"Неопределенные местоимения". 6-й класс
1. «Рабочие программы. 5-9 класс. Предметная линия учебников Рыбченкова Л.М.» Просвещение 2013г
2. «Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс» Рыбченкова Л. М., Добротина И.Г. Просвещение 2013г
3.«Учебник русского языка в двух частях». Автор учебника: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. (Линия УМК «Рыбченкова Л. М. (5-9 классы)») Просвещение 2014г
Этапы урока | Элементы содержания | Цель этапа |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | – Добрый день! – тебе сказали. – Добрый день! – ответил ты. Нас две ниточки связали: Теплоты и доброты. – Ребята, начинаем урок русского языка. Будьте внимательны! – Запишите число, классная работа. Презентация. СЛАЙД 2 | Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 1. Решение кроссворда СЛАЙД 3 – Ответьте на вопросы кроссворда и поймете, какой части речи будет посвящен наш урок. 1. Принадлежащий мне (мой) 2. Возвратное местоимение в родительном падеже (себя) 3. Определительное местоимение, синоним местоимений КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ (ВСЯКИЙ) 4. Вопросительное местоимение КАКОЙ по порядку (КОТОРЫЙ) 5. Указательное местоимение, антоним местоимения ЭТОТ (ТОТ) 6. Отрицательное местоимение: НИ ТЫ, НИ Я, НИ ОН. (НЕКТО) 7. Определительное местоимение третья буква в нем – М (САМЫЙ) 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения КТО-ТО (НЕКТО) 9. Принадлежащий нам (НАШ) 10. Личное местоимение 3-го лица множественного числа. (ОНИ) 11. Неопределенное местоимение: неизвестно ЧТО (НЕЧТО) – Какое ключевое слово у нас получилось? (МЕСТОИМЕНИЕ) – Дайте определение местоимению. – Назовите разряды местоимений. 2. Работа со стихотворением – А вот о каком местоимении мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке, вы мне скажите чуть позже. СЛАЙД 4 Перед вами лежит стихотворение. Автор Юрий Коваль «На яхте» (СТРОЧКУ ПРОПУСТИТЬ ДЛЯ ТЕМЫ!) Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл, Летали какие-то чайки, О чём-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зеленые волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Наверно, какие-то люди Глядели уплывшему вслед, И кто-то, наверное, думал: “Скорей возвращайся назад.” И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти, Послушать, о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться, домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждет. – Запишите: – Кто плыл на яхте? (кто-то) – О чём кричали чайки? (о чем-то) – Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? (какие-то) – Какой дельфин в зелёные волны нырял? (какой-то) – К какому разряду относятся данные местоимения? (к неопределенным) – Итак, какому разряду местоимений будет сегодня посвящен наш урок? СЛАЙД 5 ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА: «НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» | Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
III. Постановка учебной задачи. | 1. Работа с кластером – Посмотрите на кластер и скажите, что нам уже известно, а чего мы еще не знаем о неопределенных местоимениях? СЛАЙД 6 – Какие цели перед собой поставим? 2. Цели урока: Научиться правильно писать неопределенные местоимения Учиться употреблять их в речи. | Цель этапа: учить ставить учебные цели |
