СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по технологии в 5 классе. Тема урока « СТОЛЯРНАЯ НОЖОВКА, УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- формирование первоначальных знаний о процессе пиления;

- формирование первоначальных знаний об устройстве и назначении  столярной ножовки, определять по внешнему виду назначение ножовки;

- воспитание трудолюбия, бережного отношения к инструментам, самостоятельности при выполнении работ, ответственности за результат.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по технологии в 5 классе. Тема урока « СТОЛЯРНАЯ НОЖОВКА, УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ»»

Хасавюртовский многопрофильный лицей «им. А.Абукова» Открытый урок по технологии в 5 классе.

Тема урока « СТОЛЯРНАЯ НОЖОВКА, УСТРОЙСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ»

Дата проведения 16.11.2017г.

Провел учитель технологии Мурадов Р.С.



Цели урока:

- формирование первоначальных знаний о процессе пиления;

- формирование первоначальных знаний об устройстве и назначении столярной ножовки, определять по внешнему виду назначение ножовки;

- воспитание трудолюбия, бережного отношения к инструментам, самостоятельности при выполнении работ, ответственности за результат.

Задачи урока:

- ознакомить учащихся с устройством и назначением столярной ножовки, принципами работы ей;

-правилами пиления и техникой безопасности при выполнении работы;

- учиться правильно организовывать рабочее место при выполнении работы;

- закрепить умения нанесения разметки на заготовку;

- научиться распиливать заготовку согласно заданию с соблюдением безопасных приемов работы;

Тип урока: комбинированный

Метод урока: объяснительно-иллюстративный, практическая работа

Оборудование и инвентарь: солярный верстак, столярная ножовка, столярный угольник, линейка, карандаш.

Новые понятия и определения: пиление (продольное, поперечное и смешанное), пила, зубья, режущая кромка, стусло.

Ход урока:

  1. Повторение изученного материала (8 мин.):

На прошлом уроке мы с вами изучали правила разметки. Без хорошей точной разметки не получится хорошее изделие. Поэтому сейчас мы повторим, как правильно сделать разметку заготовок из древесины.

1 вопрос: Что такое разметка? Назовите инструмент для разметки.

2 вопрос: Назовите правила разметки.

Цель: устройство и назначение столярной ножовки,  формирование начальных знаний о процессе пиления.

Задачи:

  1. Научить определять по внешнему виду назначение ножовки;

  2. Распиливать детали из древесины с помощью столярной ножовки;

  3. Развивать практические навыки умения работать ножовкой;

  4. Научиться подбирать ножовки в зависимости от распила;

  5. Овладеть основными безопасными приёмами работы с ножовкой. 

Пиление древесины производят различными пилами. Посмотрите на рисунок, какие разные виды пил используются, каждая имеет свое назначение. 

По направлению разрезания различают три основных вида пиления: поперечное, продольное и смешанное пиление.
У пил для поперечного пиления острые режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.
У пил для продольного пиления выступающие вперед режущие кромки наклонных зубьев срезают волокна древесины и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки.

На доске показаны формы зубьев и схемы перерезания волокон продольными и поперечными пилами.



ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПИЛЕНИИ

В процессе пиления с помощью столярных пил, ножовок и других ручных инструментов следует учитывать следующее: 

01. Пользоваться можно только исправными, хорошо заточенными пилами, с правильно разведенными зубьями. Пилами затупленными пользоваться нельзя. 

02. Необходимо прочно зажимать обрабатываемый материал при пилении. Пользоваться упорами, стуслом и другими способами. 

03. Соблюдать правильную позицию и правильно держать инструмент; быть внимательным и аккуратным в работе. 

04. Особо следует учесть, что наиболее опасным при пилении является момент, когда полотно пилы направляется по риске при помощи большого пальца или второго сустава; нельзя допускать рывков пилы, особенно вперед, при запиле. 

05. Не разрешается левую руку держать близко к пропилу. 

06. Класть пилу на верстак зубьями от себя. 

07. Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться только щеткой. 

Учащиеся записывают ТБ под диктовку учителя.

  1. Закрепление изученного материала (5 мин.).

Прежде, чем мы перейдем к самостоятельному выполнению задания по распиливанию заготовок при изготовлении различных изделий, давайте повторим то, что мы узнали нового сегодня на уроке (в форме фронтального опроса):

- что такое пиление древесины?

- какое пиление называют поперечным, какое – продольным?

- чем различаются пилы для поперечного и продольного пиления?

- для чего и как применяют сусло?

- какие меры безопасности следует соблюдать при пилении ручной пилой?

Ответы учащихся.

  1. Практическая работа (30 мин.).

Молодцы, вы хорошо усвоили учебный материал, и мы переходим к выполнению практической работы.

Вам предстоит распилить заготовку, предварительно сделав разметку. Посмотрите на чертеж на доске. Преподаватель объясняет алгоритм выполнения задания.

Откройте тетради, подпишите число, тему практической работы, цель, оборудование и инструменты, с которыми вы будете работать, выполните чертеж.

Перед началом выполнения задания есть ли у кого-нибудь вопросы? Если есть, отвечает преподаватель.

Далее – краткий инструктаж по последовательности выполнения работы.

Преподаватель доводит до сведения учащихся, что оценка за практическую работу ставится с учетом правильной организации труда, выполнения правил ТБ.

Последовательность выполнения работы:

1). Проверить наличие оборудования и инвентаря. Все должно исправным, чистым.

2). Сделать разметку на заготовке, проверить правильность.

3). Произвести пропил.

4). Убрать рабочее место.

5). Сдать учителю выполненную работу.

А теперь вы можете приступать к выполнению практической работы.

Во время практической работы учитель индивидуально работает с учащимися по формированию умений пиления, следит за выполнением правил ТБ.

Оценивание практической работы учащихся (3 мин.).

Выставление оценок за урок, в том числе за устные ответы и письменные задания.