СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 7 классе«Лингвистический анализ текста». И.С.Никитин “Утро”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  направлен на изучение изобразительно - выразительных возможностей языковых единиц разных уровней. При такой работе перед учащимися раскрываются тайны удивительной выразительности родной речи, всех её сторон, поскольку объектом анализа стали все ярусы языка: фонетический словообразовательный, лексический, морфологический,

синтаксический.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 7 классе«Лингвистический анализ текста». И.С.Никитин “Утро”»

Тема урока: «Лингвистический анализ текста»

И. С. Никитин «Утро»

Цель урока:

а) посмотреть какие языковые средства использует автор для создания ярких, живых образов;

б) развитие интереса и внимания к слову, посредством которого передаются жизненно важные, общественно значимые убеждения;

в) воспитывать у учащихся сознательное отношение к учебе и трудолюбие.

Ход урока.

I

Ребята, давайте вспомним скороговорку, которую учили на прошлом уроке: «Жужжит жужелица, жужжит да кружится».

  • Повтор какого звука помог нам услышать жужжание жужелицы?

(звука [ж])

  • Как называется этот прием звукописи?

(Аллитерация)

Тема сегодняшнего урока: «Лингвистический анализ текста»

  • Художник, изображая картины, пользуется красками и кистью, писатели и поэты словами.

  • Наша задача сегодня посмотреть, какие языковые средства
    использует автор для создания ярких, живых образов.


  • Давайте выразительно прочитаем текст.

  • Скажите, что это проза или поэзия?

(Стихотворение, есть ритм, рифм перекрест.)



  • Да, ребята, это стихотворение поэта 19-го века Ивана Савича Никитина.

(- Посмотрите на портрет на доске.)

-Понравилось ли вам оно?

  • Какие чувства вы испытали, читая его?

-Давайте определим тему и основную мысль этого стихотворения, (тема — утро, основная мысль - воспевает, показывает красоту утра (пробуждение природы))

-По каким приметам вы догадались об этом?

(«Звезды меркнут и гаснут», «от зари алый свет разливается», «рыбаки пробудилися»)

(Поэт не только живо рисует наступление утра, но и радуется его приходу. Его радует все: и оживающая природа, и пробудившиеся рыбаки. Мы вместе с поэтом восхищаемся и очаровываемся происходящим )

-Как можно еще озаглавить стихотворение?

(Утро. Назаре. Раннее утро)

-К какому типу речи относится стихотворение?

(описание)

(Описывается природа: звезды, облака, роса на траве, лозняк)

-К какому стилю относится стихотворение?

(художественному)

-Что характерно для художественного стиля?

(Образность, эмоциональность)

-Ребята, если бы я вам предложила нарисовать фрагменты- эпизоды к этому стихотворению, то чтобы вы изобразили? (Удивительно просто и даже буднично написана картина утра, но дух захватывает, покоряет и очаровывает происходящее.)

-Чем же объяснить такое воздействие?

(Поэт широко использует разнообразные языковые средства:

  1. фонетические;

  2. лексические;

  3. морфологические;

  4. словообразовательные;



3


  1. синтаксические.)

II

-Давайте посмотрим фонетический строй этого произведения.

-Какие гласные и согласные помогают «увидеть, как белый пар по лугам расстилается?

Как от зари алый свет разливается»

«Услышать как далеко — далеко колокольчик звенит» (музыкальность)

[а], [э], [и]. [л], [з]

([л] - легкость, [з] - звонкость)

-Как называется прием звукописи, когда повторяются гласные звуки?

(Ассонанс)

-А какие звуки передают шум, шуршание?

(«пронеслись утки с шумом и скрылися», « рыбаки в шалаше пробудилися») [с], [с’], [ш].

-А теперь, ребята, давайте выполним задание по вариантам.

  1. вариант: выписываем слова, в которых букв больше чем звуков;

  2. вариант: выписываем слова, в которых звуков больше чем букв.

(от слов «звезды меркнут ...до слов «роса серебристая»)

I вариант: II вариант:

Расстилается — 12 6. 11 зв. Росистая [йа] — 8 б. 9 зв.

Тишь -4 б. 3 зв. Серебристая [йа] -116. 12 зв.

Заденешь -8 б. 7 зв.

Пронеслись -10 6. 9 зв.

Колокольчик - 116. 10 зв.

I - Итак, фонетические средства, приемы звукописи т аллитерация и ассонанс помогают увидеть, услышать пробуждение природы.



4


III


  • Помимо фонетических средств, в тексте есть и лексические средства.

  • Какие мы знаем лексические средства?

(Олицетворении (уподобление живому существу), эпитеты, метафоры)

  • Давайте найдем в тексте олицетворение.

  1. «пар расстилается»;

  2. «свет разливается»;

  3. «брызнет роса»;

  4. »потянул ветерок», «воду морщит — рябит».

