СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Классицизм" (8 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для учеников 8 класса по теме "Классицизм"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Классицизм" (8 класс)»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жирятинская средняя образовательная школа

имени Героя Советского Союза А.Ф.Возликова









Тема открытого урока:

«Классицизм»

 8 класс










Составитель:

учитель 1 категории

Прокопов А.И.




2018г.





Тема урока: «Классицизм» 8 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:
Деятельностная: 

- научить учащихся находить общее и различия стилей в архитектуре 18 вв., ввести новые понятия, термины, связанные с классицизмом.

- пробуждать интерес учащихся к различным видам искусства.
Содержательная: 

- сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний, связанных с архитектурой 18 в. в России.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Опрос (Проверка домашнего задания)

Работа по карточкам.

Карточка.

  1. Перечислите здания, архиектором которых был Доменико Трезини.

(Петропавловской крепости, здания Двенадцати коллегий, Кунсткамера, домик Петра, Меньшиковский дворец) 

  1. Кто был архитектором Александро-Невской лавры, Аничков дворец на Фонтанке?

(Михаил Григорьевич Земцов)

  1. Иван Кузьмич Коробов …………………………………………………………

(создал первоначальный проект башни Адмиралтейства, увенчанной золотым шпилем-флюгером в виде трёхмачтового корабля)

  1. Петр Михайлович Еропкин ………………………………………………..

(разработал идею знаменитого трезубца улиц, сходящихся в центре Санкт-Петербурга к Адмиралтейству)

  1. Бартоломео Растрелли………………………………………………………..

(Петергофский загородный увеселительный дворец. Царском Селе. Воскресенский Новодевичий монастырь. Зимний дворец, ныне — здание Государственного Эрмитажа)


III. План изложения нового материала.

  1. Актуализация знаний учащихся

 С чем связана смена эпох? 

(С рождением новых идей, с изменением сознания людей, идеологии)

Действительно, когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые. В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства.

Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма.

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Этапы развития классицизма (слайд 3)

Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х);

Строгий классицизм (1780-е – 1790-е);

Поздний классицизм, получивший название Ампир (первые 30 лет XIX века).

Черты стиля (слайд 4)

1. Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. 2. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.

3. Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.

4. Линии: строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.

5. Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.

6. Крыша: сложной, замысловатой формы.

7. Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.

8. Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.

9. Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.

10. Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).

11. Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.

Строение зданий эпохи классицизма (слайд 6)


Русский классицизм в архитектуре

К середине 18 века в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов. В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы и шедевры русского классицизма (слайд 6)

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 -1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-ДеламотА. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785). (слайд 7)

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов (слайд 8)

В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг) Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова - сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. (Слайд 9)


Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков (слайд 10)

М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.


Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол. (слайд 11)


Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.


Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле. (слайд 12)


Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов (слайд 13)

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.


Таврический дворец.

Джакомо Кваренги (слайд 14)

Д. Кваренги - представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

- Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

- Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.

- Смольный институт.


Смольный институт.

- В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

- Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

- Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.


Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж. (слайд 15)

Винченцо Бренна (слайд 16)

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Большой Гатчинский дворец


Чарльз Камерон (слайд 17)

Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.


Камероновая галерея.

Другая работа Камерона - Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора. (слайд 18)


Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.


IV. Закрепление пройденного материала

Вопрос: Как вы думаете, зачем современному человеку знать о классицизме?


(В жизни все связано. Вспомните о зверствах фашизма. Все это стало возможным потому, что существовал культ личности Гитлера. Но возникло это явление гораздо раньше.)


V. Задание на дом. Литература, рекомендуемая учащимся по теме урока.

Опираясь на план и используя учебник, рассказать об основных принципах классицизма.