СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: «Наречие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку "Наречие как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: «Наречие как часть речи»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОТАНИЧЕСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



Открытый урок по русскому языку

в 7 классе на тему:

«Наречие как часть речи»




Провела учитель русского языка

и литературы

Антоненко Валентина Леонидовна





2022 г.

Урок русского языка

7 класс

Тема: Наречие как часть речи

Цели урока:

  1. Повторить сведения о наречии, полученные в 5-6 классах; формировать умение находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль.

  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; формировать коммуникативные умения.

  3. Прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формировать умение работать в команде; воспитывать дух толерантности.

Тип урока: изучение нового материала

Технология: развитие критического мышления

Приемы:

  • «Угадай фразеологизм»

  • «Корзина идей»

  • «Кластер»

  • «Верные и неверные утверждения»

Оборудование:

  • учебник;

  • карточки с напечатанным алгоритмом;

  • ноутбук,

  • мультимедийная доска

  • Ход урока

I. Оргмомент.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня я проведу в вашем классе урок русского языка, зовут меня Валентина Леонидовна.

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (улыбка)

- Подарим улыбку друг другу и нашим гостям.

И начнём наш урок.

II. Введение в тему урока.

Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологизмы или устойчивые словосочетания? Предлагаю вам угадать по картинке, какой фразеологизм на ней изображён?

1. Угадай фразеологизм, назови его значение одним словом. (Слайды 1-3)

Словами какой части речи мы заменили фразеологизмы?


2.Работа со стихотворением. (Слайды №4-7)

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь - солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!


Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, как с помощью слов можно точно и красочно описать все вокруг.)

- Запишите в тетради число и классную работу. (Слайд №8)

- Выпишите в тетрадь слова, взятые в кавычки. (Слайд №9)


III. Изучение нового материала (с опорой на имеющиеся знания)


Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

1.Прием стадии вызова -

Учитель.

- Верите ли вы, что это наречия?

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

2. Формулирование темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».) (Слайд№10)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

- Наречие - очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.

3. Составление словосочетаний (работа в парах).

Учитель. С выписанными словами придумайте и запишите словосочетания, обозначьте в них главное и зависимое слова, задайте вопрос.

  1. Работа с учебником (Правило)

  2. Приём «Корзина идей».

(Работа в группах по 4 человека)

- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберём в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

(Слайд №11)

IY. Закрепление изученного материала.

Стадия осмысления.

Наблюдение над наречиями.

При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст. (Слайд №12)

- Прочитайте выразительно текст.

- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль?

- К какому типу речи его можно отнести?


Поздно ночью пошел дождь. Он весело стучал в окна, деловито шумел в густой листве деревьев, задумчиво журчал в водосточных трубах. Порой он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли звонко падают в бочку стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками. (Л. Лагин)


Рассуждение о наречии как части речи.

Ребята, пользуясь алгоритмом, который лежит у вас на партах, выпишите наречия с теми словами, от которых вы задаёте к ним вопросы.

Что у вас получилось (словосочетания)

- Как строится словосочетание? (В нём есть главное и зависимое слово)

- Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.)

Алгоритм рассуждения
при нахождении в тексте части речи «Наречие»
(Слайд №13-14)

 (Учащимся следует раздать карточки с напечатанным алгоритмом.)

1. Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4. Подумайте, что обозначает наречие.
5. Сделайте вывод: какая это часть речи.


Разбор предложений (слайд№15)

А какими частями речи являются одинаково звучащие слова? (слайд №16)

(Разбор предложений)

Учитель:

-  Наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), и тогда они обозначают признак действия.

- При сочетании с прилагательными и другими наречиями они обозначают признак признака (слайд№17)

- Наречия могут сочетаться и с именем существительным.

На экране появляется запись с примером прогулка пешком (слайд№ 18)

- Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол.

- А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие.) Следовательно, наречие может обозначать признак действия, признак признака и признак предмета.

-А в нашем тексте это случаи, когда наречие обозначает признак чего? (признак действия)

А в примере, записанном отдельно? (Прогулка пешком - признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.)

Учитель: А что мы можем сказать о грамматическом значении наречия.

- Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам - постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.)

- Какова синтаксическая роль наречий? Разберем предложение по членам.

Работа у доски

Поздно ночью пошел дождь. Меня смутил его взгляд исподлобья. Сегодня холодно. (Слайд№19)

Вернуться к заданию по составлению словосочетаний из стихотворения

( Уверенны ли вы теперь, что составили словосочетания, а не предложения, в которых нет подлежащего, т.е. односоставных )


Учитель: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением и сказуемым.

- Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? (Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!

Учитель: Какой можно сделать вывод, что наречие - неизменяемая часть речи.

3. Физминутка(Слайд №20)

Дружно вместе повернулись,

Влево, Вправо, потянулись,

Ножками подрыгали,

  И чуть-чуть попрыгали.

 

Вправо, влево повернись,

А потом вперёд нагнись,

Вниз присядь, вверх потянись.

А потом за стол садись.


4. Составление кластера.(Работа в группах)

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

- Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. (Слайд №21)

4. Отчет групп.

- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?

- Какие трудности встретились вам при его составлении?


Стадия «Рефлексия». Тест «Выбери верное утверждение» (Взаимопроверка)

(Слайд№22)

V. Заключительный этап.

1. Беседа.

- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?

- Остались ли у вас открытые вопросы?

- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

2. Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
(Слайд№23)
Работал(ла) - 

(может быть… хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)

В это время две пары выполняют задание.


Составьте пожелание гостям с использованием наречий.


Желаем:


1.___________________ не болеть.

2.___________________ выглядеть.

3.___________________ улыбаться.

4.____________________ быть преданными своему делу.

5.Живите_______________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

Учитель: А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

(Слайд№24)

VI. Домашнее задание.(Слайд№25)