Тема: Образное изображение осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».
Цель: создать педагогические условия для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности посредством знакомства с творчеством И. А. Бунина.
Задачи:
образовательные:
- формировать навык анализа поэтического текста;
- формировать навыки коммуникации, критического мышления;
- учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений;
- обогащать словарный запас учащихся;
развивающие:
- развивать речь на примере анализа поэтического произведения;
- развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;
- развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
- вызвать радость общения с поэзией.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.
Личностные:
Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги .
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно–поисковый, деятельностный метод практических и устных упражнений.
Технологи: технология деятельностного подхода к обучению, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение, презентация, раздаточный материал.
-Тихо сели . Отгадайте загадку!
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет,
Позитив друзьям несет! (улыбка)
-С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. ( дети улыбаются)
- Я вижу настроение у вас хорошее, настрой на работу деловой, тогда начнем урок литературного чтения.
- На уроках чтения мы много читаем, рассуждаем, делимся впечатлениями от прочитанного.
-Чтобы наша речь была четкой, внятной, выразительной - проведем речевую зарядку.
- Так как на улице зима, выполним упражнения с зимними названиями.
-1упражнение называется «Горка» . Кончик языка прижмем к внутренней стороне передних зубов, проведем языком по верхнему небу как можно дальше в сторону горла (повторить 3 раза);
-2 упражнение «Вьюга». Вдыхаем воздух через нос, плавно выдыхаем, произнося протяжно звук у-у-у-у-у-у-у-(повторить 3 раза);
-3 упражнение «Дрожим» . Прикусываем легонько нижнюю губу верхними передними зубами, повторяем звук в-в-в-в-в-в-в (повторить2-3 раза);
4 упражнение» Снежинка». Возьмите бумажную снежинку с парты(заранее приготовлена) за кончик нитки, подуйте на снежинку. (повторить 2-3 раза).
-Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса
(дети договаривают хором)
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса
-Я вижу вам знакомы эти строки! ( читали стихотворение в прошлом году)
-Назовите автора этих строк! ( Бунин)
-Какие стихотворения Бунина еще помните?
-О чем они ? (о природе)
- Спрогнозируйте тему урока.( Сегодня познакомимся со стихотворением Бунина о природе)
- Почему решили, что читать будем стихотворение? Ведь Бунин был не только поэтом? ( мы изучаем раздел «Поэтическая тетрадь»)
- Откройте учебник на странице 150 и проверим свои предположения!
-Прочитайте фамилию поэта, название стихотворения.
( на доске открывается тема : И. Бунин « Листопад» )
- Правильно ли мы спрогнозировали тему урока? (да)
- А почему решили, что « Листопад» о природе? ( Листопад - осеннее явление в природе)
-Давайте по толковому словарю узнаем точное определение слову» листопад»
(ученик зачитывает по словарю Ожигова : « листопад-это опадание листвы с деревьев с наступления холодов»)
- Тему урока определили, а какие цели поставим перед собой? (Будем готовиться к выразительному чтению стихотворения, попробуем понять настроение автора и передать его при чтении)
-Давайте посмотрим, каким видят листопад художники (просмотр несколько картин с изображением осенней природы под музыку Шопена)
-Художники изображают красоту осенней природы с помощью красок, композиторы- с помощью музыки, а поэты…..? ( дети досказывают : с помощью слов)
- Как вы думаете, какие слова Бунин подобрал для описания листопада? (дети высказывают свои предположения: осень, лес, опадают, красные, желтые и др.)
-Давайте прослушаем это стихотворение и проверим верность предполагаемых слов.
(звучит грамзапись на диске к уроку)
-Услышали подобранные нами слова? (да)
- Зачем же нам читать стихи поэтов, если сами неплохо описываем природу? ( поэты талантливые, они это делают лучше и красивее нас, мы не такие внимательные, как они)
-Вам понравилось стихотворение?
-Какие чувства испытывали, слушая его? (радости, восхищения и т.д)
-Какие картины представляли?
-Не показался ли вам лес в стихотворении Бунина знакомым и близким?
-Послушайте, почему вам представлялась родная природа.
(ученик готовил отрывок из биографии Бунина, выходит к доске, пересказывает; его рассказ сопровождается слайдами : фотография Бунина, фото мест, где он провел своё детство)
-Бунин родился в Воронеже. Но детство его прошло в родовом поместье, которое находилось в Елецком уезде Орловской губернии. Именно здесь, в этой российской глубинке среди хлебных полей, солнечных дождей, широких лугов зародилось в душе будущего поэта любовь к русской природе.
- Так почему же, слушая это стихотворение, вам представлялись картины нашего края? ( Бунин жил недалеко от наших мест)
-Скажите, можно ли до конца прочувствовать стихотворение, понимая значение не всех слов?
