Предмет: география
Учитель: Коломийцева О.В.
Класс: 6-Б
Тема. Географические координаты.
Цель: сформировать знания о географических координатах – широте и долготе, способах определения географических координат; научить определять географические координаты с помощью градусной сетки; развивать умение ориентироваться по географической карте, развивать навыки определения географического адреса точки, продолжить формирование картографической грамотности; раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей на примере литературных произведений.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический)
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Межпредметные связи: математика, история, литература.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта полушарий, географические атласы, контурная карта полушарий, шахматная доска, игра «Морской бой», книга Ж. Верна «Дети капитана Гранта», раздаточные карточки, ноутбук, старинная бутылка с письмом.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Обратите внимание, что на ваших столах есть карточки, они помогут нам сэкономить время на уроке, ими мы будем пользоваться во время урока.
- Урок сегодня необычный, праздничный, у нас гости.
- Давайте с вами соберемся для работы!
- Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет нам сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении. Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.
Сегодня на уроке за активную работу вы будете получать фишки, они сегодня тоже праздничные, как и наш урок. В конце урока мы подведем итоги и, по количеству заработанных фишек, вы получите оценки.
Проверка домашнего задания
- Каким было ваше домашнее задание? (П. 13, научиться играть «Морской бой», прочитать произведение или просмотреть одноименный фильм «Дети капитана Гранта» и подумать над вопросом: «Почему героям пришлось совершить кругосветное путешествие?»)
НДМИРЕИЫА ЛАПЕРЛАИЛ
(меридианы) (параллели)
- Что это за линии?
- Что они образуют?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Откройте тетради, отступите 4 клетки от предыдущей работы, запишите число. Пока ученики делают запись, раздаю карточки.
1. Линии на карте и глобусе, которые проходят с севера на юг и сходятся на полюсах,
- это… (меридианы)
2. Нулевой и 180-ый меридиан делит землю на два полушария: … и… (Восточное и
Западное)
3. Линии на карте и глобусе, которые проведены параллельно экватору,
называются… (параллели)
4. Самая длинная параллель на Земле – это … (экватор)
5. Экватор делит Землю на два полушария: … и … (Северное и Южное)
Взаимопроверка. Выставление оценок.
Актуализация опорных знаний.
А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»
Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».
Зачитываю вопросы, первый ученик выходит к доске ставит плюсы в клетках получает фишку.
Вопросы:
Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
а) экватором;
б) параллелью;
в) полюсом;
г) меридианом. ФИШКА!
Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
а) экватором;
б) параллелью;
в) тропиком;
г) меридианом. ФИШКА!
Протяженность параллелей по направлению от экватора к полюсам:
а) уменьшается;
б) увеличивается. ФИШКА!
Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
а) 90°;
б) 360°;
в) 180°. ФИШКА!
- Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру? (Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.)
- Кто умеет играть в шахматы?
- Как нужно ходить фигурами?
- В чем схожесть этих двух игр?
Сообщение темы, цели, плана урока. Открыть карту полушарий в атласе
- Случалось ли вам где-нибудь заблудиться? Потеряться? Каковы были ваши действия?
- При спасении людей, которые терпят бедствие, важна каждая минута.
- Корабль терпит бедствие в Тихом океане (показать любую точку на карте), как его найти? Нужно передать координаты спасателям (нужно определить широту и долготу)
- Покажите на карте место приземления космического аппарата, если из сообщения удалось услышать, что он приземлился на 20-й параллели и 50 меридиане. Вы смогли точно показать место приземления? (Нет.)
- А почему? В чём затруднение? (нужно уточнить широту: северная или южная; долготу: западная или восточная)
- Сформулируем тему сегодняшнего урока: Географические координаты (записать в тетрадь).
Вы научитесь находить на карте любую точку и сами сможете назвать её адрес.
План (записан на доске)
Географическая широта.
Географическая долгота.
Географические координаты.
Определение географических координат с помощью градусной сетки.
Мотивация учебно-познавательной деятельности
- Зачем нужно уметь определять географические координаты?
- Где эти знания и умения могут пригодиться вам?
- Людям каких профессий эти знания просто необходимы?
(Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения.)
