СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: «Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для изучения особенностей строения птиц, связанные с полетом.

Задачи:

Образовательные:  сформировать  знания  о признаках строения птиц, связанных с  приспособлением к полету.

Развивающие: сформировать понимание взаимосвязи строения организма с условиями жизни.

Воспитательные: продолжить формирование навыков работы   с учебником, делать конспективные записи, участвовать в беседе

 Планируемые  результаты.

Предметные: знать- особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

 Метапредметные: уметь-сравнивать птиц и пресмыкающихся, выбирать существенные признаки для сравнения.

Личностные: понимать процесс эволюции.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: «Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом».»

МКОУ «Хурикская

средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»

МР «Табасаранский район»









Открытый урок по теме: «Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом».

















Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна



Хурик, 2017 год

Цель урока: создать условия для изучения особенностей строения птиц, связанные с полетом.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о признаках строения птиц, связанных с приспособлением к полету.

Развивающие: сформировать понимание взаимосвязи строения организма с условиями жизни.

Воспитательные: продолжить формирование навыков работы с учебником, делать конспективные записи, участвовать в беседе

Планируемые результаты.

Предметные: знать- особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

Метапредметные: уметь-сравнивать птиц и пресмыкающихся, выбирать существенные признаки для сравнения.

Личностные: понимать процесс эволюции.

Ход урока.

Актуализация знаний .

-какие изменения на Земле явились предпосылкой появления птиц и млекопитающих?

-какие изменения должны были произойти в организме некоторых рептилий, чтобы приспособиться к изменившимся условиям?

- как отличить птиц от животных других классов?

-назовите признак, отличающий птиц от животных предыдущих изученных классов;-

Проблемный вопрос. Почему птицы способны летать, а другие животные-нет?

Формулирование темы урока: Особенности строения птиц, связанные с полетом.

«Эвристическая» беседа (сначала перечисляются признаки птиц, отмеченные на прошлом занятии, затем проходит уточнение по каждому признаку.)

  1. Какое значение имеет яйцевидная форма тела птиц?

  2. Почему у птиц не роговой, а перьевой покров? Почему так много перьев? Что находится между ними? Для чего?

  3. Почему у птиц отсутствуют зубы, хотя у рыб, земноводных и рептилий они есть?

  4. Почему шея у птиц более длинная?

  5. Почему глаза располагаются по бокам головы?

  6. Для чего птице хвост?

Вывод: все внешние признаки птиц связаны с приспособление к полету.

Лабораторная работа строение пера и виды перьев по инструктивной карточке 1. Опишите строение биологического объекта.

а) рассмотрите наборы перьев птицы (используйте лупу и рисунок 112 стр. 135);

б) выясните, как устроено перо;

в) в чем разница между контурным и пуховым перьями ( для этого препаровальной иглой попробуйте разнять бородки на опахале контурного и пухового перьев).после чего заполнить таблицу:

Виды перьев

Особенности строения

Назначение












Закрепление знаний

Выберите правильные утверждения.

  1. Все птицы теплокровные животные.

  2. Все птицы летают.

  3. Часть пера, погруженная в кожу, это-опахало.

  4. Отсутствие зубов облегчает полет

  5. Пуховые перья не имеют опахала.

  6. У летающих птиц нет пуховых перьев

  7. Цевка-это часть нижней конечности

  8. Самые крупные контурные перья-это маховые и рулевые

Применение знаний.

Обсудите в группе следующие вопросы.

1.Какие прогрессивные признаки появились у птиц по сравнению с пресмыкающимися?

2. Какие из органов чувств у птиц развиты особенно хорошо, почему?

3. О чем может рассказать форма клюва у птиц?

4.По каким признакам можно узнать водоплавающих птиц?

Рефлексия. Самооценка, сравнение результатов по эталону.

Домашнее задание: найти информацию и подготовить проектную работу по одному из вопросов:

1.Птицы леса. 2.Морские птицы 3. Городские птицы.4. Степные птицы. 5.Водоплавающие птицы.

Итоговая контрольная работа

Задание № 2. Чей «нос» лучше?

Вариант 1.

1. Соотнеси изображения птиц с названиями отрядов, к которым они относятся. Заполни второй столбец таблицы.