- Возьмите карандаши в руки, прочитайте стихотворение про себя и подчеркните слова, значения которых вы не знаете, или хотели уточнить их. ( самостоятельная работа)
( учитель сообщает детям, что 1 человек заранее поработал с толковым словарем и ответит на их вопросы)
-Итак, значения каких слов вам не понятны?( терем, лазурь, багряный, лиловый, просветы, завороженный и др.) (Дети спрашивают, выслушиваются ответы детей , уточняет ученик у доски)
-Обратите внимание, как точно назвал поэт цвета осеннего леса : лиловый, золотой, багряный Ведь таких цветов нет в палитре красок. О каком качестве поэта говорят эти слова? ( Бунин внимательный, наблюдательный)
- Сейчас я проверю, насколько внимательны вы! Работать будете в парах. На столах у вас листочки с заданием. Положите их перед собой. Перечитав подчеркнутые строки в тексте стихотворения, соедините слова правого и левого столбика парами.
лес оконца
елочки двор
просветы в небо терем
поляна вышки
( самостоятельно работают в парах)
- Прежде, чем проверить работу, проведем физминутку для глаз! -За листочком наблюдайте, свои глазки развивайте!( видеофизминутка для глаз « Листопад»)
-Проверим работу! Зачитайте получившиеся пары!
-Какой языковой прием использовал Бунин? ( сравнение)
-Для чего? (чтобы ярче представить осенний лес)
-А еще поэт для лучшего представления леса предлагает нам услышать его запах.
- Вам приходилось бывать в лесу осенью? Чем же там пахнет?
-А чем пахнет лес Бунина? Зачитайте строки.(дубом и сосной)
-Как в свежесрубленном тереме.
-Прочитайте выделенные слова в листочках с заданием. (елочки, оконца)
-С каким чувством поэт написал о них ? ( с любовью)
- Как же относится Бунин к природе? (Бунин любит природу)
-Какой еще прием использует поэт, для передачи необыкновенной красоты осеннего леса? (эпитеты)
-Найдите их, зачитайте.
-Какое настроение у автора вызывают картины осеннего леса? (радостное, торжественное)
-На протяжении всего стихотворения автор торжествует? (нет, его настроение меняется)
-Зачитайте то место , с которого меняется настроение автора.( и Осень тихою вдовой…)
-Как поэт назвал осень?
-Что за прием он использовал? (олицетворение)
-Почему вдова тихая? (грустит, печалится)
- О чем грустит осень?( что скоро эта красота закончится)
- Прочитайте стихотворение от слов : « И Осень тихою вдовой» до конца, найдите подтверждение слов, что красота осени недолговечна.
(в стихотворении Бунин много раз употребляет слово « сегодня»)
- Найдите и прочитайте эпитеты, которыми удалось поэту передать картину пустеющего леса.
(последний лепесток, пустая поляна)
-Как он пишет о тишине. Зачитайте.
Какое словосочетание использовал автор для усиления тишины?(мертвое молчанье)
-Как мы прочитаем об этом? (очень тихо)
-Бунин использовал прием, который в литературе называется «метафора»
-Метафора - это оборот речи, в котором слова употреблены в переносном смысле на основе сравнения.
- А что нарушает эту тишину? Прочитайте (листика шуршанье)
-Услышали ли мы в этом стихотворении шуршание листика?
- Как Бунину удалось это? (он использовал слова с шипящими)
-Прочитайте их .( молчанье, вышине, можно ,тишине, расслышать)
-Прочитайте последние 4 строки. Как вы думаете, почему Бунин заканчивает стихотворение похожими на начало строками? (не хочет уходить с поляны, еще раз остановился полюбоваться лесом)
- Какое чувство он переживал? (грусти)
- Мы поработали над содержанием стихотворения. Какой будет следующий этап работы?
(будем учиться выразительно читать стихотворение)
-Что будем учитывать при подготовке? ( интонация, тон, темп, паузы)
-С какой интонацией будем читать первую часть, вторую? Почему?
-В каком темпе? Почему?
-Расскажите о длительности пауз.
-Соблюдая выбранные нами тон, темп, интонацию подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. (самостоятельная работа)
Конкурс чтецов (2-3 человека)
- Понравилось чтение ребят?
-Чьё чтение понравилось больше?
-Какие пожелания будут ребятам?
-В учебнике нет иллюстрации к стихотворению, на доске рисунки ваших товарищей осеннего леса. Какие из них могли бы стать иллюстрацией? (выбирают подходящие рисунки)
Итог.
-Со стихотворением какого поэта познакомились?
-Что вы запомнили из его биографии?
-А что нового узнали о характере поэта?(внимательный, задумчивый, талантливый, наблюдательный, любящий природу )
-Недаром известный поэт А. Блок сказал о Бунине: « Так любить природу мало кто умеет»
-Оценим свою работу.
-На столе у вас листочки разных цветов .Выберите тот цвет листочка, который отражает ваше настроение. Прикрепим его на дерево (дерево нарисовано на магнитной доске) (Дети под музыку крепят листочки)
-Посмотрите, какая веселая, яркая листва. Я желаю вам сохранить такое настроение до конца дня! Урок окончен!