Тема. Имя прилагательное как часть речи
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- дети уточнят что такое имя прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает;
-дети научатся отличать имя прилагательное от других частей речи; обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному, ставить к слову вопрос;
- учащиеся выяснят роль имён прилагательных в речи,
- получат возможность узнать о синтаксической роли имени прилагательного в предложении;
- осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
Метапредметные результаты:
Познавательные: осознанно и произвольно будут строить речевые высказывания в устной форме; осуществлять анализ, сравнение, обобщение, поиск необходимой информации в тексте.
Регулятивные: учащиеся будут принимать и удерживать цель на протяжении всего урока; оценивать свою работу и работу товарища; учиться создавать алгоритм действий на уроке; проведут рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные: учащиеся будут вести учебный диалог с учителем и сверстниками. проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные результаты: понимать значение этой темы для решения учебных и жизненных задач (красивая, правильная и богатая речь всем понятна) содействовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык
Образовательные ресурсы: учебник, ч.2 с 86-87, рабочая тетрадь ч.2, электронное приложение к учебнику, карточки, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор.
I. Мотивирование к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.
Чистописание. (Самооценка: ставят на полях соответствующий кружок)
- Начнем урок с чистописания.
Мм
Млм
- Написание какой буквы будем повторять сегодня?
- Какие звуки обозначает буква эм?
- Дайте характеристику звуку м.
- Какие элементы есть в написании буквы?
- Как будем писать? (Снизу)
- Какие ещё буквы начинаем писать снизу? (Л, л, Я, я, А).
- Чтобы красиво написать нужно повторить правила посадки при письме.
II. Актуализация знаний.
1. Словарная работа (ЭОР)
М.рковь, б.рёзка, б.льной, з.мл.ника.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.(Проверка по образцу – 1 ученик работает на ноутбуке)
- Как вы считаете, какое слово лишнее? Почему так думаете?
(1)Больной – т.к. в этом слове пропущена буква, обозначающая проверяемый безударный гласный в корне, а во всех других словах – непроверяемый безударный гласный.
2) Больной – т.к. обозначает одушевленный предмет, а все другие слова-существительные обозначают неодушевленный предмет.
3) Больной – т.к. слово может быть другой частью речи – прилагательным).
2. Работа с предложением. Повторение сведений о частях речи.
Золотит, вершины, солнце, деревьев. (Слайд)
- Посмотрите на экран. Какие задания вы можете здесь предложить?
(Составить предложение из этих слов, найти и объяснить известные орфограммы, указать известные части речи, найти главные члены предложения).
- Составьте, запишите предложение, подчеркните орфограммы.
- Как правильно оформить на письме предложение?
Солнце золотит вершины деревьев. (Слайд)
(Запись предложения, выделение и объяснение орфограмм)
- Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.
(Разбор по членам и частям речи) (Слайд «Весенний пейзаж»)
-Дайте характеристику предложению.
- Попробуем ещё распространить наше предложение, добавим в него другие слова.
(Опишем солнце, деревья)
Яркое весеннее солнце золотит вершины тёмных деревьев. - Запишите новое предложение.
(Запись нового предложения.)
- Проверьте. (Слайд)
- Слова какой части речи вы вставили? (Предполагают, что это может быть имя прилагательное)
- Какой раздел мы изучаем? (Части речи)
- Какие части речи знаете? Какие части речи уже изучили? (Существительное, глагол)
-Что вы знаете об имени существительном?
- Что такое глагол?
- Давайте вспомним, по какому плану мы изучали части речи? (Дети вспоминают план)
План изучения части речи: (Слайд)
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Роль в речи.
Роль в предложении.
III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Выявление места и причин затруднения)
- Что вы уже знаете об имени прилагательном? Заполните лист самооценки, определите, что знаете и что умеете и знаете в первой колонке («+» - если уверены, «-« - если не знаете, или «?» - если сомневаетесь), чему ещё нужно учиться.
(У каждого на столе табличка, которую дети заполняют в начале и в конце урока)
В начале урока | Знания и умения | В конце урока |
| Знаю, что такое имя прилагательное | |
| Знаю, что обозначает имя прилагательное | |
| Знаю, на какие вопросы отвечают имена прилагательные | |
| Умею находить имена прилагательные в тексте | |
| Знаю, какую роль выполняют имена прилагательные в речи | |
| Знаю, какую роль выполняют прилагательные в предложении | |
(На доске составляется кластер (по итогам листа самооценки))
- Вспомним, что знаем и запишем результат в таблицу-схему.
Часть речи
Какой? Какая?
Признак предмета Какое? Какие?
Имя прилагательное
- Дети, подумайте и скажите, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке? Какие задачи поставим? (Будем говорить об имени прилагательном, что оно обозначает, какую роль играет в нашей речи.)
- Что уже повторили, выяснили в результате составления таблицы (кластера) об имени прилагательном? Сформулируйте вывод, опираясь на схему.
