Открытый урок по литературе в 6 классе
Тема урока: «Нравственные ценности в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Цели урока :
Образовательные:
показать роль автора и рассказчика в повести ;
дать понятие об образе «маленького человека» в русской литературе ;
показать значение библейского контекста
раскрыть идейно-художественное своеобразие повести;
Развивающие:
развивать умение определять роль детали в художественном тексте
совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к родителям;
воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Наглядность: иллюстрации картин
Оборудование : аудиозапись, тесты .
План урока :
Орг. Момент.
Опрос пройденного материала
3 . Изложение нового материала
Слово учителя
Словарная работа
Анализ сюжета произведения
Беседа об основных образах произведения
Прослушивание аудиозаписи и её обсуждение
Рассмотрение иллюстрации
4.Подведение итогов , выставление оценок , запись д.з
Ход урока :
1.Орг. момент
Учитель : Здравствуйте, ребята.Садитесь! Наш сегодняшний урок посвящается повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».Мы с вами попытаемся определить нравственные проблемы повести «Станционный смотритель», познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе, постараемся понять и оценить поступки героев повести. Эпиграфом к нашему уроку служат слова известного древнегреческого ученого Питтака :
Что ты сам сделаешь для родителей своих,
того же ожидай и себе от детей
2. Опрос пройденного материала
Учитель: Давайте ,задумаемся над вопросом, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить нас ?
Ученик : Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.
Учитель: Какие качества они стараются воспитать в своих детях ?
Ученик : Такие качества , как : доброта, любовь , трудолюбие , сострадание , правдивость , преданность , милосердие .
Учитель: Как называются такие качества человека ?
Ученик : Нравственные качества..
Учитель: Правильно! У каждого человека естьвнутренние , душевные качества , как хорошие , так и плохие , и есть свои ценности. Например, способность сочувствовать , любить , уважать , доверять, раскаяться . Эти качества и называются нравственными . Именно об этих нравственных качествах и ценностях мы и будем говорить , изучая повесть «Станционный смотритель» .
Учитель: Итак ,запишите тему нашего урока «Нравственные ценности в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Дома вам необходимо было прочитать повесть . Сейчас мы с помощью тестов проверим насколько вы внимательны при чтении произведения.
Учитель: Я диктую вопросы с несколькими вариантами ответа , вам необходимо самостоятельно указать правильный вариант ответа .
3. Работа по тестам
1. Станционный смотритель – это чиновник
1) 1 класса
2) 3 класса
3) 9 класса
4) 14 класса
2. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».
1) Самсон Вырин
2) Владимир Дубровский
3) Пётр Гринев
4) Кирилла Петрович Троекуров
3. Укажите имя дочери главного героя.
1) Наташа
2) Глаша
3) Дуня
4) Маша
4. Какого цвета были глаза у дочери героя?
1) голубые
2) зелёные
3) карие
4) в произведении об этом не говорится
5. Как расплатился гусар с лекарем?
1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.
3) Пригласил отобедать.
4) Ничем не расплатился.
6. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.
1) Нижельский
2) Минский
3) Лаевский
4) Погорельский
7. Куда отправился отец на поиски дочери?
1) в Москву
2) в Саратов
3) в Петербург
4) в Новгород
8. Какого цвета были волосы у гусара?
1) светлые
2) каштановые
3) русые
4) чёрные
9. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?
1) всемирный потоп
2) история блудного сына
3) воскрешение Иисуса Христа
4) история Давида
10. Узнай героя по описанию.
«Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью».
1) станционный смотритель
2) гусар
3) рассказчик
4) лекарь
Учитель: Один ученик собирает листочки с ответами .
А сейчас мы постараемся вместе проанализировать повесть ,дать характеристику главным героям и выяснить основной смысл повести .
