Конспект урока по предмету ТЕХНОЛОГИИ И ВЕДЕНИЯ ДОМА.
В 5 А КЛАССЕ
УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИ МБОУ СОШ №20
Манукян Татьяны Александровны
По учебнику: Н.В.синица, В.Д.Симоненко
ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА.
Тема урока: «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания»

Цели урока:
* Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней, соблюдать санитарно – гигиенические требования; ознакомить с правилами безопасной работы на кухне; ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком
*Метапредметные: воспитывать инициативу, самостоятельность и творческого начала у учащихся; воспитывать аккуратность и опрятность в работе, умения учащихся логически мыслить
*Личностные: Сформировать навыки по уходу за посудой и кухонной утварью
Тип урока: открытый
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
Осознание понятия кулинария.
Уяснение санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды;
Уяснение безопасных приёмов работы на кухне: правилами безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, правилами оказания первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Осознание питания как физиологической потребности.
Формирование знаний о пищевых веществах и значении белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека; пищевой пирамиде; роли витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ.
Метапредметные:
Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока.
Планирование собственной познавательной деятельности.
Формирование навыков работы с учебной литературой.
Освоение навыков проведения лабораторной работы.
Формирование навыков анализа и систематизации.
Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями.
Личностные:
Проявление познавательной активности на уроке.
Формирование навыков самообразования.
Формирование экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам.
Словарь урока:
санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.
Ресурсы урока:Учебник “Технология. 5 класс, Технологии ведения дома” Синица Н. В., Симоненко В. Д., издательство “Вентана-Граф”, 2016.
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Мотивация.
Чтобы приготовить воскресный завтрак для всей семьи, необходимо :
ознакомиться с понятием кулинария;
узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;
попробовать себя в качестве официанта;
освоить приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
научиться оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;
узнать, какие питательные вещества необходимы человеку;
научиться сервировать стол к завтраку и оформлять блюда.
Посмотрите на требования к выполнению нового проекта и определите, сможете ли вы разработать проект без дополнительной подготовки?
3 этап. Актуализация знаний.
Задание на соответствие
Определите, какие виды деятельности соответствуют каждому этапу выполнения проекта.
4 этап. Целеполагание и планирование.
Что вы должны узнать для выполнения творческого проекта по кулинарии ?
Познакомиться с понятием кулинария.
Узнать, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении кулинарных работ.
Научиться ухаживать за посудой, поверхностью стен и пола.
Изучить безопасные приемы работы на кухне и правила оказания первой помощи при порезах и ожогах.
Узнать, какие питательные вещества входят в состав пищи.
Узнать, что такое пищевая пирамида.
Научиться оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
Познакомиться с понятием режим питания.
Обсудим план урока
Познакомиться с новыми понятиями.
Научиться оказывать первую помощь во время работы на кухне.
Выполнить задания в рабочей тетради.
5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 1 урок.
Санитария (от лат. sanitas — “здоровье”) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний
Значение слова гигиена вы можете самостоятельно узнать в Интернете и оформить сообщение.
К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни
Определите, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ :
Если ты пришел на кухню,
Руки мыть ты не спеши.
Фартук надевать не нужно,
Его ты вовсе не носи.
Не спеши ты вымыть фрукты –
От мытья им только вред.
Прихватив ножи и доску,
Режь скорее все подряд.
Позабудь про холодильник!
Подготовь на кухне полку.
Молоко, сосиски, рыбу
На ней лучше сохранишь.
Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок!

Какие еще требования необходимо соблюдать во время работы на кухне?
Прочитайте материал учебника на стр. 30-31 и дополните правила (самостоятельная работа с учебником).
Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола.
Работа с учебником стр. 31-34.
Первичное закрепление полученных знаний: упражнение на соотнесение :
Выполните № 1 из задания 4 в рабочей тетради.
Работа с учебником стр. 34-36.
Работа с учебником стр. 36.
Выполните № 2 из задания 4 в рабочей тетради.
Практическая работа “Приемы оказания первой помощи при порезах и ожогах”.
5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 2 урок.
Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это – физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?
Работа с учебником стр. 38-39.
Задание на соответствие .
Определите значение для человека таких веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.
Работа с учебником стр.39.
Рассмотрите рис. 21 и перечислите, какие продукты расположены на определенных уровнях пирамиды
Работа с учебником стр. 39-41.
Задание на определение правильной последовательности :
Определите правильную последовательность оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать ее в необходимых количествах и в определенное время
Сколько раз в день необходимо принимать пищу?
Как называются приемы пищи?
Какой прием пищи считается главным? Почему?
Какие продукты можно использовать для перекусов?
Прозрачность – для определения прозрачности нам понадобится 20 см столб: если, глядя через него, вы будете четко различать стандартный шрифт на листе бумаги, значит, вода прозрачна.
Цвет – аналогично определяем цветность, оценивая цвет столба воды на фоне белой бумаги (офисной).
Запах – запах воды оцениваем при температуре 20 градусов, затем нагреваем жидкость до 60 градусов и вновь анализируем свои ощущения.
Вкус – привкус воды может быть горьковатым, солоноватым, вяжущим и так далее. Солоноватый привкус свидетельствует о высокой минерализации воды, а неприятные вяжущие ощущения вызывает повышенное содержание ионов железа.
Кислотность – берем индикатор (лакмусовую бумажку), помещаем его в раствор и следим за изменением цвета.
Наличие хлора – определим это можно при помощи йодокрахмальной бумаги, которая при взаимодействии с ионами хлора приобретает синий цвет.
Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи – долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.
Оцените качество питьевой воды по перечисленным показателям, заполните таблицу и сделайте вывод о качестве воды.
Физкультминутка
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).
Самостоятельная работа: рабочая тетрадь – № 4, задание 4; № 4, задание 5.
7 этап. Рефлексия и оценивание.
Согласны ли вы с народной пословицей: “Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука”?
Оцените свои достижения на уроке.
Оценочный лист
Определение правильной последовательности мытья посуды (№ 1, задание 4) – 1 балл.
Задание на соответствие санитарно – гигиеническим требованиям – 1 балл.
Определение правильной последовательности оказания первой помощи при порезах и ожогах (№ 2, задание 4) – 1 балл.
Правила безопасного пользования – 1 балл.
Активность на уроке – 1 балл.
8 этап. Домашнее задание.
Инвариативная часть. Параграфы 5-6, № 1, 2, задание 5, продукты для бутербродов: хлеб, сыр, колбаса, сливочное масло, фартук и косынка.
Вариативная часть.
Темы для сообщений:
“Богиня здоровья”,
“Витамины в жизни человека”,
“Вода – богатство планеты”,