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу на картах, а на следующем уроке в Интернете на Googl картах вы увидите Ждановку с её координатами.
Изучение нового материала.
- Как вы считаете, что такое «географические координаты»?
Откройте учебник на с. 48, найдите и прочитайте определение. Правильный ли вывод мы сделали?
Понятие широта и долгота возникли в глубокой древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в 2 раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине,- широтой.
Географические координаты ввел древнегреческий ученый-астроном Гиппарх (около 180 г. до н.э.) Он жил и работал в Александрии. Гиппарх правильно определил размеры Луны и ее расстояние от Земли. Он определили широту и долготу как градусные величины с делением окружности на 3600, с минутами и секундами как долями градуса.
Этажи в многоэтажном доме
Ученики работают с учебником стр. 49, рис. 34 И я с учебником
«Почему героям романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие?»
Перед вами выставка книг о приключениях героев Жюля Верна, можете взять их в библиотеке и прочитать
Квартиры на этаже
Ученики работают с учебником стр. 51, рис. 35
Закрепление изученного материала
Физминутка
Географические координаты- это географическая широта и географическая долгота
Широта бывает… северная и южная
Долгота бывает….западная и восточная
Широту – северную и южную;
Долготу – восточную и западную;
0°-ой, и 180°-ый меридиан;
Экватор, 90° с.ш., 90° ю.ш.
Учитель. К нам попала старинная бутылка. Она, наверное, долго плавала в водах Мирового океана. Запись на бумаге, которая была в середине, немного размылась водой, но всё же что-то можно разобрать. Откуда же к нам попала эта вещь? Вот письмо и адрес, но он написан в виде координат.
«Далекие наши друзья», ми попали в достаточно сложную ситуацию. Заканчивается пресная вода. Едим только консервы. Матросы болеют цингой. Вокруг вода, вода, вода… Но мы должны довести до конца наше дело. Мы докажем, что земля круглая. Мы совершим это кругосветное путешествие… 1521 год…10° с.ш., 126°в.д.».
Кто эти люди? (Экспедиция Магеллана )
Где они находились, когда писали письмо? Определите по картам атласа с.14-15 (По координатам – возле Филиппинских островов)
Смотрю на время!!!
Используя «Физическую карту полушарий» учебника стр. 176-177, выполним задания.
10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла
остров. Его координаты: 69° ю.ш. и 91°з.д. Что это за остров?
Учащиеся определяют, что это за остров Петра I
Шхуна «Пилигрим» (Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44°
ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?
Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. (т.к. 44°ю.ш. и 165°в.д. находятся острова Новая Зеландия)
Итог урока
Что мы научились находить?
А нужны ли эти знания каждому из нас?
Ребята, у вас на столах лежат карточки с названием «ассоциативный куст»/паучок. Вспомните, что вы сегодня узнали, с чем познакомились, где вы это можете применить и заполните её с соседом по парте (1 минута)
Заполняю ассоциации у доски/ даю фишки
Домашнее задание
Изучить параграфы 14, 15 – для всех
Стр. 53, № 3 – для тех, кому не сложно
Подготовить загадку о координатах интересного географического объекта (можно с фотографией или рисунком) – для тех, кто претендует на отметку «5»
Задание будет размещено в беседе социальной сети ВК
Рефлексия
У каждого из вас есть анкета. Вы можете её подписать, можете не подписывать, для меня важно ваше мнение (1 минута)
На уроке я работал
А) активно
Б) пассивно
2. Своей работой на уроке я
А) доволен
Б) недоволен
3. Материал урока мне был
А) понятен
Б) не понятен
В) интересен
Г) скучен
4. Домашнее задание мне кажется
А) лёгким
Б) трудным
В) интересным
Г) не интересным
5. Я ставлю себе отметку
А) 5 Б) 4 В) 3 Г) 2
Географические координаты | Объект |
200 с.ш и 1560 з.д | влк. Мауна-Лоа |
280 с.ш и 860 в.д | г. Джомолунгма (Эверест) |
60 ю.ш и 1050 в.д | влк. Кракатау |
10 ю.ш и 780 з.д | влк. Котопахи |
520 с.ш и 00 | г. Лондон |
…. Спасибо за урок!!!