1. 2. 3. 4

5. 6. 7. 8. 9.

Название отряда

№ изображения

Характеристика (А, Б, В…)

Источник питания

Аистообразные




Воробьинообразные




Дневные хищники





2. Запиши в третий столбец таблицы соответствующие каждому отряду характеристики:

А – клюв удлиненный, заостренный, у некоторых расширенный на конце.

Б – пальцы на ногах длинные, сильные, заканчиваются острыми, загнутыми когтями.

В – клюв разнообразной формы, заостренный

Г - длинные конечности заканчиваются четырьмя удлиненными пальцами.

Д – клюв крючковатый, загнутый книзу.

Е – четырехпалые нижние конечности, пальцы заканчиваются острыми коготками

3. Вспомни, чем питаются птицы этих отрядов. Запиши источники питания в четвертый столбец таблицы.

Задание № 2. Чей «нос» лучше?



Вариант 2.

1. Соотнеси изображения птиц с названиями отрядов, к которым они относятся. Заполни второй столбец таблицы.

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8. 9.

Название отряда

№ изображения

Характеристика (А, Б ,В…)

Источник питания


Совы




Гусеобразные




Куриные




2. Запиши в третий столбец таблицы соответствующие каждому отряду характеристики:

А – клюв мощный, крючковатый, загнутый книзу.

Б – короткие ноги с четырьмя пальцами, три из которых соединены плавательной кожистой перепонкой.

В – клюв короткий

Г – на сильных ногах длинные пальцы с мощными, острыми, загнутыми когтями.

Д – короткий, широкий клюв с роговыми пластинками, расположенными по краю.

Е – сильные четырехпалые ноги с изогнутыми когтями.

3. Вспомни, чем питаются птицы этих отрядов. Запиши источники питания в четвертый столбец таблицы.

Задание № 3. Кто где живет?

Вариант 1.

1.С помощью изображений определи, к каким экологическим группам относятся эти птицы. Заполни первый столбец таблицы, вписав названия экологических групп.

Группа А - ? Группа Б - ? Группа В - ?

1. 2. 1. 2. 1. 2.

Название экологической группы

№ признака

А-


Б -


В -


2. Какие из перечисленных признаков характерны для представителей разных экологических групп. Заполни второй столбец таблицы, записав в него цифры.

1.Птицы небольших размеров, с маленькой головой.

2.Птицы крупных размеров, маленькая голова, длинная шея.

3. Оперение жесткое, крылья умеренной длины.

4. Птицы крупные, размах крыльев до 3 м.

5. На период размножения образуют пары, вьют гнезда.

6. Пары сохраняются всю жизнь, гнезда строят на земле, иногда на деревьях.

7. Оперение упругое, жесткое, пуховых перьев почти нет.

8. Крылья относительно большие, широкие, оперение рыхлое с небольшим количеством пуха.

9.Пары образуют на всю жизнь, гнездятся на деревьях, скалах.

3. Каким образом данные признаки позволяют приспособиться птицам к их среде обитания ? Сформулируй ответ об одной экологической группе, содержащий не менее трех положений.

Задание № 3. Кто где живет?

Вариант 2.

1.С помощью изображений определи, к каким экологическим группам относятся эти птицы. Заполни первый столбец таблицы, вписав названия экологических групп.

Группа А - ? Группа Б - ? Группа В - ?

1. 2. 1.

2. 1. 2.

Название экологической группы

№ признака

А-


Б -


В-


2. Какие из перечисленных признаков характерны для представителей разных экологических групп. Заполни второй столбец таблицы, записав в него цифры.

1 .Частое, рыхлое оперение, нередко перья крыльев с «бахромой», кожные валики вокруг слуховых отверстий.

2. Округлое, плотное тело, сильные ноги с крупными пальцами и крепкими когтями.

3. Глаза на передней стороне головы (бинокулярное зрение).

4 Крылья короткие, широкие, тупые, оперение жесткое, плотное.

5. Тело овальное, обтекаемое, шея длинная, ноги короткие.

6. Перья жесткие, плотно прилегают друг к другу, много пуха.