  • Есть метафора — от греческого перенос, переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому не по одушевленности, а по сходству.

(кудри лозняка)

(И. С. Никитин при описании природы создает яркие картины утра, природа предстает живым существом, поэтому она так сильно воздействует на человека.)

  • Понять содержание, почувствовать происхождение помогают и эпитеты - образные определения.

С помощью эпитетов передаются краски нежного утра.

Алый свет, серебристая роса, чуткий камыш, зеркальная вода.

-Давайте к слову «алый» подберем синонимы.

(багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, огненный, пламенный, рубиновый, рдяный, кумачовый, коралловый)

  • Каждый из них обозначает красный цвет, но с различными оттенками:

ярко — красный — алый, пунцовый, коралловый, кумачовый; темно — красный - пурпурный.

  • Почему именно «алый свет» у И. С. Никитина?



5


(Поэт описывает раннее утро, солнце ещё не проснулось, утро - только зарождается, поэтому темно - красный оттенок исключается)

-Другие синонимы не подходят из-за их не сочетаемости.

  • Давайте подберем к ним существительные:

пунцовые щеки (губы), кумачовые флаги, коралловый камень (цвет холодный для нашего радостного утра).

(Алый свет - чистый, рождающийся.)

  • Обратите внимание на эпитет чуткий камыш. Автор рисует картину покоя, дремлющий, чуткий камыш. Но достаточно малейшего дуновения ветерка и камыш проснется, заколышется.

IV

  • Какие словообразовательные средства использует автор?

(Слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами:

тропинка, ветерок, колокольчик)

-Зачем автор использует уменьшительно - ласкательные суффиксы?

(Они определяют отношение поэта к описываемым событиям, придают поэтической речи непринужденную окраску. Любуются)

V

  • Давайте посмотрим, какие морфологические средства использует автор?

(Существительные (их большинство), прилагательные)

Как вы думаете, почему?

(Они придают тексту изобразительность)

Никитину важно было показать жизнь в движении и поэтому он использует глаголы.

  • Он использует глаголы какого времени?

(настоящего времени, несовершенного вида)



6


(С их помощью создается картина вечного движения в природе.)

  • Однако есть в тексте и глаголы совершенного вида. Какие?
    (заденешь, брызнет, потянул, пронеслись, скрылися, пробудилися)
    (Они подчеркивают результативность действия. Действие
    свершилось и прошло.)

  • А теперь давайте посмотрим какие глаголы соответствуют

схеме:

приставка, корень, суффикс,

окончание, постфикс

рас стил а ет ся
раз лив а ет ся
про нес л и ся

(Подобные задания бывают и в ЕГЭ)

  • А какой части речи соответствует схема:

Схема (росистая)

  • Что вы знаете о ней? Расскажите.

VI

  • А какие предложения использует в своем стихотворении Никитин?

(В основном простые, распространенные, повествовательные, невосклицательные)

  • Есть в тексте простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми.

Они выполняют очень важную роль: представляют действие многогранно, а следовательно и более точно:

«меркнут и гаснут звезды.»

(заранее работал ученик по карточке над лексическим значением этих слов. Объясняет)

В предложении наблюдается прямой и обратный порядок слов.


Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, постфикс

Про буд и л и ся





про буд и л и ся



7


  • Как называется обратный порядок слов?

(Инверсия)

-Для чего использует автор инверсию?

(Более важные в речи слова переносятся в начало предложения) Дремлет чуткий камыш Пронеслись утки.


-Давайте посмотрим, какие знаки препинания использует автор? (Точка - длительная пауза, завершить предложение; запятая - менее длительная пауза; тиререзультативность, быстроту).

  • Давайте синтаксически разберем предложение.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе

вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное)

И1 — [— -]2 (Два простых предложения соединяются интонацией)

  • Ребята, в тексте есть очень много орфограмм с безударной гласной, в приставках. Давайте выпишем их.

По группам:

(по силам и возможностям)

В приставках: расстилалась, разливалась, заденешь, потянул, пронеслись, пробудилися, ~скрылися.

В корнях: Выпишите слова с безударной гласной.

Огне, зеркальной, воде, лозняка'разливается -лить, тропинка - тропы, росистая — росы, плечом — плечи, лицо ~ лица, роса -росы, потянул - тянет, ветерок - ветер, рябит -рябь, пронеслись - пронесся, далеко - даль.

  • Как видите в стихотворении очень много слов с безударной гласной.



8


ВЫВОД:


  • Ребята, к теме утро обращались не только поэты и
    писатели, но и художники

-Посмотрите на репродукцию картины Васильева
«Рассвет». Похожа она на картину утра, которое
изображает Никитин с помощью языковых средств.

(Да)

  • Можно Никитина И. С. назвать художником слова?

(Да)

  • Оценки


Домашнее задание:

  1. Стихотворение наизусть.

  2. Рисунок.

  3. Сочинение.