СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся 11 класса к сочинению ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 11 классе»

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе

 

Тема урокаПодготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ЕГЭ.

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста


Задачи:

1. научить понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;

2. логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

3.  научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;

4. аргументировано выражать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, документ - камера

3) листы формата А 4, маркеры;

Ход урока

 

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).

Учитель: По отношению к любви с первого взгляда люди делятся на две категории. На тех, кто испытал такую любовь на себе и тех, кто с ней не знаком. Причем вторые к первым относятся со скрытым подозрением в том, что "первые" лукавят. Мол, не хватает в жизни романтизму, вот и выдумывают всякую чушь... Хотя, если быть точнее, то вторая категория тоже делится на две группы: на тех, кто верит в любовь с первого взгляда и тех, кто ее не признает. Тут все совсем просто (с точки зрения вторых): первые - наивны, вторые - умудрены опытом. Но как расплата за эту надменность  никому из представителей второй группы, в силу действенности психических механизмов самовнушения, никогда не испытать это божественное чудо природы, этого вдохновенного, ни с чем не сравнимого состояния полета наяву. Впрочем не будем столь жестокими - "ПОЧТИ никому". Ведь даже суровые механизмы самовнушения иногда бывают бессильны перед взрывающейся, как пружина изнутри, и неотвратимо заявляющей о себе новой реальностью - реальностью любви с первого взгляда...




 Любовь с первого взгляда 
Внезапный трепет легкого волненья,
Вдруг проскользнул в душе, как ловкий вор,
Я, встретив взгляд твой на одно мгновенье,
Успел прочесть небесный «приговор».
 
О том, что этот трепет разрастется,
И заслонит весь горизонт собой,
И ось земная тихо развернется,
Завертит мир вокруг тебя одной.
 
О том, что скоро все, чем жил доныне,
Рассыплется бессмысленной трухой.
О том, что прежде - я бродил в пустыне…
Что жил во сне. Что это жил - другой.
 
О том, что скоро мир мой, как по нотам,
В цветах, озвученных лишь красотой,
Взметнет меня к немыслимым высотам,
Где всё - Любовь. Где всё - живет Тобой.
 
Где мысли все приводят к откровенью,
Что мир тобой оправдан весь, сполна.
Где я, как летописец вдохновенья, -
Сиянья твоего лишь сторона.
 
Ну, а пока – лишь легкий трепет чувства
Взволнованно промчался вскользь души
Преддверием грядущего безумства…
И к исполненью «приговор» спешит!
( Владимир Верхонин)



-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка.

-Почему? - спросите вы. А потому, что я хочу его начать со стихотворения. А потом вы на листочках - сердечках продолжите фразу «Любовь – это …», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием.  

2. Сообщение темы урока и цели

- Я надеюсь, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

Ученик:

- Мне кажется, что мы сегодня на уроке будем говорить о чувстве, которое каждому приходится когда-нибудь испытать – о любви.

Учитель:

- О том, что такое любовь, как она возникает, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.

Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями (критерии на парте)

Слайд (с критериями)

Учитель:

- Вспомним композицию сочинения-рассуждения

- У вас на столах разложены карточки, на которых написаны основные части сочинения – рассуждения. Вам необходимо их распределить в строгой последовательности, соответствующей композиции.(работа в парах)



План и образец сочинения ЕГЭ по русскому языку в новом формате.

Первый абзац: введение проблемного вопроса, заявленного в качестве темы, в сочинение

Второй абзац: о чём собственно текст + позиция автора

Третий абзац: первый пример-иллюстрация, показывающий, что дало нам возможность понять точку зрения автора

Четвёртый абзац: второй пример с теми же параметрами

Пятый абзац: их связь (дополнение, противопоставление, сравнение, причинно-следственная связь)

Шестой абзац: моё согласие/несогласие с позицией автора с подтверждением иллюстрацией (в соответствии с уточнёнными требованиями)

Седьмой абзац:  заключение (вывод)



А один уч-ся работает у доски, выстраивает названия частей в строгом соответствии (Вступление - Проблема – Позиция А (автора)–  Комментарий-  Позиция Я (собственная) – Аргумент – Вывод).

Слайд 4 (На первом этапе работы с текстом..)



Учитель: В центре внимания Ф.А. Вигдоровой находится следующий проблемный вопрос: «Как зарождается любовь в сердце человека?»

-На первом этапе работы с текстом очень важно понять проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).



-Для анализа я предлагаю вам текст Фриды Вигдоровой , который находится у вас в сборнике для подготовки к ЕГЭ

Фрида Абрамовна Вигдорова - русская советская писательница, журналистка и правозащитница

- Сейчас прочитаем текст Фриды Вигдоровой по цепочке (чит. подгот. ученики)

Для этого еще раз прочитаем вопрос, на который нам предстоит ответить:



«Как зарождается любовь в сердце человека?»



Текст

(1)Саша сидела во дворе и готовилась к выпускным экзаменам: она учила физику.

(2)Много раз вместе со своими одноклассниками Саша обсуждала проклятый вопрос: могут ли дружить мальчик с девочкой? (3)Почти все говорили:
— Да, могут.

(4)Ну хорошо, дружба возможна. (5)А возможна ли любовь? (6)А что такое любовь? (7)А бывает любовь с первого взгляда? (8)Судя по «Евгению Онегину», бывает. (9)Но ведь Писарев подвергал сомнению чувство Татьяны и смеялся над ним?

(10)Нет, Саша считала, что любви с первого взгляда быть не может. (11) А что для любви нужны: а) взаимное уважение; б) общность взглядов.

(12)А для этого, в свою очередь, нужно знать друг друга, иначе как поймёшь, общие ли у тебя взгляды?

...(13)И вот на учебник физики упал букетик ландышей. (14)За решёткой двора стоял молодой лётчик. (15)Он смотрел на Сашу. (16)Потом он поднял руку и стянул с головы пилотку, тёмные волосы рассыпались и упали на лоб. (17)Из-под тёмных
бровей смотрели глаза — коричневые, большие и тёплые. (18)Стояла ранняя весна, но лицо было обветренное, загорелое, и особенно белыми казались зубы, в мгновенной улыбке осветившие лицо.

(19)Было странно, что он был в военной форме, — перед Сашей стоял юноша, почти её ровесник. (20)Рукава гимнастёрки были чуть коротковаты, и большие сильные руки как будто выросли из них.

(21)Она подошла к решётке, из-за решётки обдал её всё тот же коричнево-ясный, светлый взгляд. (22)Губы были твёрдого, чистого рисунка, а ресницы длинные, как у девушки.

— (23)Как вас зовут? — спросила Саша.
— (24)Андрей. (25)А вас?
— (26)Заходите к нам, — сказала она вместо ответа. (27)Она и вправду могла произнести так: этот двор принадлежал ей — и двор, и скамейка, и каштан.

(28)Он сел на скамейку, и оба разом замолчали. (29)Стало неловко. (30)Оба почувствовали это и почему-то засмеялись. (31)И Саша поняла, что общность взглядов у них полная. (32)И ещё Саша поняла, что любовь с первого взгляда бывает.

(33)Что долго рассказывать? (34)Экзамены прошли вверх ногами. (35)Саша сдавала их, но она больше ничего не учила — ни биологию, ни историю, ни алгебру.

(36)Она никогда не думала, что можно так бездумно и легко дойти пешком от Серебряного переулка до Воробьёвых гор. (37)Они шли и молчали. (38)Иногда, поднимая голову, она видела рядом смуглый мальчишеский профиль, твёрдый подбородок, как будто давным-давно знакомую твёрдую линию губ. (39)И она спрашивала себя: как я жила прежде? (40)Как будто можно называть жизнью завтрак, обед, школу, учебники.