- Где можно проверить наши предположения, где можно прочитать информацию? (В учебнике с.86)(Читают тему урока, задачу урока и правило. Тема: Имя прилагательное. Задача: Что такое имя прилагательное?)(Чтение правила с.86)
IV. Организация познавательной деятельности.
- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам провести исследование.
- Любое исследование удобнее проводить в группах. Вспомним правила работы в группах. (по 4 чел.).
- Работайте по алгоритму. Посмотрите, что должно стать результатом вашего исследования?( Вывод)
1. Работа в группах.
Группы представляют результат исследования. Фиксируется на экране. (Слайд)
Карточка для группы 1.
Какие признаки называют имена прилагательные?
1. Допишите в строки таблицы признаки и определите их название.
| | | | Признак |
красный | | синий | | |
| круглый | треугольный | | |
кислый | горький | | | |
| стеклянный | | металлический | |
| | добрый | ленивый | |
2.Сделайте вывод:
Имена прилагательные называют признаки:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Добавляем в ячейку кластера - что обозначает: цвет, форму, вкус, материал, внутренние качества человека и др.)
Карточка для группы 2.
Роль в речи
Работайте по алгоритму
1
. Прочитайте текст. Узнайте животное
Зубки __________, рыльце _____________, хвостик __________,
шубка _______________.
Узнали? (подчеркните ответ)
Д
а Нет
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложение, если бы речь шла о лисе? Напишите.
2. Подчеркните слова, которые помогли вам узнать зверька.
3. Какая это часть речи? _______________________________________
4. Сделайте вывод:
Имена прилагательные нужны в речи для
.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Прилагательные делают нашу речь более ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
(Заполняем ячейку кластера - роль в речи: делают нашу речь точной, выразительной, красивой)
Я – часть речи интересная
Широко в мире известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною надо дорожить!
Роль в предложении.
- Вернёмся ко второму предложению, которое составляли в начале урока. Определим, каким членом предложения являются прилагательные.
- Каким членом предложения бывают имена прилагательные? (Второстепенным)(Слайд)
(Заполняем ячейку кластера – роль в предложении: второстепенный член).
Физминутка
- Мы хорошо поработали. Пора отдохнуть.
(Я буду называть слова. Если я назову имя существительное – хлопаем в ладоши, глагол – приседаем, имя прилагательное – плавные движения руками вверху)
Мяч, интересный, круглая, природа, гудит, восхитительный, чудесный, мышь, решает, шубка, тёплый, зеленеет, зелёный.
3. Первичное закрепление.
- А сейчас я предлагаю применить наши знания.
а) Выполнение упр. 148 (устно)
- Прочитайте вопросы и слова.
- Что обозначают эти слова? (Признаки)
- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
- Признаки каких предметов они обозначают? (Снег, земляника, солнышко, ребята)
б) Самостоятельная работа. (Проверка и самооценка)
Выполнение упр.149.
- Прочитайте задание. (Читают вслух 1 задание)
- Кто написал это высказывание? (Слайд)
(А.Н.Толстой (1882-1945г) – русский советский писатель. Написал для детей сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
- О чем это высказывание? (О русском языке).
- Что хотел сказать А.Н.Толстой о русском языке? (Что русский язык очень красивый, яркий, певучий, богатый, задушевный.)
- С чем сравнивает автор яркость? (С радугой)
- …меткость? (Со стрелами)
-…певучесть, задушевность? (С песней колыбельной)
- Русский язык один из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Это национальный язык великого русского народа, наш с вами язык. И мы должны знать его и, беречь, т.е. учиться говорить правильно).
- Прочитайте последнее задание.
- Как нужно списывать?
- Выполните. Проверьте работу, оцените.
(Выполняют. Проверяют. Ставят соответствующий знак)
в) Игра «Кто это? Что это?»
– Я называю признаки предметов - прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает тот ряд, кто отвечает правильно и соблюдает дисциплину.
– Добрая, любимая, родная – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Сочное, вкусное, спелое – …
г) Работа в парах. Игра наоборот: «Угадай предмет» (Резерв)
- Ну а теперь мы продолжим эту игру в парах, но наоборот. Я на каждую парту положила листок, на котором записано имя существительное. Вы вместе должны обсудить, какие имена прилагательные могут подойти к вашему предмету и записать их. Затем, вы читаете признаки – имена прилагательные, а ребята отгадывают предметы - имена существительные.
- Итак, по именам прилагательным догадайтесь о каком имени существительном идет речь?
(Раздаю карточки со словами: арбуз, волк, мышка, медведь, заяц)
V. Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте уточним учебную задачу? (Узнать, что такое имя прилагательное)
- Оценим, смогли ли решить её на уроке. Обоснуйте свой ответ. (Рассказывают, что узнали об имени прилагательном)
(Слайд «Запомните»)
- Отметьте в листе самооценки во второй колонке, что знаете, а в чём ещё не уверены.
- Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами: (Слайд)
Сегодня на уроке мы работали …
Я могу похвалить себя за …
Сегодня на уроке я старался, но не всё получилось, потому что . . .
Мне было трудно…
Домашнее задание
№92 в р.т. или Найти или придумать загадку, которая состоит из имен прилагательных.
Спасибо за урок.