IV.Построение проекта выхода из затруднения | 1. Работа с таблицей (РАБОТА В ПАРЕ) СЛАЙД 7 – Посмотрите на данную таблицу (Приложение). Заполните пустые места в таблице (затем работа проверяется устно) ? РАЗРЯД | НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОБРАЗОВАНЫ С ПОМОЩЬЮ… | ? | ? | ЕСЛИ ЕСТЬ ПРЕДЛОГ, ТО ПИШЕТСЯ…. | КТО | НЕКТО КОЕ-КТО | КТО-ТО КТО-ЛИБО КТО-НИБУДЬ | КОЕ У КОГО КОЕ С КЕМ КОЕ О ЧЁМ | КАКОЙ | КОЕ-КАКОЙ | КАКОЙ-ТО | КОТОРЫЙ | НЕКОТОРЫЙ | КОТОРЫЙ-ЛИБО | СКОЛЬКО | НЕСКОЛЬКО | СКОЛЬКО-ТО | ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА НА СТР. 82 2. Словарная работа СЛАЙД 8 В таблице нам встретилось местоимение НЕКТО. Дайте лексическое толкование НЕКТО – 1) Некий человек, кто-то. 2) Кто-то малоизвестный (обычно в сочетании с именем, фамилией, кличкой) Придумайте и запишите сложное предложение с этим местоимением. 3. ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 9-14 | Цель этапа: выявление места и причины затруднения. |
V. Первичное закрепление. | 1. Замените выделенные местоимения синонимичными, более свойственными разговорной речи. СЛАЙД 15-16 Друг рассказал мне нечто интересное (что-то) Некто забыл дома тетрадь (кто-то) Дай мне что-либо почитать (что-нибудь) 2. Творческое списывание Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. 1. Поздно вечером … постучался к нам. 2. На берегу реки росла … пышная зелень. 3. Расскажите … о вашей поездке по стране. 4. Товарищ вытащил из шкафа … книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге … черное. - Объяснение правописания неопределенных местоимений. 3. Цифровой диктант СЛАЙД 17-18 Раздельное написание местоимения – 1, через дефис – 2. Беседовал кое(с)кем, с кем(нибудь) посоветуйся, встретишь кого(нибудь), догадайся кое(о)чем, кое(кого) не было, приобрести что(либо). Ответы: 1, 2, 2, 1, 2, 2. | Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях, проговаривание алгоритма действия. |
VI. Самостоятельная работа | 1. Словарный диктант (работа с карточкой) РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ (дети выбирают уровень сами) УРОВЕНЬ на «3» Прочитайте текст. Обозначьте неопределённые местоимения. Объясните, как пишутся неопределённые местоимения. Кое с кем это уже случалось, кое у кого совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться. УРОВЕНЬ на «4» Пос...дить какие(нибудь) р...стения; слыш...ш(ь) какой(то) ш...рох; р...здают(ь)ся чьи(то) шаги; проч...тать что(либо); что(то) бл...стит; пр...обрести (кое)какие вещи; пр...бывать в каком(то) (не)доумени...; кое(в)чем (не)согласит(ь)ся; встрет...шь кого(нибудь). УРОВЕНЬ на «5» (Не)произвел (н...)какого впеч...тления; н...(на)что ра(с, сс)читывать; (н...)чего пр...обрести; ра(с, сс)казать (н....)что интересное; (н...)чем (не) интересуется; н...(у)кого (не)вызвал восторга; (не)боит(ь)ся (н...)каких пр...пятствий; (н...)чем (не)уд...вишь; н...(с)чем сравнить; н...(у)кого (не) был; (н...)кого ра(с, сс)просить; н...(к)кому сп...шить; н...(с)кем пр...рекат(ь)ся; н...(перед)чем (не) пр...клонят(ь)ся; (н...)кого (не) пр...зирать; (н...)кому (н...)чего (не) расскажу. | Цель этапа: проверить умение применения нового знания в типовых заданиях. |
VII. Итог урока | - Какие цели ставили в начале урока? - Чему научились? | Цель этапа: подведение итога урока |
VIII. Рефлексия деятельности | - Встаньте, если у вас хорошее настроение. - Повернитесь налево, если вы считаете, что в неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка – не всегда под ударением. – Повернитесь направо, если неопределенные местоимения указывают на неизвестные, неопределенные лица, предметы, их признаки. – Повернитесь прямо, если местоимение НЕКТО имеет форму только И.п. – Хлопните в ладоши, если местоимение НЕЧТО имеет форму только И.п (НЕТ!!!) – Поднимите руки вверх, если неопределенные местоимения с приставкой кое-, суффиксами то-, либо-, нибудь- пишутся слитно (НЕТ!!!!) – Сядьте на своё место, если вы считаете, что тему поняли. | Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. |
IX. Домашняя работа | По выбору: упр. 475 или 476 Дополнительная отметка: «Составьте из 20 слов словарный диктант на тему "Неопределённые местоимения» | |