СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку во 2 классе»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Учитель начальных классов МБОУ Влазовичская СОШ

Лашко Раиса Петровна


УМК «Школа России»

Дата проведения урока 22 ноября 2021 года

Уровень базовый

Цель: формировать у учащихся умение проверять безударные гласные в корне слова и правильно их записывать.

Задачи:

- расширить представления об особенностях проверочного и проверяемого слов;

- научить пользоваться алгоритмом для проверки безударных гласных;

- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, внимание, память;

- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;

- воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи

Тип урока: повторения и обобщения.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: различать слова с безударными гласными в корне, находить в словах безударную букву гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные:

познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, беседа, взаимопроверка.

Технологии: игровые, технология проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Основные понятия: безударная гласная в корне, проверочные и проверяемые слова, орфограмма.


Ход урока.

1. Организационный момент (Слайд1)

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать!


2. Психологический настрой.

– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд2)

«Кто ищет трудность, находит мудрость».

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

– А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для себя: глаза – чтобы смотреть и находить; уши – слышать, ноги – ходить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме … Чего?

Дети: УЛЫБКИ!

- Правильно, ребята. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.Пусть этот урок принесет вам радость общения.

3. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

– А сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. А кого же называют путешественником? За помощью мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (Слайд 3)

«Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам»

- Ребята, давайте подберём однокоренные слова к слову путешественник. (Путешественник – путешествие, путешествовать). Назовите корень в этих словах.

Вот и нам с вами предстоит долгий путь до главного города страны Русского языка, до города Грамматеевска. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник?

Дети: без компаса, без карты, без записной книжки.

– Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме.

Теперь, запишем число.

– Путешествовать мы будем, ориентируясь по карте. (Слайд4)

На пути нам встретится Дорога Чистописания, пройдя по ней немного, мы подойдём к Озеру Словарных Слов, переплыв Озеро, мы попадём в Долину Безударных Гласных и выйдя из Долины, мы, наконец-то, доберёмся до главного города страны – города Грамматеевска.


4. Чистописание.

- Итак, начнём свой путь с ДорогиЧистописания. (Слайд 5)

Дуб з…леный над х…лмом,

А под дубом ст…ит дом.

В доме буковки ж…вут,

Нас к себе они зовут.

е о и

- Вставим пропущенные буквы и составим цепочку для чистописания.

Посмотрите какие это буквы? Все безударные гласные мы отыскали,

Которые в гости нас приглашали.

А все ли буквы вышли к нам? Нет еще надо написатьбуквы а и я.

еои

ее ииоо

- Ребята, в какой части слова мы вставляли пропущенные буквы?

- Сформулируйте тему урока. Правописание безударной гласной в корне слова.


- Какие цели поставили? (Закрепить знания правильно писать слова с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово)

5. Словарная работа   

1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.(Слайд 6)

-Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова.

Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь.

2) Взаимопроверка.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

-Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

Теперь оценим вашу работу. Покажите сигнальными карточками: зеленая – не сделал ни одной ошибки, оранжевая – допустил 1-2 ошибки, красная карточка – говорит о том, что вы не поняли предмет. Поднимите подходящую вам карточку.

Итак, продолжаем дальше наш путь. Наши глазки должны отдохнуть

"Ночь"

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.


6. Постановка проблемы урока. (Слайды7–9)

- Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.(Слайд 7)

«Дима написал своему другу Коле записку

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».


-Почему так получилось? (Слайд 8)

-Какое правило не знал автор записки?

(Как пишутся безударные гласные в корне слова)

-Как правильно записать это слово?(Слайд 9)

с м…чом – мяч – с мячом

-Что мы посоветуем Коле? ((Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова)

Но для начала давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в коне слова.(Слайд 10)


7. Упражнения для закрепления.

Стр. 97, упр.149

- Поставьте ударения и подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

8. Работа с безударными гласными.

- Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание. (Слайд11)

- Давайте посмотрим на экран. Что вы видите?

Дети: Буквы.

- Какие это буквы?

Дети: Гласные.

-Дети, давайте вспомним, какие гласные бывают? Гласные звуки под ударением называются ударными, а те гласные, которые находятся без ударения – безударными.

1) Игра «Молчанка»

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), м…слёнка( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети).

- А теперь поработаем в парах:

2) Работа в парах (карточки)

- Сейчас я раздам вам карточки, а вы выполните следующее задание.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово и найдите лишнее слово, докажите почему оно лишнее.

КАРТОЧКА № 1


  • Вставить пропущенные орфограммы.

  • Выделить корень.

  • Подчеркнуть проверочные слова.

Гл…за, гл…зок, гл…зной, г…лосок, гл…зки.


  • Найди лишнее слово. Докажи.


КАРТОЧКА № 2


  • Вставить пропущенные орфограммы.

  • Выделить корень.

  • Подчеркнуть проверочные слова.

Л…ст, л…стик, л…стопад, дер…во, л…сток.


  • Найди лишнее слово. Докажи.


КАРТОЧКА № 3


  • Вставить пропущенные орфограммы.

  • Выделить корень.

  • Подчеркнуть проверочные слова.

Л…сок, л…сник, л…сной, л…с, б..рёза.


  • Найди лишнее слово. Докажи.


КАРТОЧКА № 4


  • Вставить пропущенные орфограммы.

  • Выделить корень.

  • Подчеркнуть проверочные слова.

Цв…ток, цв…тник, цв…тной, цв…т, р…стение.


  • Найди лишнее слово. Докажи.



- Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.?


9. Физкультминутка.

- Мы с вами долго были в пути, надо нам немного размяться.

«Замок»

На дверях висит замок (согнуть руки в замочек)

Кто открыть его бы смог? (вытянуть руки с «замком» вперед)

Мы замочком постучали, (постучать «замочком» по столу)

Мы замочком повертели (повертеть «замочком» влево-вправо)

Мы замочек покрутили (покрутить «замочком» к себе и от себя)

- Молодцы, ребята.


(Слайд 12)


- Вот мы и открыли двери в город Грамматеевск. Здесь нас встречает профессор Граммотейкин. Он спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

(О, А, И, Е, Я)

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

(Слайд 13)


- И в городе Гамматеевскенас ждут новые испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

10. Самостоятельная работа. (Слайд 14)

- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

За лесом журчала рика. На паляне росли цветы. На небе свитили звезды.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.

За лесом журчала река. На поляне росли цветы. На небе светили звезды.

- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

11. Итог урока.

- Мы снова в родной школе.

- Я вам предлагаю ответить на вопросы:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные буквы а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.) (Слайд 15)


  14. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)


Красный - Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый - Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.


Урок окончен. Спасибо за внимание.