4 . Изложение нового материала
Слово учителя :
В 1830 в знаменитую Болдинскую осень Пушкин за короткое время написал цикл повестей ,куда входили повесть «Выстрел» , «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», « Барышня-крестьянка».Пушкин в работе над повестями придумывает некоего мемуариста , от имени которого и ведет свой рассказ . Пять повестей объединены одним – некоего Белкина .действие этих повестей происходит на фоне больших исторических событий , но главное содержание их – жизнь обыкновенных людей , их радости и печали .
Учитель: Для чего, как вы думаете ,Пушкин придумывает образ Белкина ,от имени которого, якобы , рассказываются все эти истории .
Ученик : Благодаря голосу провинциального помещика Белкина создается необыкновенная простота , достоверность повести .
Учитель: Появился издатель А.П., провинциальный писатель Белкин и, наконец, его рассказчики. Пушкин показал, как внимательно сумел Белкин выслушать рассказанные ему истории и изложить их так, что перед нами предстала почти вся Россия.
Учитель :В повести встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения.Запишите ,словарная работа.
Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.
Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси
Фельдъегерь - правительственный курьер.
Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.
На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.
Прогоны - плата за пользование лошадьми
Учитель : Давайте рассмотрим сюжет повести , но для начала вспомним его значение .
Ученик : Сюжет-это система связанных между собой событий, через которые писатель раскрывает характеры персонажей и всё содержание произведения.
Какие элементы сюжета вы знаете .
Ученик : Элементы сюжета - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Учитель : Как же начинается повесть ?
Учитель: Повесть начинается с экспозиции, отражающей отношение к станционным смотрителям.
Учитель: Кто же такие станционные смотрители?
Учитель: Во времена Пушкина, как вы знаете передвижение осуществлялось на лошадях .Существовали станции ,на которых путешественникам меняли уставших лошадей .Служащий , который отвечал за эту работу ,и назывался станционный смотритель.
Учитель: Каково их положение в обществе?
Ученик зачитывает по тексту .
Учитель: Говоря о Станционном смотрителе , мы невольно ассоциируем его с миллионами таких же бесправных людей, для названия которых в литературе существует понятие «маленький человек».
Учитель: Как вы понимаете выражение «маленький человек»?
Ученик : Маленький человек –это человек, который занимает одно из низших мест в обществе , живет в бедности .
Учитель: Маленький человек – это герой литературного произведения ,который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает часто высокими духовными и душевными качествами . Он робкий , скромный , но с моральными ценностями, с нежной и любящей душой . Его судьба очень трагична .
Учитель:Можем ли мы назвать Самсона Вырина «маленьким человеком»?
Ученик : Да.
Учитель: Пушкин побуждает читателя посмотреть на станционного смотрителя как на человека, пусть не высокого чина, но достойного понимания и сострадания. Эпиграф к повести тоже подчинен этой же задаче. Прочитаем эпиграф .
Учитель: Как вы его понимаете?
В эпиграфе Пушкин перефразировал строку из стихотворения П.А.Вяземского «Станция»:
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
У Вяземского было: «Губернский регистратор».
Но Пушкин изменяет последнюю строку в целях полемичности смысла. Эпиграф контрастирует со всем текстом повести, фактически текст постоянно опровергает мысль о станционном смотрителе как о «диктаторе», наоборот - это существо обиженное и униженное, он вынужден сносить удары не только от посетителей станции, но и от общества, и от жестокой судьбы. «Диктатор» на самом деле оказывается «маленьким» и беззащитным в мире порока и несправедливости, в мире, где рушатся человеческие отношения, где чин определяет положение человека в обществе.
Учитель: Что же мы можем назвать завязкой повести ?
Ученик : Завязка - знакомство Ивана Петровича Белкина с Самсоном Выриным и его дочерью.
Учитель: Правильно ! Остановимся на этом эпизоде.
Ученик : Каким предстает перед нами смотритель в начале повести?
Ученик : По тексту- Вижу человека лет 50-ти , свежего и бодрого , и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах .
Учитель: Как он относится к своей дочери ?
Ученик: Он очень любил свою дочь (…. такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать )
Учитель: Опишите, пожалуйста , Дуню. Понравилась ли она Белкину .
