Открытый урок по русскому языку в 4-м классе
«Обобщение знаний о падежах»
Цели:
Обобщить знания о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
Умение различать падежи по их признакам;
Роль существительных в предложении;
Развитие творческой деятельности.
Организационный момент
Доброе утро ребята, сегодня у нас необычный урок и у нас в гостях учителя, поприветствуем их, улыбнитесь друг другу, желаем удачи в нашей сегодняшней работе.
Словарно – орфографическая работа. Формулирование темы урока.
На доске записаны слова: ц . тата, пе . он, пого . ка, чу . ство, окрес . ность,
ша . ка.
- Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
- Какие буквы вставили? (проверка с помощью сигнальных карточек)
- По какому признаку эти слова можно разделить на группы?
- Обведите вставленные буквы в кружочек и подумайте, что они могут означать? (первая буква в названии падежей)
- Сформулируйте тему нашего урока.
Закрепление изученного материала.
Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего?
Дательный (дам) кому? чему?
Винительный (вижу) кого? что?
Творительный (доволен) кем? чем?
Предложный (думаю) о ком? о чём?
выбежал (роща), дорожить (дружба),
стоять (берёзка), встаёт (туман).
- Сформулируйте задание (Составить и записать словосочетания с данными
словами и, подходящими по смыслу, предлогами. Определить падеж имён
существительных).
в) Работа над предложением.
- Составьте предложение со словосочетанием, в котором существительное стоит в предложном падеже.
- В зимнем тумане встаёт холодное солнце.
-запись предложения под диктовку.



-самопроверка по схеме: ем е а о ое л






- синтаксический разбор предложения.
- определение падежей у имён существительных.



- найдите в предложении слова, которые соответствуют схеме:
Докажите правильность своего выбора.
г) Работа в группах.
- Сейчас мы будем работать в группах.
Задание: определить падеж выделенных имён существительных (см. приложение)
- Проверьте свою работу с помощью контрольных карточек. Исправьте, если есть, ошибки.
д) Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
Карточка № 1
Задание: Из слов каждой строчки составь и запиши предложение так, чтобы получилась пословица. Укажи падеж имён существительных.
- солнышке, при, а, тепло, при, добро, матери
- золото, из, добывают, земли, знания, а, из, книги
- народы, сильны, страны, нашей, дружбой
Карточка № 2
Задание: Выберите любые три слова из словарной работы, составьте и запишите с ними словосочетания гл. + сущ. с предлогом. Укажите падеж существительных.
Самостоятельная работа на карточках (Слайд 13)
Карточка № 3
Задание: Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
Бр…дил по л…су,
ч…десная п…года,
прячутся под б…рёзами,
всп…минали о лете.
Прол…тала над лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из гр…бницы,
шли по тр…пинке.
9. Самопроверка
- А теперь, проверьте.
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.)
Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)
4. Теоретическая работа
- На первом этапе урока проверим ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и отвечайте.
- Итак, что же такое склонение?
Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.
- Сколько склонений в русском языке?
Д. - В русском языке 3 склонения.
1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика);
2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. (Например: урок, утро);
3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)
- Сколько падежей в русском языке?
5.«Обобщение знаний о падежах»
Повторять названия падежей, повторять вопросы каждого падежа;
Повторять окончания имён существительных в данном падеже;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
Итог урока. Рефлексия.
6. Рефлексия
- Чему был посвящен наш урок?
- В каком падеже имена существительные употребляются без предлогов?
- В каком из падежей имена существительные не употребляются без предлогов?
- Что можно сказать о родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
- Что было интересным и понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
- Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?
- Оцените свою работу на уроке с помощью карточки с пьедесталом
Домашнее задание
Написать существительное ДРУГ во всех падежных формах, выделить окончания.
По желанию можете придумать сказку о любом падеже.