Тема: Лексика
Цели: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, познакомить учащихся с разделами лексики, способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики; формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, содействовать развитию орфографической зоркости, активизации словаря, познавательного интереса, способствовать воспитанию гражданственности, формированию чувства ответственности, сотрудничества, коммуникативности при коллективных формах работы.
Формируемые УУД: (познавательные)- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
(Коммуникативные)-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра;
(Регулятивные)-постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание и качества и уровня усвоения материала;
(Личностные) нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Вид урока: урок-игра
Методы: словесный, практический, наглядный, репродуктивный, самоорганизации, эвристический
Оснащение: ММК, презентация «Лексика», кроссворд для работы в группах «Лексика», сигнальные карточки – жёлтого и зелёного цвета -смайлики с улыбками, индивидуальные памятки учащихся, фонограмма «Шум моря» - для эмоционального настроя, напечатанные слова для словарно-орфографической работы с пропущенными орфограммами , текст «Одинокий путник» для работы в парах , индивидуальные разноуровневые тесты для учащихся по теме «Лексика»
Ход урока:
1. Организационный этап
Величайшее богатство народа - его язык.
Шолохов Михаил Александрович
-О чём это высказывание?
-Покажите сигнальную карточку жёлтого цвета с весёлым смайликом, если вы готовы к сотрудничеству на уроке или зелёную сигнальную карточку с грустным смайликом – если не готовы к работе (краткий анализ)
2.Проверка домашнего задания(упр.101, стр. 61)
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний
Сообщение темы, целей через кроссворд (работа в группах ) – актуализация знаний
-Узнать тему сегодняшнего урока поможет кроссворд, который вы разгадаете в группах.
-Какие правила нужно соблюдать при работе в группах?


1.Устойчивые выражения.
2. Что бывает устной и письменной?
3. Раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.
4. Слова, различные по звучанию, но близкие по значению.
5. Одинаково звучащие слова, но различные по значению.
6. Изучает начертания букв и их виды.
7. Слова с противоположным значением, написанием и произношением.
-Какое слово ключевое получилось? (ЛЕКСИКА) - СЛАЙД №1
Сегодня мы совершим путешествие по разделам удивительной науки «Лексика» . Компасом будут служить ваши знания.
Урок наш начнём с эмоционального настроя . Закройте глаза и представьте: море, волны плещут (эмоциональный настрой) – фонограмма «Шум моря»
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике
Ищите те пути,
Которые вас к знаниям
Помогут привести.
-Какие могут быть трудности на уроках русского языка?
-Что нужно знать на уроках русского языка?
-Что нужно уметь?
Словарно-орфографическая работа (слайд №7) (учащиеся по одному, вставляют пропущенную орфограмму, комментируют, объясняют)- язык, голова, трусость, отчаянный,витязь.
-Запись слов в тетрадь.
-Мы посетим науку «Лексика», где расположились её разделы (СЛАЙД№2)
3. Этап усвоения новых знаний
-Лексика – это наука, которая есть в любом языке, состоит из разделов, которые изучают и контролируют: ( таблички-опоры)
Л- ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СТИЛИ РЕЧИ
Е- АРХАИЗМЫ И НЕОЛОГИЗМЫ
К- ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
С- ОМОНИМЫ
И- СИНОНИМЫ
К- АНТОНИМЫ
А- ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
-Значение большинства разделов вам знакомо. Название каких разделов вам неизвестно? (архаизмы и неологизмы)
-Вспомните слова, где есть корень –арх (архитектор, архивариус, архив, археолог, архитектура)
- Как думаете, что может означать слово «архаизмы»? (это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом)
-Найдите среди слов, записанных на доске(кибитка, менеджер, карета, уста, глаголет ,бизнес, скутер, рокер, клип,) слова-архаизмы. Подберите синоним к этому слову.
Физкультминутка для глаз
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
-Знаете ли вы, что в переводе с греческого, английского языка означает слово «нео»? (новый) Что может означать слово «неологизм»? (слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке)
-Какое из записанных слов в тетради является неологизмом? (скутер)
-Задание: выписать слова архаизмы и неологизмы в два столбика – работа в парах + 1 учащийся у доски записывает слова, объясняет значение некоторых слов (анализ, оценивание)
Архаизмы Неологизмы
-кибитка, карета, уста, глаголет менеджер, скутер, клип, рокер, бизнес
-Какой раздел Лексики мы посетили? Что изучает раздел архаизмов? Неологизмов?
-На каких уроках мы сталкивались с понятием «прямое и переносное значение слов»? (на уроках литературы, русского языка)
-Что значит «прямое значение слов» ? (Прямое (или основное, главное) значение слова - это значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.) Переносное? (Переносные (непрямые) значения слов - такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций ) Приведите примеры слов, словосочетаний в переносном значении.
