СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина "Листопад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условия для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности посредством знакомства с творчеством И. А. Бунина.  

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина "Листопад"»

Тема: Образное изображение осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».

Цель: создать педагогические условия для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности посредством знакомства с творчеством И. А. Бунина.
Задачи:

образовательные:

- формировать навык анализа поэтического текста;

- формировать навыки коммуникации, критического мышления;

- учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений;

- обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

- развивать речь на примере анализа поэтического произведения;

- развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

- развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного;

- вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней;

- вызвать радость общения с поэзией.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.



Личностные:

  • Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

  • Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги .

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно–поисковый, деятельностный метод практических и устных упражнений.

Технологи: технология деятельностного подхода к обучению, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение, презентация, раздаточный материал.



-Тихо сели . Отгадайте загадку!

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет,

Позитив друзьям несет! (улыбка)

-С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. ( дети улыбаются)

- Я вижу настроение у вас хорошее, настрой на работу деловой, тогда начнем урок литературного чтения.

- На уроках чтения мы много читаем, рассуждаем, делимся впечатлениями от прочитанного.

-Чтобы наша речь была четкой, внятной, выразительной - проведем речевую зарядку.

- Так как на улице зима, выполним упражнения с зимними названиями.

-1упражнение называется «Горка» . Кончик языка прижмем к внутренней стороне передних зубов, проведем языком по верхнему небу как можно дальше в сторону горла (повторить 3 раза);

-2 упражнение «Вьюга». Вдыхаем воздух через нос, плавно выдыхаем, произнося протяжно звук у-у-у-у-у-у-у-(повторить 3 раза);

-3 упражнение «Дрожим» . Прикусываем легонько нижнюю губу верхними передними зубами, повторяем звук в-в-в-в-в-в-в (повторить2-3 раза);

4 упражнение» Снежинка». Возьмите бумажную снежинку с парты(заранее приготовлена) за кончик нитки, подуйте на снежинку. (повторить 2-3 раза).

-Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса

(дети договаривают хором)

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса

-Я вижу вам знакомы эти строки! ( читали стихотворение в прошлом году)

-Назовите автора этих строк! ( Бунин)

-Какие стихотворения Бунина еще помните?

-О чем они ? (о природе)

- Спрогнозируйте тему урока.( Сегодня познакомимся со стихотворением Бунина о природе)

- Почему решили, что читать будем стихотворение? Ведь Бунин был не только поэтом? ( мы изучаем раздел «Поэтическая тетрадь»)

- Откройте учебник на странице 150 и проверим свои предположения!

-Прочитайте фамилию поэта, название стихотворения.

( на доске открывается тема : И. Бунин « Листопад» )

- Правильно ли мы спрогнозировали тему урока? (да)

- А почему решили, что « Листопад» о природе? ( Листопад - осеннее явление в природе)

-Давайте по толковому словарю узнаем точное определение слову» листопад»

(ученик зачитывает по словарю Ожигова : « листопад-это опадание листвы с деревьев с наступления холодов»)

- Тему урока определили, а какие цели поставим перед собой? (Будем готовиться к выразительному чтению стихотворения, попробуем понять настроение автора и передать его при чтении)

-Давайте посмотрим, каким видят листопад художники (просмотр несколько картин с изображением осенней природы под музыку Шопена)

-Художники изображают красоту осенней природы с помощью красок, композиторы- с помощью музыки, а поэты…..? ( дети досказывают : с помощью слов)

- Как вы думаете, какие слова Бунин подобрал для описания листопада? (дети высказывают свои предположения: осень, лес, опадают, красные, желтые и др.)

-Давайте прослушаем это стихотворение и проверим верность предполагаемых слов.

(звучит грамзапись на диске к уроку)

-Услышали подобранные нами слова? (да)

- Зачем же нам читать стихи поэтов, если сами неплохо описываем природу? ( поэты талантливые, они это делают лучше и красивее нас, мы не такие внимательные, как они)

-Вам понравилось стихотворение?

-Какие чувства испытывали, слушая его? (радости, восхищения и т.д)

-Какие картины представляли?

-Не показался ли вам лес в стихотворении Бунина знакомым и близким?

-Послушайте, почему вам представлялась родная природа.

(ученик готовил отрывок из биографии Бунина, выходит к доске, пересказывает; его рассказ сопровождается слайдами : фотография Бунина, фото мест, где он провел своё детство)

-Бунин родился в Воронеже. Но детство его прошло в родовом поместье, которое находилось в Елецком уезде Орловской губернии. Именно здесь, в этой российской глубинке среди хлебных полей, солнечных дождей, широких лугов зародилось в душе будущего поэта любовь к русской природе.

- Так почему же, слушая это стихотворение, вам представлялись картины нашего края? ( Бунин жил недалеко от наших мест)

-Скажите, можно ли до конца прочувствовать стихотворение, понимая значение не всех слов?