7. Пары образуются на всю жизнь, гнездятся в дуплах деревьев.

8.Постоянных пар не образуют, гнездятся часто на земле.

9.Пары сохраняются всю жизнь, гнездятся на земле, в густой растительности.

3. Что обеспечивают данные приспособления птицам в их среде обитания ? Сформулируй ответ об одной экологической группе, содержащий не менее трех положений.

Задание № 4. « Найди птичку»

Вариант 1.

1. Из слогов сложи названия птиц, относящихся к экологическим группам Ночные хищники и Наземные килегрудые птицы.

2. Запиши названия птиц под таблицей, распределив по группам.

фи

ва

сы

ка

глу

сп

зан

лин

чик

пе

фа

чик

лю

со

ш

ха

ряб

ре

пел

рь

Ночные хищники: Наземные килегрудые:

Задание № 4. « Найди птичку»

Вариант 2.

1. Из слогов сложи названия птиц, относящихся к экологическим группам Дневные хищники и Птицы болот.

2. Запиши названия птиц под таблицей, распределив по отрядам:

ра

ско

ля

ква

кон

бер

ра

бу

па

кре

чи

чет

ква

кут

ма

лан

дор

ор

цап

бис




Дневные хищники: Болотные:

Задание № 4. « Найди птичку»

Вариант 3.

1. Из слогов сложи названия птиц, относящихся к экологическим группам Птицы леса и Птицы водоемов и побережий.

2. Запиши названия птиц под таблицей, распределив по группам.

ле

го

ск

ква

зар

сой

дя

ще

кря

ка

бедь

гол

тел

рец

голь

во


Лесные: Водоемов и побережий:

Задание № 5. Птичьи хитрости.

Вариант 1.

Из предложенных заданий выберите одно или несколько заданий, дайте обоснованный ответ.

1. Большинство птиц вьют гнезда, насиживают яйца,заботятся о потомстве. Представьте, что птицы «разучились» делать все это. Каким образом птицы могли бы выводить потомство? Какие приспособления должны быть у них, у их птенцов?

Предположите возможные варианты ответов.

2.Утки и гуси перелетные птицы, гнездятся часто в холодных северных территориях, на побережьях водоемов.

Что привлекает птиц в эти регионы?

Какие приспособления позволяют им выводить потомство? Какие приспособления есть у птенцов?

3. Журавль – красавка, занесенный в Красную книгу РФ, обитает в степных районах страны, предпочитая открытые пространства, недалеко от водоемов.

Предположите, какие отрасли хозяйства могут быть факторами, ограничивающими численность вида. Какие меры необходимо принимать работникам разных отраслей для сохранения численности вида?

Задание 5. Птичьи хитрости.

Вариант 2.

Из предложенных заданий выберите одно или несколько заданий, дайте обоснованный ответ.

1. Птицы леса отличаются способностью к пению, особенно красиво они поют весной. Какое значение имеет пение в жизни птиц? Каким образом оно связано с сезонными изменениями в жизни птиц?

2. Совы часто приносят своим птенцам в качестве корма змей, причем обычно уже мертвых.

И только узкоротых змей они приносят живыми. Ученые установили, что змеи зачастую приживаются в совином гнезде и, что самое интересное, совята в таких гнездах растут быстрее, смертность их ниже. Предположите, какую роль играют узкоротые змеи в жизни сов?

3. Обитателя леса большого пестрого дятла называют строителем – «меценатом». Предположите, какая особенность этой птицы закрепила за ним подобное название?

Задание № 1.

1. Выберите верные утверждения.

Приспособлениями к полету являются:

1. Наличие киля.

2. Копчиковая железа с жироподобным веществом.

3. Облегченный скелет (полые кости, в которые проходят воздушные мешки)

4. Разделение артериальной и венозной крови в сердце, теплокровность.

5. Сросшиеся кости кисти.

6. Цевка.

7. Перьевой покров.

8. Наличие зоба.

9 Передние конечности – крылья.

10. Разная форма клюва.

11. Отсутствие зубов

12. Острые когти.

13. Двойное дыхание

14. Хорошо развитые отделы мозга и органы чувств.

15. Наличие хорошо развитых чешуй на задних конечностях.