(41)Они шли рядом, но он не брал её под руку. (42)И она отстранилась, когда случайно, при переходе через улицу, её плечо коснулось его руки.

(43)И вот были сумерки, над головой шелестели деревья Нескучного сада, а под ногами шуршал песок дорожек. (44)Его рука чуть приподнялась и опустилась.

(45)Затаившись, испуганная Саша ждала. (46)И опять поднялась рука, рождая страх и надежду, робко, нежно коснулась Сашиной руки и, осмелев или, может, отчаявшись, крепко сжала Сашины пальцы.

(47)Так вот чего она ждала! (48)Так вот что ей было надо! (49)И будто услышав, Андрей уже не отпускал её руки. (50)Они шли, как двое детей, по дорожкам сада, держась за руки, не глядя друг на друга, по новой, только что открывшейся им стране.

(51)И вдруг, как гром среди ясного неба, раздался свисток. (52)Перед ними стоял милиционер. (53)Он глядел сурово, и голос его звучал холодно, когда он сказал:
— Попрошу освободить территорию, парк закрывается!

(54)Снова они попали в шум улицы, в сутолоку машин, в толпу. (55)Но их страна была обитаема, они были не одни. (56)Саша вдруг поняла: в этом большом городе, где шла, не останавливаясь, своя, деловая жизнь, было много влюблённых.

(57)Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров, шли по улицам, взявшись за руки. (58)Их толкали, им говорили: «Да посторонитесь, загородили дверь!»

(59)На них оглядывались. (60)Но они ничего не замечали, ничего не видели.

(61)Похоже было, что страну влюблённых окружала невидимая высокая стена и над ними были не властны ни милиционер, ни дворник, ни прохожий, ни чужая насмешливая улыбка, ни машины, которые так и норовили сбить их с ног.

(По Ф. А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915—1965) — советская писательница, журналист.



- Какого стиля речи этот текст? (художественный). В текстах художественного стиля, как правило. Позиция автора подразумевается. Ее нужно формулировать самим.

- На что мы будем обращать внимание при чтении текста, чтобы определить позицию автора? (на поведение героев, их поступки. Если в тексте есть диалог или монолог, то следим за речью «хорошего героя» (тот, который выражает авторскую позицию) обычно говорит больше и убедительнее остальных.

Автор всегда на стороне того героя, который совершает правильные, хорошие поступки. )

- Читаем текст еще раз и делаем пометки в рабочих листах.

-Следуя за логикой повествования, определите, как зарождается любовь в сердце человека. (Зарождение любви в сердце человека – это великая тайна, ведь это чувство невозможно предсказать, объяснить с помощью разума. Оно появляется внезапно, и в эту минуту люди безошибочно понимают, что полюбили.)

- В каких предложениях мы найдем подтверждение этому?

- Сформулируйте и запишите позицию автора, пытаясь ответить на вопрос « Как зарождается любовь в сердце человека? Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте записанную вами авторскую позицию.



Музыкальная пауза



- Перейдем к комментарию. Что включает в себя комментарий? ( два примера-иллюстрации из текста и пояснение к ним)

Слайд



















- Обратимся к тексту и посмотрим на отношение Саши к любви сначала? (Изначально Саша не верила в любовь с первого взгляда. По её мнению, для настоящей любви необходимы взаимоуважение и общность интересов. Разве можно полюбить человека, которого совсем не знаешь? )

- Какой вывод можно сделать? (Писательница отмечает, что её героиня пыталась объяснить чувство любви логически, потому что сама ещё ни разу его не испытывала)

- Что девушка почувствовала, когда встретила летчика? (Когда девушка встретила лётчика, то сразу поняла: «общность взглядов у них полная». Они ещё только познакомились, успев узнать лишь имена друг друга, а любовь уже начала зарождаться в сердце Саши. Это случилось совершенно неожиданно, без участия разума.)

- Какой микровывод можно сделать? (Этот пример доказывает авторскую мысль о том, что любовь невозможно предугадать).