- Возьмите карандаши в руки, прочитайте стихотворение про себя и подчеркните слова, значения которых вы не знаете, или хотели уточнить их. ( самостоятельная работа)

( учитель сообщает детям, что 1 человек заранее поработал с толковым словарем и ответит на их вопросы)

-Итак, значения каких слов вам не понятны?( терем, лазурь, багряный, лиловый, просветы, завороженный и др.) (Дети спрашивают, выслушиваются ответы детей , уточняет ученик у доски)

-Обратите внимание, как точно назвал поэт цвета осеннего леса : лиловый, золотой, багряный Ведь таких цветов нет в палитре красок. О каком качестве поэта говорят эти слова? ( Бунин внимательный, наблюдательный)

- Сейчас я проверю, насколько внимательны вы! Работать будете в парах. На столах у вас листочки с заданием. Положите их перед собой. Перечитав подчеркнутые строки в тексте стихотворения, соедините слова правого и левого столбика парами.

лес оконца

елочки двор

просветы в небо терем

поляна вышки

( самостоятельно работают в парах)

- Прежде, чем проверить работу, проведем физминутку для глаз! -За листочком наблюдайте, свои глазки развивайте!( видеофизминутка для глаз « Листопад»)

-Проверим работу! Зачитайте получившиеся пары!

-Какой языковой прием использовал Бунин? ( сравнение)

-Для чего? (чтобы ярче представить осенний лес)

-А еще поэт для лучшего представления леса предлагает нам услышать его запах.

- Вам приходилось бывать в лесу осенью? Чем же там пахнет?

-А чем пахнет лес Бунина? Зачитайте строки.(дубом и сосной)

-Как в свежесрубленном тереме.

-Прочитайте выделенные слова в листочках с заданием. (елочки, оконца)

-С каким чувством поэт написал о них ? ( с любовью)

- Как же относится Бунин к природе? (Бунин любит природу)

-Какой еще прием использует поэт, для передачи необыкновенной красоты осеннего леса? (эпитеты)

-Найдите их, зачитайте.

-Какое настроение у автора вызывают картины осеннего леса? (радостное, торжественное)

-На протяжении всего стихотворения автор торжествует? (нет, его настроение меняется)

-Зачитайте то место , с которого меняется настроение автора.( и Осень тихою вдовой…)

-Как поэт назвал осень?

-Что за прием он использовал? (олицетворение)

-Почему вдова тихая? (грустит, печалится)

- О чем грустит осень?( что скоро эта красота закончится)

- Прочитайте стихотворение от слов : « И Осень тихою вдовой» до конца, найдите подтверждение слов, что красота осени недолговечна.

(в стихотворении Бунин много раз употребляет слово « сегодня»)

- Найдите и прочитайте эпитеты, которыми удалось поэту передать картину пустеющего леса.

(последний лепесток, пустая поляна)

-Как он пишет о тишине. Зачитайте.

Какое словосочетание использовал автор для усиления тишины?(мертвое молчанье)

-Как мы прочитаем об этом? (очень тихо)

-Бунин использовал прием, который в литературе называется «метафора»

-Метафора - это оборот речи, в котором слова употреблены в переносном смысле на основе сравнения.

- А что нарушает эту тишину? Прочитайте (листика шуршанье)

-Услышали ли мы в этом стихотворении шуршание листика?

- Как Бунину удалось это? (он использовал слова с шипящими)

-Прочитайте их .( молчанье, вышине, можно ,тишине, расслышать)

-Прочитайте последние 4 строки. Как вы думаете, почему Бунин заканчивает стихотворение похожими на начало строками? (не хочет уходить с поляны, еще раз остановился полюбоваться лесом)

- Какое чувство он переживал? (грусти)

- Мы поработали над содержанием стихотворения. Какой будет следующий этап работы?

(будем учиться выразительно читать стихотворение)

-Что будем учитывать при подготовке? ( интонация, тон, темп, паузы)

-С какой интонацией будем читать первую часть, вторую? Почему?

-В каком темпе? Почему?

-Расскажите о длительности пауз.

-Соблюдая выбранные нами тон, темп, интонацию подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. (самостоятельная работа)

Конкурс чтецов (2-3 человека)

- Понравилось чтение ребят?

-Чьё чтение понравилось больше?

-Какие пожелания будут ребятам?

-В учебнике нет иллюстрации к стихотворению, на доске рисунки ваших товарищей осеннего леса. Какие из них могли бы стать иллюстрацией? (выбирают подходящие рисунки)

Итог.

-Со стихотворением какого поэта познакомились?

-Что вы запомнили из его биографии?

-А что нового узнали о характере поэта?(внимательный, задумчивый, талантливый, наблюдательный, любящий природу )

-Недаром известный поэт А. Блок сказал о Бунине: « Так любить природу мало кто умеет»

-Оценим свою работу.

-На столе у вас листочки разных цветов .Выберите тот цвет листочка, который отражает ваше настроение. Прикрепим его на дерево (дерево нарисовано на магнитной доске) (Дети под музыку крепят листочки)

-Посмотрите, какая веселая, яркая листва. Я желаю вам сохранить такое настроение до конца дня! Урок окончен!