СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи". Программа "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"»

Тема. Имя прилагательное как часть речи


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- дети уточнят что такое имя прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает;

-дети научатся отличать имя прилагательное от других частей речи; обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному, ставить к слову вопрос;

- учащиеся выяснят роль имён прилагательных в речи,

- получат возможность узнать о синтаксической роли имени прилагательного в предложении;

- осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

Метапредметные результаты:

Познавательные: осознанно и произвольно будут строить речевые высказывания в устной форме; осуществлять анализ, сравнение, обобщение, поиск необходимой информации в тексте.

Регулятивные: учащиеся будут принимать и удерживать цель на протяжении всего урока; оценивать свою работу и работу товарища; учиться создавать алгоритм действий на уроке; проведут рефлексию своих действий на уроке.

Коммуникативные: учащиеся будут вести учебный диалог с учителем и сверстниками. проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Личностные результаты: понимать значение этой темы для решения учебных и жизненных задач (красивая, правильная и богатая речь всем понятна) содействовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык


Образовательные ресурсы: учебник, ч.2 с 86-87, рабочая тетрадь ч.2, электронное приложение к учебнику, карточки, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор.





















I. Мотивирование к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Чистописание. (Самооценка: ставят на полях соответствующий кружок)

- Начнем урок с чистописания.

Мм

Млм

- Написание какой буквы будем повторять сегодня?

- Какие звуки обозначает буква эм?

- Дайте характеристику звуку м.

- Какие элементы есть в написании буквы?

- Как будем писать? (Снизу)

- Какие ещё буквы начинаем писать снизу? (Л, л, Я, я, А).

- Чтобы красиво написать нужно повторить правила посадки при письме.


II. Актуализация знаний.

1. Словарная работа (ЭОР)


М.рковь, б.рёзка, б.льной, з.мл.ника.


- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.(Проверка по образцу – 1 ученик работает на ноутбуке)

- Как вы считаете, какое слово лишнее? Почему так думаете?

(1)Больной – т.к. в этом слове пропущена буква, обозначающая проверяемый безударный гласный в корне, а во всех других словах – непроверяемый безударный гласный.

2) Больной – т.к. обозначает одушевленный предмет, а все другие слова-существительные обозначают неодушевленный предмет.

3) Больной – т.к. слово может быть другой частью речи – прилагательным).


2. Работа с предложением. Повторение сведений о частях речи.


Золотит, вершины, солнце, деревьев. (Слайд)


- Посмотрите на экран. Какие задания вы можете здесь предложить?

(Составить предложение из этих слов, найти и объяснить известные орфограммы, указать известные части речи, найти главные члены предложения).

- Составьте, запишите предложение, подчеркните орфограммы.

- Как правильно оформить на письме предложение?


Солнце золотит вершины деревьев. (Слайд)

(Запись предложения, выделение и объяснение орфограмм)

- Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

азбор по членам и частям речи) (Слайд «Весенний пейзаж»)

-Дайте характеристику предложению.


- Попробуем ещё распространить наше предложение, добавим в него другие слова.

(Опишем солнце, деревья)


Яркое весеннее солнце золотит вершины тёмных деревьев. - Запишите новое предложение.

(Запись нового предложения.)

- Проверьте. (Слайд)


- Слова какой части речи вы вставили? (Предполагают, что это может быть имя прилагательное)

- Какой раздел мы изучаем? (Части речи)

- Какие части речи знаете? Какие части речи уже изучили? (Существительное, глагол)

-Что вы знаете об имени существительном?

- Что такое глагол?


- Давайте вспомним, по какому плану мы изучали части речи? (Дети вспоминают план)


План изучения части речи: (Слайд)

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Как изменяется?

  4. Роль в речи.

  5. Роль в предложении.


III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Выявление места и причин затруднения)

- Что вы уже знаете об имени прилагательном? Заполните лист самооценки, определите, что знаете и что умеете и знаете в первой колонке («+» - если уверены, «-« - если не знаете, или «?» - если сомневаетесь), чему ещё нужно учиться.

(У каждого на столе табличка, которую дети заполняют в начале и в конце урока)

В начале урока

Знания и умения

В конце урока


Знаю, что такое имя прилагательное



Знаю, что обозначает имя прилагательное



Знаю, на какие вопросы отвечают имена прилагательные




Умею находить имена прилагательные в тексте



Знаю, какую роль выполняют имена прилагательные в речи



Знаю, какую роль выполняют прилагательные в предложении



(На доске составляется кластер (по итогам листа самооценки))

- Вспомним, что знаем и запишем результат в таблицу-схему.





Часть речи

Какой? Какая?

Признак предмета Какое? Какие?



Имя прилагательное





- Дети, подумайте и скажите, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке? Какие задачи поставим? (Будем говорить об имени прилагательном, что оно обозначает, какую роль играет в нашей речи.)

- Что уже повторили, выяснили в результате составления таблицы (кластера) об имени прилагательном? Сформулируйте вывод, опираясь на схему.

- Где можно проверить наши предположения, где можно прочитать информацию? (В учебнике с.86)(Читают тему урока, задачу урока и правило. Тема: Имя прилагательное. Задача: Что такое имя прилагательное?)(Чтение правила с.86)

IV. Организация познавательной деятельности.

- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам провести исследование.

