СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Три типа склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение."

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке учитель даёт общее представление о типах склонения,знакомит с алгоритмом "Как определить склонение имени существительного", развивает память, внимание, мышление.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Три типа склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение."»

Русский язык


Дата _________ Урок ________


Тема: Три типа склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение.

Тип урока: открытие нового знания

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных;

Ввести понятие склонения имён существительных;

Разработать алгоритм для определения склонения существительных.

Задачи:

Образовательные:

формировать навык правильного и красивого письма;

формировать понятие о типах склонения имён существительных;

повторять правила правописания слов.

Развивающие:

развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

развивать устную и письменную речь учащихся.

анализировать и классифицировать, слушать товарищей,

побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

Воспитательные:

создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;

воспитание культуры общения со сверстниками;

содействие формированию этических норм поведения на уроке;

воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;

Планируемые УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных; развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, группе, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные: выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Ход урока:

І.Оргмомент ( 1 мин)

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

ІІ. Актуализация знаний ( 8 мин)

- Много тайн хранит великий и могучий русский язык. Сегодня нас ждёт новое открытие на уроке русского языка.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

2.1.Минутка чистописания. ( слайд)

– Прочитайте буквосочетания. Где звуков больше, чем звуков ? Почему? Запишите их.

От, ол, ок, ет

Выполняют чистописание.

2.2. Зрительный словарный диктант. ( слайд)

Автомобиль, пассажир, командир, календарь, сирень, желать, берег, портрет.(Взаимопроверка по слайду).

- Какое слово лишнее в словарном диктанте?

Устный звукобуквенный анализ слова желать.

2.3. Фронтальный опрос ( слайд)

-Сейчас мы вспомним, что знаем об имени существительном. Игра «Закончи предложения(слайд)

Имя существительное -…

Имена существительные бывают -…

Число имен существительных -…

Род имен существительных-…

В русском языке падежей-…

ІІІ. Введение в тему. Сообщение темы и целей урока.( 4 мин)

- Прочитайте тему урока. Значение какого слова вам не совсем понятно? ( слайд)

-Послушайте сказку:

Жила-была на свете одна страна. Называлась она Существительное. И было ней было три города: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение. Всеми жителями Существительного управлял король. Он относил всех к мужскому, женскому или среднему роду, а затем решал, кто в каком городе будет жить. В первый город он заселял жителей мужского и женского рода, чьи имена оканчивались на А и Я. Самые известные в Первом склонении были Мама, Папа, Тетя и Дядя. Во второй город король заселял жителей мужского рода, имена которых были с нулевым окончанием, и среднего рода, чьи имена заканчивались на О и Е. Во Втором склонении жили и Окно, и Море, и Конь, и другие. А в третий город король заселял только дам. Их имена были с нулевым окончанием. Всем были известны девушки с именами Печь и Степь. Жили все счастливо, не ссорились, пока однажды в страну не приехали новые жители. Их было двенадцать: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя. Расселил их король по трем городам, и жизнь продолжилась. Но недолго страна была в покое. Участились ссоры, скандалы, конфликты. По стране ходили различные слухи. И виной всему были новосёлы. Король был сильно обеспокоен тем, что случилось. Раньше была тихая, мирная страна, а сейчас даже гражданские войны начались! Король понял, что все дело в неверном расселении. И решил он создать село Разносклоняемое, куда отправил двенадцать новоселов. С конфликты между жителями прекратились. И стали они жить-поживать да добра наживать

Постановка проблемы. ( слайд)

- Прочитайте предложение.

Автобус едет по улиц_ и по площад_ .

- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж. Что можно сказать об окончаниях? (они должны быть одинаковые.) Какие? (Дети высказывают свои предположения.)

Автобус едет по улице и по площади .

- Какие вопросы возникают?

(почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

IV. Открытие учащимися нового знания.( 8 мин)

-На столе у вас листочки со словами ( работа в парах)

- запишите два существительных женского рода (страна, земля)

- мужского рода (Слава, дядя)

- слова среднего рода (окно, поле, огонь)

- оставшиеся слова (печь, степь)

- Следующее задание: выделите окончания в своих словах.

- Сравните окончания существительных женского, мужского и среднего рода и сделайте вывод.

В ы в о д: у имён существительных женского и мужского рода одинаковые окончания в начальной форме.

Работа с таблицей ( у каждого на парте)

В ы в о д:

- Сколько же в русском языке склонений имен существительных?( Три).

-Прочитайте в учебнике, что ещё называют склонением? (с.89)

- Как определить склонение имени существительного, что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

- Вернёмся к нашему предложению. Почему у существительных женского рода дательного падежа разные окончания?

(Эти существительные относятся к разным склонениям. Слово улица – 1 склонение, площадь – 2 склонение.)

Физминутка.

V. Первичное закрепление. ( 10 мин)

Работа по учебнику.

Упр. 154 ( работа у доски)

- Какие слова вы записали, какого они рода, в каком числе употреблены?

- Обратите внимание, что окончание –а- пишется в словах после твердых согласных, окончание –я- - после мягких согласных.

- Значит, какие имена существительные относятся к 1-ому склонению.

- Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике.

Составим предложение со словом лиса. Запишем это предложение и выполним синтаксический разбор предложения.

Морфемный разбор слова в лесу.

VI. Самостоятельная работа. ( 2 мин) ( слайд)

Спиши имена существительные, выдели окончания у имен существительных 1 склонения.

Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.

VII.Итог урока ( 1 мин)

-Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?(ответ уч-ся)

- В задаче всегда должен быть ответ.

- Можем ли мы сказать, что нашли ответы на наши вопросы?

-Как определить склонение у существительных единственного числа? (составление алгоритма)

VIII. Рефлексия учебной деятельности. ( 1 мин) ( слайд)

- Для чего нужно уметь определять склонение имен существительных?

- Оцените свою работу на уроке условными знаками.

IX. Домашнее задание. С.89, 90 правило, выполнить упр.156















































Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.

Страна, окно, печь, земля, поле, огонь, степь, Слава, дядя.



Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.





Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.





Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.

Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.

Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.


Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать, дедушка, Коля.

















1