I.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Эмоциональный настрой на урок. - Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу: …Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!». Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня на уроке активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка и верили в себя. | Приветствовать учителя. Слушать учителя. | Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций. |
II/Актуализация опорных знаний. III.Постановка учебной задачи и ее решение IV. Открытие новой темы | Орфографическая минутка. -Откройте тетради, запищите число. Самостоятельно спишите словосочетания с доски, вставляя пропущенные буквы. К..л..со авт..м..биля; м…та…ическая к…стрюля; б…гатая б…блиотека; легкий уж…н; шестнадцатая кв…ртира т…перь на в…кзале; путешествие на в…сток; …десь м…г…зин; св…бодный в…гон; в…лн…ваться за к…м…ндира. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте. - Внимание на доску. Прочитайте однокоренные слова и выделите корень. Лес выход вода Лесной походка водный Полесье выходил водовоз Лесоруб ходовой водичка Подлесная пароход подводный - Как вы определили корень? Какие слова образованы при помощи приставок? Какие слова образованы при помощи суффиксов Найдите в каждой группе лишнее слово. Как называются эти слова? - Как вы думаете, почему они так называются? Откройте учебник на с. 109, прочитайте узелки на память. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока А какие цели мы должны поставить перед собой? - Разберемся в происхождении слова сложный. Звезда + падать = звездопад Снег+ падать= снегопад Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? - Как мы его получили? (Сложили две основы) -Попробуйте сложить основы слов: звезд- и пад (звездопад) -Как вы получили сложное слово звездопад ? (Мы сложили основы) Как же образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов? (Соединительная.) - Предлагаю немного поиграть. Сейчас я вас разделю на 4 группы Сейчас я раздам каждой группе конверты с карточками, на которых записаны корни слов и соединительные гласные. Вам нужно составить слова. Та, группа, которая вперёд всех закончит рассаживается тихонько по местам и не мешает другим. (-воз, о, пыл-, о, книг-, е, -рог, -ход, о, пар-, нос-, е, -сос, люб-, мор-, сам-, о, -вар, верт-, о, -лёт, везд-, е, -ход, лес-, о, -руб, птиц-, е, -лов.) Проверяем. (Паровоз, книголюб, носорог, мореход, самовар, вертолёт, вездеход, лесоруб, птицелов, пароход) -Обратите внимание какие звуки перед соединительными гласными? - После каких звуков пишется е? После каких звуков пишется о? - Давайте сделаем вывод. Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? | Списать словосочетания с доски в тетрадь. Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка с доски.
Отвечать на вопросы.
-Лесоруб, пароход, водовоз. -Сложные слова- Работать с правилом. Формулировать тему и цели урока. -Правописание соединительных гласных в сложных словах. - Цель: научиться правильно писать соединительные гласные в сложных словах; - развивать умения употреблять сложные слова в речи; - расширять кругозор, лексический запас слов.
Решать задачи. Строить речевые высказывания. Работать в группах. Составлять слова.
- Твердые согласные звуки, мягкие и шипящие звуки. – После мягких согласных и шипящих пишется е, после твердых – пишется о. -В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге. | П: строят речевое высказывание К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации П: извлекают необходимую информацию из правила; осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. Р: постоновка учебной задачи П: строят рассуждение Р: осмысляют уч. материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь. высказывания. |
Рефлексия. Итог урока. д/з | Вспомните, какую цель ставили перед собой в начале урока? Слайд. Проверим свои знания и полученные умения, выполнив тест. Слова , у которых два корня, называются 1)сложными 2 ) простыми Укажите слово, в котором пишется буква е 1) неб . склон 2) земл . трясение Укажите слово, в котором допущена ошибка. 1)водовоз 2) пешиход | -В конце урока предлагаю вам побыть придворными визиря. - -Если вы усвоили на уроке все и можете объяснить другим, отметьте широко открытую дверь; -Если вы, в основном, все усвоили, но остались некоторые моменты непонятные вам, отметьте на половину открытую дверь; -Если вам непонятно написание сложных слов, отметьте закрытую дверь. Ученики оценивают свою работу на уроке. Домашнее задание на выбор: с.109 упр.194. или можно составить кроссворд. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы. Выполняют тест фронтально Записывать д/з. | Р:осуществляют итоговый контроль Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |