сегодня на уроке.

Предлагаю вам образовать от данных слов имена прилагательные. (Ученики называют прилагательные)

- Молодцы! Скажите, а почему я попросила вас образовать не глаголы, а имена прилагательные?

- Потому что мы изучаем эту часть речи.

Вспомните, что такое имя прилагательное.

(Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Как изменяются имена прилагательные?

(По родам, числам, падежам)

3) Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите на экран. Узнаёте ли вы произведение и его героев? - Это герои из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

- Вспомните мораль басни. Почему герои не смогли выполнить задание?

- Они не смогли договориться между собой.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука…

- А если, ребята, части речи начнут вести себя так же, как герои этой басни, то слова в предложении потеряют связь между собой, и наша речь будет несвязная, неграмотная. Вот почему для нас так важно изучать грамматику русского языка.

Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.


Давайте запишем тему урока в тетрадь.

-Ребята, а что означает слово «согласование»? Оно так похоже на слово «согласие». Часто мы слышим пожелание: «Живите в мире и согласии»

-Это значит, не ссорится, дружить, делать всё вместе, сообща.

- Действительно. В грамматике русского языка имена прилагательные тесно связаны с именами существительными. У них много общих признаков. А, каких? Мы сегодня с вами обязательно выясним и к концу урока их назовём.

II. Основной этап

  1. Усвоение нового материала. Работа с таблицей


Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным?

Действуй по следующему алгоритму:

  1. Работа с комментированием «по цепочке».

Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

Погода ... (дождливый,  дождливая, дождливое).

Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

Ветер ... (холодный, холодная, холодное).

Воздух … (свежий, свежее, свежая).

Облако.. (белый, белое, белая).

Солнце ... (яркий, яркое, яркая).

Настроение ... (радостный,  радостная, радостное).

Определи род и число имени прилагательного

От чего зависит род и число имен прилагательных? (Род и число прилагательных зависит от рода и числа имени существительного.)

Делаем вывод. Как прилагательное согласуется с именем существительным?

(Прилагательное согласуется с существительным в роде и числе.

  1. Работа у доски.

Обучающиеся достают из «Волшебного сундучка» предметы, обозначающие словарные слова:

апельсин, конфета, картофель, шоколад,  карандаш, морковь.

Задание: правильно записать слово, обозначающее этот предмет, придумать к нему прилагательное, соответствующего рода, род определить, задав вопрос; написать окончание придуманного прилагательного.

4) Дифференцированная работа

-обучающиеся 2,3 группы.

Раскройте скобки так, чтобы существительные и прилагательные не ссорились. Определите падеж.

Работа в тетрадях по карточкам.

(Новый) проблема, (темный) ночью, (хитрый) лису, о (добрый) подруге, (звонкий) голоса, (душистый) ландышу.

-обучающиеся 1 гр., №123 записать упражнение в тетрадь, соблюдая знаки препинания, придерживаясь правил каллиграфии.

Самопроверка.

- Поднимите руку, у кого задание выполнено без ошибок.

- У кого допущены ошибки? Какие?

- Как вы определили падеж имен прилагательных?

(Прилагательное стоит в том же падеже, что и существительное, к которому относится.)

- Как ещё согласуется прилагательное с существительным?

(Прилагательное согласуется с существительным в падеже.)

  1. Физминутка. Гимнастика для глаз

Жмуримся. Крепко-крепко зажмуриваем глазки на 4-5 секунд, затем открываем.

Изображаем крылья бабочки. Моргаем глазами, как бабочка машет крыльями. Движения должны быть без напряжения, быстро, легко и непринужденно.

Играем в светофор. Знаете, как мигает светофор на перекрестке? Давайте его изображать: закрываем поочередно то правый, то левый глазик.

«Тик-так». Глазами изображаем часики, смотрим вправо-влево, как тикает маятник.

Вверх-вниз. Голову держим прямо, смотрим глазками вверх, а потом вниз.

III. Заключительный этап.

  1. Закрепление полученных знаний. Творческая работа.

-обучающиеся 2,3 группы.




обучающиеся 1 гр.- соедини предмет с соответствующим вопросом.

2) Подведение итогов. Беседа на закрепление полученных знаний на уроке

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Какой вывод вы можете сделать по теме урока?

- Вспомним басню, про которую мы говорили в начале урока. Почему у героев Крылова ничего не получилось?

- Что надо уметь делать, чтобы избегать таких ситуаций в жизни?

- Как вы думаете, почему у нас всё получилось?

(Мы работали дружно, согласованно. Мы были единой командой, поэтому справились со всеми заданиями. Результат получается при согласованной работе.)


3)Рефлексия «Облако знаний»


- У каждого из вас на парте лежит снежинка. На доске – два облака (светлое и тёмное):

Если вам всё понятно было на уроке, то прикрепите «свою» снежинку к 1-му облаку, если остались вопросы – ко 2-му.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 и 3 гр. №125, выписать словосочетания сущ+прилагательное, определить род, число, падеж

1 гр. № 125-переписать, подчеркнуть имена прилагательные

5)Оценивание.

-Урок окончен. Желаю всем хорошего дня.

Список используемой литературы:

1.Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. , Коршунова Я. В. Русский язык 8 класс: рабочая тетрадь /Э. В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова.- М.: Просвещение, 2010

2. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2002

3. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-7 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под редакцией З.Н.Смирновой. Москва «Просвещение 1978.

4. Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение». Москва. 1970.