- А теперь перейдем к смысловой связи.

- Какие вы знаете виды смысловой связи? (следствие, причина, противопоставление, сопоставление, сравнение, дополнение, пояснение и т. п.)

- Связь засчитывается , если она названа корректно( Существительными или глаголами), а также проанализирована.
- Какая же связь между этими примерами?( противопоставление)

- Используя шаблон, пропишем связь между примерами и поясним ее.

(Приведённые примеры противопоставлены друг другу. Когда Саша не знала, что такое любовь, она не верила в её внезапность и необъяснимость. Но жизнь заставила её переоценить прежние взгляды и понять, что это чувство познаётся на высшем, интуитивном уровне).
- Прочитайте, как вы написали смысловую связь.

- Сформулируйте свою позицию и запишите её.

-В сочинении необходимо сформулировать свое отношение к позиции автора текста, согласившись или не согласившись с ним, обозначить свое мнение по проблеме текста и обосновать , приведя пример-аргумент.

Ваша задача – продумать аргумент своего сочинения рассуждения. Вспомните произведения классиков, высказывания великих людей, пословицы и поговорки о любви.

- Каких героев и из каких произведений вы вспомнили, у которых любовь возникла так же внезапно, как и у Саши, главной героини текста. ( Татьяна Ларина из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Ася из повести Тургенева И.С. «Ася»

Итог урока.

- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в

конце своего сочинения?

Учитель: 

Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

(Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.)



Домашнее задание:

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-рассуждение.

 

Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению.И всё это за 40 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.

Благодарю вас за плодотворную работу.



 Слайд

Рефлексия.

Продолжите предложения

  • Для меня это важно и интересно …

  • Я получил конкретные рекомендации…

  • Мне было трудно (не понравилось)…

  • Моя оценка психологической атмосферы…

  • Для меня было недостаточно…





Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Как зарождается любовь в сердце человека?»

Сочинение


В центре внимания Ф.А. Вигдоровой находится следующий проблемный вопрос: «Как зарождается любовь в сердце человека?»


Позиция автора прямо не выражена, но она прослеживается в логике повествования. Зарождение любви в сердце человека – это великая тайна, ведь это чувство невозможно предсказать, объяснить с помощью разума. Оно появляется внезапно, и в эту минуту люди безошибочно понимают, что полюбили. Приведу примеры из текста, раскрывающие авторскую позицию.

Ф.А. Вигдорова подчёркивает, что изначально Саша не верила в любовь с первого взгляда. По её мнению, для настоящей любви необходимы взаимоуважение и общность интересов. Разве можно полюбить человека, которого совсем не знаешь? Писательница отмечает, что её героиня пыталась объяснить чувство любви логически, потому что сама ещё ни разу его не испытывала.

Однако, когда девушка встретила лётчика, то сразу поняла: «общность взглядов у них полная». Они ещё только познакомились, успев узнать лишь имена друг друга, а любовь уже начала зарождаться в сердце Саши. Это случилось совершенно неожиданно, без участия разума. Этот пример доказывает авторскую мысль о том, что любовь невозможно предугадать.

Приведённые примеры противопоставлены друг другу. Когда Саша не знала, что такое любовь, она не верила в её внезапность и необъяснимость. Но жизнь заставила её переоценить прежние взгляды и понять, что это чувство познаётся на высшем, интуитивном уровне.

Не могу не согласиться с точкой зрения Ф.А. Вигдоровой. Действительно, любовь зарождается в сердце человека совершенно неожиданно, как это случилось, например, с Татьяной Лариной – героиней пушкинского «Евгения Онегина». «Пора пришла – она влюбилась», – вот так поэт описывает изменения, произошедшие в сердце девушки. Евгений Онегин – это её любовь с первого взгляда, и очень сложно объяснить, почему именно он вызвал у неё такую сильную симпатию.

Таким образом, любовь – это действительно тайна, и едва ли кому-нибудь под силу её разгадать.

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915—1965) — советская писательница, журналист.