Конспект урока русского языка в 6классе.Тема урока:»Гласные ОиЕ в суффиксах существительных»
Цели урока: Ознакомление учащихся с условиями выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных, применение правила написания гласных ОиЕ после шипящих в суффиксах сущ., обобщение и систематизация правописания ранее изученных орфограмм.
Ход урока:
Организационный момент урока.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада вас всех видеть! У вас на партах три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. А вот моё настроение. Я готова работать с вами. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы. Надеюсь, что всё у нас получится. Откроем тетради и запишем число.
Прочитаем слова «С малой удачи начинается большой успех». Я предлагаю сделать эти слова нашим девизом. Что нам пригодится для успешной работы? (Желание познать новое, внимательно слушать учителя и друг друга)
Какую орфограмму вы учили дома? Проверим , как мы её усвоили. Запишем под диктовку несколько слов. Столик, кусочек,
Сегодня на уроке королева Орфография продолжит с нами работать. Она будет вместе с нами повторять изученные и открывать новую орфограмму.
Но у неё случилась беда, пропали гласные буквы в некоторых словах. Поможем ей, ребята?
Задание 1-ое. Вставьте пропущенные гласные в следующих словах: жёлтый, щётка, шофёр, жокей. Вывод: в корне слова под ударением ё, без ударения о(шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол).-почему эти слова написаны в скобках? Какую гласную вставим?)
Задание 2. Внимание на слайд. грачом, мечом, полотенцем, большого снегопада. Что мы можем объяснить из этого задания? (В окончаниях существительных и имён прилагательных под ударение пишется О без ударение- Е)
Задание 3.Внимание на слайд. Жёлудь, врачом, дружок. ЧТО мы знаем, что хотим узнать?..
Определим для себя учебное задание. Что объединяет эти слова? (имя сущ., гласная после щипящего, правописание гласной после шипящего в корне и окончании) Что мы не знаем? Какая трудность возникает? А теперь , опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока. Запишем тему в тетрадь.
Мы не знаем, как объяснить слово дружок.
Определим для себя цели, что хотим узнать?
1. о после шипящих в суффиксе существительных,
2.е после шипящих в суффиксе существительных;
. Для этого выполним задание. На слайде записаны слова снежок, горошек, ручонка, крошечка, доченька). Распределим слова на 2 столбика. По какому признаку будем распределять. Орфография предлагает нам предлагает сравнить слова дружок и замочек. По какому признаку мы их будем сравнивать? Выделите суффиксы в словах, по написанию гласной в суффиксе ОиЕ. Попробуем сделать вывод и сформулировать правило, когда в суффиксах существительных после шипящего пишется О, когда Е?. Теперь откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило?. Читаем самостоятельно, Читаем вслух. Расскажите правило друг другу. Фронтальный опрос.
А теперь составим алгоритм применения правила:
1. определим часть речи;
2. найдем шипящий перед гласной;
3. определим морфему;
4. вспомним правило.
А какая задача теперь стоит перед нами? Научиться правило применять.
Работа с упражнением 302. (1строка у доски). Каждый выпишет по 5 слов и объяснит орфограмму.
А сей час физминутка:
Потрудились – отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
На доске записаны слова, образовать однокоренные слова с суффиксами О,Е.
пирог
башмак
пятак
запах –
какое значение придают суффиксы словам?
медведь
галка
лягушка
Суффиксы обозначают детёнышей животных.
кепка
книга
шапка
Суффиксы имеют пренебрежительное значение.
Составим словосочетания 1 столбик Никита и Витя, 2 столбик Даша и Ярослав.
Выполнение упр.303. по группам. Выделить суффикс и объяснить их значение.
Что такое антонимы? Новая-старая, праздничная – будничная, ветхая –хорошая.
Индивидуальная работа по карточкам с последующей самопроверкой.
1вариант.
1.В каком слове пишется О?
а) книж...нка
б) бараш...к
в) ореш...к
г) листоч...к.
2.В каком слове пишется Е?
а) струч...к
б)зайч...нок
г)игруш...чка
д) башмач...к.
3.Найди лишнее слово.
а) ш...пот
б)пч...лы
в)клоч..
г)ш...рстка.
2 вариант.
1.Найди лишнее слово.
а) руч...нка
б) врач...м
г) луч..к
д) порош..к.
Найди лишнее слово.
а)овраж...к
б)доч...нька
в) зайч...нок
г) горош...к
Найди четвёртое лишнее.
а) уж...нок
б)медвеж...нок
в)галч...нок
г) старич...к.
Творческая работа. Мини-сочинение. 6-7 предложений, используя следующие слова. Для 1 группы «В зоопарке»- волчонок, зайчонок, грачонок, медвежонок.
Для 2 группы «Пришла зима» - снежок, речонка, глоточек, барашек.
Чтение текстов. Оценивание.
Итак Что мы узнали на уроке?
Что было интересно?
Что было трудно?
Я выполнял задания.
Я научился.
Ответы :
1 вариант.
1.а) 2.в) 3.в).
2вариант.
1. б) 2.в) 3. г).