СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 10 кл "Фразеологизм"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уметь находить лексическое значение фразеологизмов, употреблять их в речи и на письме, сравнивать казахские и русские фразеологизмы, дебатировать по теме.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 10 кл "Фразеологизм"»

КГУ «Юбилейная средняя школа»

























10 класс





Учитель русского языка и литературы: Топчая В.Н.















2016-2017 учебный год



Урок русского языка

Раздел «Лексика и фразеология»

Тип урока

Закрепление теоретических и практических ЗУН

Тема урока

Фразеология


Приёмы

«Кубизм», «Шесть шляп»

Ссылки

Презентация «Фразеология»

Общие цели

Обобщить понятие о фразеологии

Результат обучения

Уметь находить лексическое значение фразеологизмов, употреблять их в речи и на письме, подбирать синонимы, антонимы и омонимы к ним, сравнивать казахские и русские фразеологизмы, дебатировать по теме.

Ключевые идеи

Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать в группах

І. Организационный момент

1. Вступительное слово учителя (психологический настрой) «Круг радости»

Учащиеся, взявшись за руку руки, посмотрев на своего товарища, говорят ему пожелания)

ІІ. Опрос домашнего задания

2. Работа с толковым словарем

Растолковать лексическое значение слов:

1. Человек, который противится нововведениям - консерватор

2. Направление развития - тенденция

3. Система взглядов на природу и общество - мировоззрение

4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово - демократия

ІІІ. Эпиграф


... Нет слова, которое было бы

так замашисто, бойко, так

вырывалось бы из-под самого

сердца, так бы кипело и

животрепетало, как метко

сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь

ІV. Приём «Кубизм»

Шесть заданий




































































































Деление детей на группы происходило следующим образом: учащиеся вытягивали жетоны трех цветов и делились по цветовой гамме.

Затем учитель бросал кубик перед каждой группой и цифра на кубике означала их групповое задание.

Первой группе выпал №2 «Сравнение»

Сравнить казахские и русские фразеологизмы, подобрать их по смыслу.

Бармағынан бал тамған синяя птица

Қоян жүрек по горячим следам

Қол созым жер черным по белому

Жылы ізді суытпай желторотый птенец

Жыл құсындай золотые руки

Өзі бий, өзі қожа вольная птичка

Жайға таңба басқандай рукой подать

Алтын той золотая свадьба

Сары ауыз балапан заячья душа

Арманның ақ құсы первая ласточка





Второй группе выпала цифра №4

Придумать небольшой рассказ от имени цветка, с употреблением фразеологизмов

.



Работы детей Работа Жанбуршинова Аида

Жил был цветок от горшка два вершка. Вставал он ни свет ни заря, а вечером начинал клевать носом и запирался в своем бутоне на семь замков.

Так бы он и рос и вырос бы выше «александрийского» столба, если бы не сорви голова, который бежал сломя голову и не наступил бы на него.

- Я прошу вас, дети не наступайте на меня!







Работа Кайрбекова Акмарал

Я цветок, который живет душа в душу со своими хозяивами, не буду кривить душой, но положа руку на сердце, скажу, что поливают меня хоть караул кричи, что хочется протянуть ноги, но я должен чистить воздух, чтобы люди дышали в обе ноздри.

Поливайте меня, пожалуйста, почаще!

Работа Миронова Оля

На окне стоял цветок, которому пыль коромыслом была, как горох об стенку, все до лампочки. Его даже забывали поливать, а если поливали, то заливали до носа. Так что, знайте, пожалуйста, меру, когда поливаете цветы!

Третьей группе выпала цифра №3 «Изобрази»

Выносят на рисунок 4 фразеологизма – медведь на ухо наступил, кот наплакал, как кошка с собакой, брать быка за рога.



V. Игра «Пантомима»

Показать жестами, мимикой какой-нибудь фразеологизм от каждой группы, ученики должны были отгадать и назвать фразеологизм.





































































































(По второму кругу бросают кубик) Первая группа №5

Расшифровать фразеологизмы c помощью алфавита.

36, 26, 1, 20, 30, 13, 1, 17, 26, 21, 15, 1, 21, 26, 10 –

вешать лапшу на уши;

5, 6, 18, 8, 1, 20, 30, 33, 9, 29, 12, 9, 1, 9, 21, 2, 1, 14, 10 – держать язык за зубами;

9, 1, 20, 18, 10, 5, 6, 3, 33, 20, 30, 9, 6, 14, 6, 13, 30 –

за тридевять земель;

3, 19, 20, 1, 3, 13, 33, 20, 30, 19, 17, 10, 24, 29, 3, 12, 16, 13, 7, 19, 1 – вставлять спицы в колеса.

Вторая группа №6

Дебаты «Нужны ли нам фразеологизмы?»

Третья группа «Исследование

Их задача собрать воедино свои знания по теме. Эта группа рассказала о фразеологизмах и их признаках, о фразеологических единствах:

прямое значение, которое может отделяться отдельными словами;

источники русских фразеологизмов: исконно-русские, старославянские, латинские и греческие, западноевропейские.

а) Признаки фразеологизмов:

  1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию, слова теряют свою смысловую самостоятельность.

  2. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

б) Исконно-русские: топорная работа, зеленая улица, и т.д.

Старославянские: притча в языцех, ищите и обрящете.

Латинские и греческие: терра инкогнита, авгиевы конюшни.

Западноевропейские: синий чулок (англ.).

VI. Задание на дом

Составить антонимические пары, синонимические и омонимические ряды фразеологизмов.


VII. Оценивание


Проводили оценивание по пятибальной системе.



ФИ ученика

ІІ д/з

IV

Прием «Кубизм»

Итог



1

2

3

4

5

6


1. Жанбуршинова Аида

5




5


5

15

2. Кайрбекова Акмарал


5

4

5




14

3. Миронова Ольга

4


4


4



12



10-15 баллов – «5»

8 – 9 баллов – «4»

5-7 балла – «3»



VIII. Рефлексия «Шесть шляп»

Индивидуальная работа

«Белая шляпа» - чистый разум или трезвое мышление; «Красная шляпа» - эмоции, внезапное прозрение; «Черная шляпа» - одна, чтоб не размножались, пессимист; «Желтая шляпа» - «позитивное» Солнышко, оптимистичный взгляд на будущее;

«Зеленая шляпа» - шутовской колпак, полет фантазии; «Синяя шляпа» - организатор всего процесса, координаторы.

(Дети высказываются по уроку, одевая шляпы по очереди)