- Любое исследование удобнее проводить в группах. Вспомним правила работы в группах. (по 4 чел.).

- Работайте по алгоритму. Посмотрите, что должно стать результатом вашего исследования?( Вывод)

1. Работа в группах.

Группы представляют результат исследования. Фиксируется на экране. (Слайд)

Карточка для группы 1.

Какие признаки называют имена прилагательные?

1. Допишите в строки таблицы признаки и определите их название.





Признак

красный


синий




круглый

треугольный



кислый

горький





стеклянный


металлический




добрый

ленивый




2.Сделайте вывод:

Имена прилагательные называют признаки:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Добавляем в ячейку кластера - что обозначает: цвет, форму, вкус, материал, внутренние качества человека и др.)

Карточка для группы 2.

Роль в речи

Работайте по алгоритму

1 . Прочитайте текст. Узнайте животное

Зубки __________, рыльце _____________, хвостик __________,

шубка _______________.

Узнали? (подчеркните ответ)

Д а Нет

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

-  Какие бы слова вы вставили в предложение, если бы речь шла о лисе? Напишите.

2. Подчеркните слова, которые помогли вам узнать зверька.

3. Какая это часть речи? _______________________________________

4. Сделайте вывод:


Имена прилагательные нужны в речи для

.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Прилагательные делают нашу речь более ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


(Заполняем ячейку кластера - роль в речи: делают нашу речь точной, выразительной, красивой)


Я – часть речи интересная

Широко в мире известная.

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною надо дорожить!

Роль в предложении.

- Вернёмся ко второму предложению, которое составляли в начале урока. Определим, каким членом предложения являются прилагательные.

- Каким членом предложения бывают имена прилагательные? (Второстепенным)(Слайд)

(Заполняем ячейку кластера – роль в предложении: второстепенный член).


Физминутка

- Мы хорошо поработали. Пора отдохнуть.

(Я буду называть слова. Если я назову имя существительное – хлопаем в ладоши, глагол – приседаем, имя прилагательное – плавные движения руками вверху)

Мяч, интересный, круглая, природа, гудит, восхитительный, чудесный, мышь, решает, шубка, тёплый, зеленеет, зелёный.

3. Первичное закрепление.

- А сейчас я предлагаю применить наши знания.

а) Выполнение упр. 148 (устно)

- Прочитайте вопросы и слова.

- Что обозначают эти слова? (Признаки)

- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.

- Признаки каких предметов они обозначают? (Снег, земляника, солнышко, ребята)

б) Самостоятельная работа. (Проверка и самооценка)

Выполнение упр.149.

- Прочитайте задание. (Читают вслух 1 задание)

- Кто написал это высказывание? (Слайд)

(А.Н.Толстой (1882-1945г) – русский советский писатель. Написал для детей сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

- О чем это высказывание? (О русском языке).

- Что хотел сказать А.Н.Толстой о русском языке? (Что русский язык очень красивый, яркий, певучий, богатый, задушевный.)

- С чем сравнивает автор яркость? (С радугой)

- …меткость? (Со стрелами)

-…певучесть, задушевность? (С песней колыбельной)


- Русский язык один из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Это национальный язык великого русского народа, наш с вами язык. И мы должны знать его и, беречь, т.е. учиться говорить правильно).

- Прочитайте последнее задание.

- Как нужно списывать?

- Выполните. Проверьте работу, оцените.

(Выполняют. Проверяют. Ставят соответствующий знак)

в) Игра «Кто это? Что это?»

 – Я называю признаки предметов - прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает тот ряд, кто отвечает правильно и соблюдает дисциплину.

– Добрая, любимая, родная – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …

Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …

Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …

Сочное, вкусное, спелое – …


г) Работа в парах. Игра наоборот: «Угадай предмет» (Резерв)

- Ну а теперь мы продолжим эту игру в парах, но наоборот. Я на каждую парту положила листок, на котором записано имя существительное. Вы вместе должны обсудить, какие имена прилагательные могут подойти к вашему предмету и записать их. Затем, вы читаете признаки – имена прилагательные, а ребята отгадывают предметы - имена существительные.

- Итак, по именам прилагательным догадайтесь о каком имени существительном идет речь? 

(Раздаю карточки со словами: арбуз, волк, мышка, медведь, заяц)


V. Рефлексия


 - Ребята, наш урок подходит к концу, давайте уточним учебную задачу? (Узнать, что такое имя прилагательное)

- Оценим, смогли ли решить её на уроке. Обоснуйте свой ответ. (Рассказывают, что узнали об имени прилагательном)

(Слайд «Запомните»)


- Отметьте в листе самооценки во второй колонке, что знаете, а в чём ещё не уверены.


- Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами: (Слайд)

Сегодня на уроке мы работали …

Я могу похвалить себя за …

Сегодня на уроке я старался, но не всё получилось, потому что . . .

Мне было трудно…


Домашнее задание

№92 в р.т. или Найти или придумать загадку, которая состоит из имен прилагательных.

Спасибо за урок.