МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОТАНИЧЕСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Открытый урок по русскому языку
в 7 классе на тему:
«Наречие как часть речи»
Провела учитель русского языка
и литературы
Антоненко Валентина Леонидовна
2022 г.
Урок русского языка
7 класс
Тема: Наречие как часть речи
Цели урока:
Повторить сведения о наречии, полученные в 5-6 классах; формировать умение находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Развивать умение сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; формировать коммуникативные умения.
Прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формировать умение работать в команде; воспитывать дух толерантности.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: развитие критического мышления
Приемы:
Оборудование:
I. Оргмомент.
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня я проведу в вашем классе урок русского языка, зовут меня Валентина Леонидовна.
Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (улыбка)
- Подарим улыбку друг другу и нашим гостям.
И начнём наш урок.
II. Введение в тему урока.
Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологизмы или устойчивые словосочетания? Предлагаю вам угадать по картинке, какой фразеологизм на ней изображён?
1. Угадай фразеологизм, назови его значение одним словом. (Слайды 1-3)
Словами какой части речи мы заменили фразеологизмы?
2.Работа со стихотворением. (Слайды №4-7)
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь - солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!
Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, как с помощью слов можно точно и красочно описать все вокруг.)
- Запишите в тетради число и классную работу. (Слайд №8)
- Выпишите в тетрадь слова, взятые в кавычки. (Слайд №9)
III. Изучение нового материала (с опорой на имеющиеся знания)
Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)
1.Прием стадии вызова -
Учитель.
- Верите ли вы, что это наречия?
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
2. Формулирование темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».) (Слайд№10)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
- Наречие - очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.
3. Составление словосочетаний (работа в парах).
Учитель. С выписанными словами придумайте и запишите словосочетания, обозначьте в них главное и зависимое слова, задайте вопрос.
Работа с учебником (Правило)
Приём «Корзина идей».
(Работа в группах по 4 человека)
- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберём в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).
(Слайд №11)
IY. Закрепление изученного материала.
Стадия осмысления.
Наблюдение над наречиями.
При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст. (Слайд №12)
- Прочитайте выразительно текст.
- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль?
- К какому типу речи его можно отнести?
Поздно ночью пошел дождь. Он весело стучал в окна, деловито шумел в густой листве деревьев, задумчиво журчал в водосточных трубах. Порой он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли звонко падают в бочку стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками. (Л. Лагин)
Рассуждение о наречии как части речи.
Ребята, пользуясь алгоритмом, который лежит у вас на партах, выпишите наречия с теми словами, от которых вы задаёте к ним вопросы.
Что у вас получилось (словосочетания)
- Как строится словосочетание? (В нём есть главное и зависимое слово)
- Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.)
Алгоритм рассуждения
при нахождении в тексте части речи «Наречие» (Слайд №13-14)
(Учащимся следует раздать карточки с напечатанным алгоритмом.)
1. Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4. Подумайте, что обозначает наречие.
5. Сделайте вывод: какая это часть речи.
Разбор предложений (слайд№15)
А какими частями речи являются одинаково звучащие слова? (слайд №16)
(Разбор предложений)
Учитель:
- Наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), и тогда они обозначают признак действия.
- При сочетании с прилагательными и другими наречиями они обозначают признак признака (слайд№17)
- Наречия могут сочетаться и с именем существительным.
На экране появляется запись с примером прогулка пешком (слайд№ 18)
- Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол.
- А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие.) Следовательно, наречие может обозначать признак действия, признак признака и признак предмета.
-А в нашем тексте это случаи, когда наречие обозначает признак чего? (признак действия)
А в примере, записанном отдельно? (Прогулка пешком - признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.)
Учитель: А что мы можем сказать о грамматическом значении наречия.
- Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам - постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.)
- Какова синтаксическая роль наречий? Разберем предложение по членам.
Работа у доски
Поздно ночью пошел дождь. Меня смутил его взгляд исподлобья. Сегодня холодно. (Слайд№19)
Вернуться к заданию по составлению словосочетаний из стихотворения
( Уверенны ли вы теперь, что составили словосочетания, а не предложения, в которых нет подлежащего, т.е. односоставных )
Учитель: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением и сказуемым.
- Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? (Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!
Учитель: Какой можно сделать вывод, что наречие - неизменяемая часть речи.
3. Физминутка(Слайд №20)
Дружно вместе повернулись,
Влево, Вправо, потянулись,
Ножками подрыгали,
И чуть-чуть попрыгали.
Вправо, влево повернись,
А потом вперёд нагнись,
Вниз присядь, вверх потянись.
А потом за стол садись.
4. Составление кластера.(Работа в группах)
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
- Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. (Слайд №21)
4. Отчет групп.
- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).
- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?
- Какие трудности встретились вам при его составлении?
Стадия «Рефлексия». Тест «Выбери верное утверждение» (Взаимопроверка)
(Слайд№22)
V. Заключительный этап.
1. Беседа.
- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?
- Остались ли у вас открытые вопросы?
- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?
2. Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
(Слайд№23)
Работал(ла) -
(может быть… хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
В это время две пары выполняют задание.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
Желаем:
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите_______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Учитель: А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!
И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!
(Слайд№24)
VI. Домашнее задание.(Слайд№25)