-Задание: прочитать и найти словосочетания, которые употреблены в переносном значении, записать эти словосочетания в тетрадь. (слайд№15 - мама)
В.А. Сухомлинский
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – возвышались горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек….
-Какие словосочетания употреблены в переносном значении? (горячее сердце, холодное сердце)
-Что они обозначают?
-Что видел человек с горячим сердцем? Что видел человек с холодным сердцем?
-Какой мы посетили раздел Лексики?
-Для чего слова, словосочетания употребляют не только в прямом, но и в переносном значении?
Физкультминутка
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни: (Смотрят на раскрытые ладони)
И вот эдак , и вот так,
Не обидятся никак. (Потираем руки)
Раз, 2, 3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (Постучали по столу)
Повертели (Круговые вращения кистью)
И работать захотели. (Потираем руками)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)
Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (Стучим по столу)
Повертели (Круговые вращения кистью)
И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
-Отравляемся в следующий раздел, изучающий омонимы, синонимы, антонимы. Вспомним определение этих понятий, что изучают? – (ответы учащихся)
-Прочитаем текст, который у вас нас столах. (чтение вслух)
Одинокий путник.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Он еле волочил ноги. Страннику адски хотелось пить. Его мучила жажда. Ему казалось, что вот-вот он доползёт до источника . То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж – знойный воздух. Тогда путник взял себя в руки, встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Боже!
И случилось чудо . Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он опустился, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…И только тогда понял путник: Ученье-свет, а неученье – тьма.
-Почему произошла эта история? (слово «кран» - слово омоним, чего не знал путник) Какие ещё слова омонимы вы знаете? –запишите их. Проверка
-Задание: найти в тексте синонимы, выписать в тетрадь.(2 учащихся работают у доски – 1 выписывает синонимы, 2 – антонимы –анализ, оценивание)
-Проверка. (тащился2, волочил2, доползти2 – 1 учащийся у доски – разбор по составу – оценивание
(Путник, странник. Мерещился, мираж. Всевышний, Всемилостивейший, Боже, Взывать-умолять)
-Для чего существует множество синонимов? Представьте, если они исчезнут из нашей речи, что случится?
-Выписать из текста антонимы (прохладная освежающая вода – знойный воздух; ученье – не ученье, свет-тьма)
Жди горе от моря, а беды от воды.
Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
Солнце на ели, а мы еще не ели.
Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
В глаза хвалит, а за глаза бранит.
- Коллективная проверка. (слайд 23,24)
-Какой раздел мы должны посетить ещё? (фразеологизмы)
-Найдите в тексте фразеологизм, запишите его в тетрадь (взял себя в руки) Какие ещё фразеологизмы вы знаете? (учебник)
С одним из фразеологизмов составьте предложение.
-Выборочная проверка, оценивание
-Для чего в речи существуют фразеологизмы?
4.Этап закрепления новых знаний
-Что нового узнали о науке «Лексика» на сегодняшнем уроке? (повторение разделов лексики, ключевых определений)
5. Этап проверки знаний
Тест по теме «Лексика» разного уровня сложности (по вариантам) будет итогом вашей работы на уроке.
1 вариант
1. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов и явлений, которые они обозначали, называются:
а) неологизмы
б) архаизмы
в) омонимы
г) историзмы
2. Новые слова называются:
а) неологизмы
б) архаизмы
в) омонимы
г) заимствованные
3. Какой из перечисленных фразеологизмов подходит к этой картинке:

а) морочить голову
б) играть в кошки – мышки
в) водить за нос
г) уносить ноги
4. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
а) строить дом;
б) часы бегут,
в) мягкое кресло;
г) острый нож
д) убить время;
е) тяжёлый характер;
5. Выберите пары антонимов:
а) смелый — грубый;
б) мудрость — глупость;
в) щедрый — скупой;
г) благородно — подло;
д) отзывчивый — вспыльчивый.
2 вариант
1.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются
а) однозначными
б) многозначными
в) синонимами
г) антонимами.
2.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются:
а) однозначными
б) многозначными
в) синонимами
г) антонимами.
3.Слова, противоположные по лексическому значению, называются:
а) однозначными
б) многозначными
в) синонимами
г) антонимами.
4.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению, называются:
а) неологизмы
б) архаизмы
в) омонимы
г) заимствованные.
5.Устаревшие названия предметов и явлений, у которых есть другие, современные названия, называются:
а) неологизмы
б) архаизмы
в) омонимы
г) заимствованные
Итог урока – мы повторили, что такое «Лексика», разделы лексики
Язык – на уроке русского языка
Голова – нашим компасом были ваши знания, запас которых которые вы держали в голове
Трусость - никто из вас не проявил трусость во время урока
Отчаянный – каждый из вас отчаянно сражался за свой багаж знаний
Витязь - во время физ. минутки каждый из вас почувствовал себя богатырём, стал здоровее и сильнее
6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 20)
выписать 5 архаизмов, написать их лексическое значение