СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы. "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы. "»

11.02 5кл.

Тема:

Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы. Слова однозначные и многозначные.

Цель:

-познакомить учащихся с понятием «лексика» и «лексическое значение слова», с делением лексики на группы в зависимости от значения, происхождения, употребления в речи.

-выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки, развивать устную и письменную речь;

-воспитывать любовь к языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оснащение урока: мел, доска, толковые словари, интерактивный плакат «Лексика русского языка».

Ход урока

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Психологический настрой учащихся на работу

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!

II. Актуализация изученных раннее разделов русского языка

— Ребята, какие разделы русского языка мы уже изучили? (синтаксис, фонетика)

— Что вы о них знаете? (повторить определения)

— Прослушайте стихотворение и попробуйте определить, с каким разделом мы познакомимся сегодня?

Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране Лексикологии
Ищите те пути, которые Вас к знаниям
Помогут привести.



-Совершенно правильно. Давайте запишем тему нашего урока. Скажите, для чего нам нужно изучать этот раздел? (обобщение ответов учащихся, цели урока).

Минутка чистописания.( Ле оло оро)

III. Этап изучения нового материала

Дискуссия учителя и учащихся.

— А задумывались ли вы, сколько всего в русском языке слов?

1. Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».

Сколько же слов в русском языке?

2.Опережающее задание ученика:

Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

3. Применением интерактивного плаката «Лексика…»

Лексика — совокупность всех слов языка.(записать)

Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.



4. Работа со стихотворением Рыленкова о добрых словах.(читает ученица)

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным-
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

— Какова основная мысль текста?

5. Словарная диктовка (у доски уч-ся)

Пожалуйста, сердечный, здравствуйте, заботливый, нежный, спасибо, благодарю, будьте любезны, добрый день.

— Дополните эту группу слов «добрыми словами».

7. Ребята, чтобы употреблять слово, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. Например: словарь-книга, где собраны слова русского языка, машина-транспортное средство для передвижения.

Где мы будем искать значение слова, смысл которого нам непонятен?(В словарях)

Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).

Работа со словарем

Задание

Найти в толковом словаре объяснение значения слова «афиша»

3. Сообщение учащегося о В.И.Дале.(найти)



IV. Этап закрепления новых знаний

Откройте учебники на стр.27 п.45,просмотрите теоретический материал и скажите, что нового вы нашли. О чем мы не говорили?!



1. Лексический диктант

Обратимся к упр.457

Цель: напиши значение слова Жалюзи. В каком словаре вы ищете значение слов? Кто является создателем?

2.Самостоятельная работа по тексту упр.461

Цель: с одним примером составь несколько словосочетаний.



V. Проверка усвоения новых знаний

1. Повторить усвоенные на уроке понятия.

Лексика — ..
Лексикология — ...
Лексическое значение слова — ...
Лексикон — ...
Толковый словарь — ..
В. И. Даль —

2. Тест со взаимопроверкой.

1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре.
б) в словаре антонимов русского языка.
в) в орфографическом словаре.

2. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением.
б) лексическим значением.

3. Словарный состав — это:
а) все слова языка.
б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.

4. Словарный состав языка изучает:
а) фонетика.
б) лексика.
в) синтаксис.

5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) А.С.Пушкин.
б) Ильф и Петров.
в) В.И.Даль.

2. Взаимопроверка. Оценки.

VI. Подведение итогов

Когда изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова
И понимать, что есть у них значения
«Вода, огонь, старик, олень, трава».
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

VII. Домашнее задание

Выучить определения. Записать в тетрадь 2-3 словарные статьи из толкового словаря.

VIII. Рефлексия

  1. На уроке я узнал (а)...

  2. Мне понравилось...

  3. Своей работой на уроке я...

  4. Мое настроение...

  5. Домашнее задание мне кажется...