Ученик : девушка лет 14- ти , с большими голубыми глазами .
Учитель: На что обратил внимание Белкин при рассмотрении комнаты .
Ученик : На картины , украшавшие их комнату .
Учитель: Давайте зачитаем этот эпизод .
Учитель: История блудного сына – это евангельская притча
Учитель: Знаете ли вы , что такое притча .Запишите, притча – это
А блудный сын – человек, не просто потерявший семью, отчий дом, родину, но и заблудившийся на жизненном пути, утративший нравственный ориентиры в жизни.
Учитель: Сейчас мы прослушаем историю блудного сына .
( Слушаем аудиозапись , рассматриваем репродукцию картины )
Перед вами – картина художника XVII века Рембрандта Ван Рейна “Возвращение блудного сына”
Учитель :Какой момент запечатлел художник?
Ученики: Сын на коленях просит у отца прощения.
Учитель: Добровольно ли отпускает отец своего сына?
Ученик :Отпускает , уступив требованиям своего сына
Учитель: Надеется ли отец на возвращение сына?
Ученик :Да, надеется и ждет
Учитель: Счастливы ли сын вдали от родительского дома?
Ученик : Счастлив, пока у него есть деньги. Растратив их, ест пищу для свиней, завидуя слугам, живущим в доме его отца.
Учитель: Что привело их в дом отца спустя некоторое время?
Ученик : Нужда
Учитель: Готов ли отец простить своего сына .
Учитель? Да, отец его прощает , так как сильно любит .
Учитель: С какой целью, по-вашему, автор подробно останавливается на картинках, изображающих историю блудного сына, в самом начале повести, а затем говорит при втором описании?
Ученик : Автор , таким образом , как бы предсказывает нам дальнейшую судьбу Дуни.
Учитель: Схожи ли их судьбы ?
Ученик :Сюжет повести и «Притчи о блудном сыне» во многом похожи. Дуня, как и блудный сын, покидает родительский дом, потом отец видит ее в чужих комнатах роскошно одетую в обществе обманщика Минского, и, наконец, через несколько лет она приезжает повидать отца, но его уже нет в живых: дочь раскаивается в своей жестокости.
Учитель: Но есть и некоторые различия .В чем разница мы узнаем в дальнейшем ходе урока .
Итак, как развивается дальнейшее событие повести ?
Ученик : Уже проходит несколько лет , и обстоятельства вновь приводят Белкина в те же самые места .
Учитель: Изменился ли старик за это время ?
Ученик : Да , он состарился , сгорбился за это время ( подтверждает это текстом )
Учитель: Что же состарило старика ?
Ученик : Состарило одиночество .
Учитель: Как узнал Белкин об истории Дуни ?Кто ему об этом рассказал?
Ученик :Старик сам поведал ему историю своей дочери ?
Учитель: Т.е в последующем повествователем повести выступает сам старик.
Таким образом, в повести используется прием «рассказ в рассказе».Изначально идет повествование Белкина, а затем в его же рассказе мы слушаем рассказ старика о своей дочери .Такой прием дает возможность Пушкину показать две точки зрения на события:
человека страдающего (Самсон Вырин);
человека понимающего (Иван Петрович Белкин)
Учитель: Из истории Вырина мы узнаем о его любви и привязанности к дочери
Ученик: подтверждает текстом . ………….Что суждено , тому не миновать .
Учитель: Итак, появляется третий герой .Что за человек Минский?
Ученик :Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о Вырине, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.
Учитель: Так , мы уже вспомнили и описали главных героев повести , давайте, с помощью нескольких прилагательных дадим характеристику каждому герою .
Учитель: Почему уезжает Дуня? Было ли это бегством со стороны Дуни?
Ученик Нет, это было похищение. Доказательство: отец сам посадил ее в коляску прокатиться до церкви. Возможно, Дуня влюбилась, мечтает о семье, о хорошей жизни.
Учитель:Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора?
Ученик : Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том, что она любит и Минского, и отца.
Учитель: За что он корил себя до самой смерти.
Ученик: За то , что сам отдал дочь в руки Минского.
Учитель: Таким образом , что же является кульминационным моментом повести.
Ученик : Кульминация - воспоминание Самсона Вырина о том, как Дуня бросила его.
Учитель: Как реагирует отец на «побег» дочери»?
Ученик :«…Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С*** и на его место определили на время другого.»
Учитель: Как отец находит свою дочь.
Ученик: Он отправляется за ней в Петербург , остановился в доме своего старого сослуживца и начал поиски.
Учитель: О чём он просит Минского ?
Ученик: Вернуть ему свою дочь
Учитель: Зачитаем этот момент
Учитель: Что делает Минский, чтобы отделаться от него?
Ученик: Предлагаетему деньги
Учитель: Почему слезы негодования появляются на лице Самсона в этот момент, что при этом испытывает ?
Ученик:Потому что чувствует себя униженным
Учитель :Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?
Ученик читает от слов «Долго стоял он неподвижно…» до слов «Смотритель за ним не погнался».
Ассигнации (деньги), брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя убежал.
– Почему Вырин спился и умер
Учитель :Почему Самсон Вырин думает , что его дочь несчастна ? ? Ведь он видел, как хорошо живет его дочь в Петербурге у Минского.
Ученик :Так как считает , что без благаславения ребенок не может быть счастлив Думает о плохом, боится: вдруг он и ее обманет. «Жива ли нет ли, Бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…»
Учитель: Смог ли станционный смотритель вернуть свою дочь? Почему?
Ученик: Нет. Он не смог бы ничего предпринять против Минского.. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»
Учитель: Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?
Ученик : Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.
Учитель: Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
Ученик: У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.
Учитель: Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского?
Ученик: Социальное неравенство, судьбу «маленького человека».
Учитель: Счастлива ли Дуня? Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська. Но почему Дуня плачет на могиле отца?
Ученик : Думается, что счастье ее с Минским омрачается мыслью об оставленном и забытом отце. Если есть в человеке совесть, а в Дуне, я думаю, она есть, совесть не даст ей покоя до конца дней. Пушкин, возможно, ее жалеет, поэтому она так безутешно плачет на могиле отца. Его не вернуть, на душе ее огромная тяжесть. Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.
Учитель: Давайте же вновь вернемся к истории о Блудном сыне. Чем схожи позиции родителей в «Станционном смотрителе» и в «Притче о Блудном сыне»?
Ученик: одинаковая позиция – прощают своих детей
Учитель: А кто из детей оказался счастливее? Почему?
Ученик :Блудный сын, так как вернулся и попросил прощения, а Дуня хотя и раскаялась, но не успела попросить прощения .
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы говорили о трех героях повести Пушкина «Станционный смотритель» – Самсоне Вырине, Дуне, Минском. Попробуйте с помощью трех-четырех прилагательных дать каждому характеристику.
Вырин: бедный, несчастный, добрый, любящий, забитый, кроткий.
Минский: беспечный, легкомысленный, удалой, счастливый, богатый, высокомерный, жестокий.
Дуня: красивая, приветливая, хозяйственная, печальная, виноватая.
Учитель: Вернемся к нашему эпиграфу урока . Как связано данное высказывание с темой урока?
Ученик : Мы не должны обижать своих близких , и если сделали хоть что-либо огорчающее их , то необходимо обязательно попросить прощения .
5.Подведение итогов , выставление оценок , запись д.з
Учитель: Ребята, какие выводы мы можем сделать , какие чувства и размышления вызвала у вас повесть , заставила ли задуматься об отношениях к своим близким ?
Ученики: Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим, ценим и уважаем . Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.
Учитель: В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Подумайте о том, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.
Учитель :Запишитед.з Написать сочинение-рассуждение «Моё отношение к Дуне» ; выставляю и мотивирую оценки .
Урок окончен ! До свидания !